Летописи - памятники
исторического повествования, исторической прозы Древней Руси; один из основных жанров
древнерусской литературы, не находящий точных аналогий в других средневековых литературах;
повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался словами "В
лето..." - отсюда название летопись) Повествование в летописи было двух типов:
собственно погодные записи - сообщения
о событиях, и летописные рассказы - описания
событий, с конкретными деталями, диалогами. Вторые, в свою очередь представлены двумя типами: одни
рассказы повествуют о событиях современных летописцу, они обычно литературнообработаны и более
реалистичны; другие о событиях давно прошедших: обычно это эпические предания, легенды, лишь
впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая лаконичность описания, обобщенность образов
героев, сюжетная занимательность и эффект неожиданности. Летописи относятся к числу "объединяющих
жанров" (термин Д.С. Лихачева), подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической,
преимущественно, воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, различных
документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения
древнерусской литературы: "Поучения" Владимира Мономаха,
"Хождение за три моря"
Афанасия Никитина и др.
Новые летописи составлялись обычно как своды и компиляции
предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях. Продолжая труды своих
предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое
повествование, подчиняя его определенной исторической концепции и политическим
установкам.
Летописи исторических событий начали
вестись в Киеве, по-видимому, уже в конце 10 века. Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого (1019 - 1054) ; по мнению Д.С. Лихачева. в первой половине 1040-х
годов мог быть составлен свод преданий о возникновении христианства на Руси,
продиктованный стремлением утвердить мысль, что история России подобна истории других
христианских государств, и тем самым поднять авторитет русской церкви и молодого славянского государства.
Следующий этап приходится на 1069-1070 гг. и
связан с деятельностью инока Киево-Печерского монастыря Никона; считают, что в 1060-х
годах летописному повествованию придается характерная форма погодных
записей, которой русское летописание принципиально отличается от византийских хроник,
где исторический процесс делится по царствованиям. Около 1095 года
создается "Начальный свод",
сохранившийся в переработанном виде в Первой Новгородской летописи и положенный в основу
замечательного памятника древнерусского летописания, не знавшего себе равного в тогдашней
Европе по мастерству повествования, разнообразии источников, сложности исторической концепции - "Повести временных лет" (около 1113 года), в которой русская история связывается с
историей всемирной. Общерусское значение "Повести временных лет"
осознавалось в Древней Руси: с сокращениями или дополнениями она открывает почти все позднейшие
своды. В 12 -13 вв. наряду с Киевом и Новгородом летописи ведутся в Галиче, Владимире-Волынском,
Чернигове, Владимире-Залесском, Ростове, возможно, в Рязани. Областным летописям присущ различный стиль
повествования. Выдающимися памятниками 13 века являются летописные повести о битве на Калке
и нашествии Батыя 1237 - 1241 гг.
Новый подъем летописания связан с Куликовской битвой 1380 г. и
возвышением Москвы; в 1408 (1409) г. создается первый общерусский свод,
списком которого была Троицкая летопись (сгоревшая в московском
пожаре 1812 года). Наиболее замечательным памятником 15 века был свод 1448 года, лежащий в основе
первой Софийской и четвертой Новгородской летописей; свод 1448 года по-настоящему слил
новгородское и владимиро-новгородское летописание, добавив большие
вставки из летописей Твери и Пскова, суздальские и ростовские известия. К 70-м годам 15 века относятся первые доступные
нам московские великокняжеские своды (свод начала 1470-х годов, дошедший в составе Никоновской и
Вологодско-Пермской летописей; свод 1479 года). В1480-х годах независимое местное летописание в
Русском государстве (кроме Пскова) прекратилось. В16 веке летописание окончательно сосредотачивается в
Москве; записи текущих событий носят официальный характер. Появляется русский Хронограф,
объединивший изложение всемирной истории (от библейских времен до падения Византии) и русской истории
(с древнейших времен до середины 15 века). В конце 1520-х годов при непосредственном участии
митрополита Даниила были составлены Иосафовская и Никоновская детописи, в 1530-х годах -
Воскресенская. На основе Никоновской летописи в период 1568 - 76 годов по заказу Ивана IV
создается самый крупный летописно-хронографический памятник Древней Руси - Лицевой
свод в 10 томах, украшенный миниатюрами (их более 16 тысяч). В 17
веке общественное и историческое значение летописей стало постепенно падать
Списков летописей дошло до нас не менее 1500,
однако они относительно поздние (наиболее ранние Синодальный список первой
Новгородской летописи 13-14 вв., Лаврентьевская летопись 1377; Ипатьевская и погибшая в 1812 году
Троицкая начала 15 века; Радзивилловская конца 15 века 617 миниатюр).