..существовавший в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии
пришлась на XII— XIII вв., когда он распался под ударами татаро -монголъских
кочевых племен. Вторая — Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос,
возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и
монгольских завоевателей, аккумулировавших население Великой степи.
Цивилизационная интерпретация?
В связи с кризисом в отечественной
науке марксистской концепции истории внимание научной общественности привлекает
цивилизационная интерпретация. При этом понятие цивилизации зачастую
рассматривается как некая замена базовому для марксизма понятию
общественно-историческая формация. Очевидно, такая замена выглядит чисто
формальной процедурой, мало что меняющей в содержании философско-исторических
представлений и лишь имитирующей отход от марксизма. Во-первых, само понятие
цивилизации возникло и разрабатывалось в рамках всемирно-исторической
интерпретации, заключающей в себе (в том или ином наборе) существенные элементы
цивилизационной интерпретации (теорию гражданского общества, правового
государства, учение о роли экономики в общественном процессе). Во-вторых, выше
мы уже анализировали опыт теорий локальных цивилизаций, в рамках которого
понятие цивилизации жестко противопоставляется понятию формации. В представлении большинства отечественных
историков цивилизационная интерпретация является синтезом или эклектикой (взято
от других по кусочку) интерпретаций христианской, всемирно-исторической,
культурно-исторической. Отметим, что об этой интерпретации больше
говорят,чем ее используют. В настоящее время отсутствуют
труды по российской истории с ее применением. Концепция предлагаемого курса лекций —
равноуважительное отношение к различным интерпретациям (объяснению) материала.
Структура каждой лекции содержит следующие направления:
1) Освещение различных
интерпретаций (подходов) темы 2) Россия и мир 3) Государство и право 4) Экономика 5) Культура и быт.
Право выводов по материалу лекции предоставляется самим читателям
согласно выбранному подходу, жизненным установкам.
Литература Актуальные проблемы теории
истории. Материалы «круглого стола» (12 января 1994 г.) // Вопросы истории.
1994, № 6. Блок М. Апология истории,
или Ремесло историка. М., 1973. Гумилев Л. Н. От Руси до
России. СПб, 1992. Гуревич А. Я. О кризисе
современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2—3.
Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М.,
1974
Егоров В. К. История в нашей жизни. М., 1990. Коллингвуд Р. Идея
истории. Автобиография. М., 1980. Могильницкий Б. Г.
Введение в методологию истории. М., 1989. Россия в XX в. Историки мира
спорят. Ред. Кузнецова Л. М. М., 1994.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1993.
Ясперс К. Смысл и
назначение истории. М., 1991.