..ско-литовским ополчением Лжедимитрий подступил к границам
Московского царства Борис Годунов разослал грамоты, в которых изобличал
самозванство Лжедимитрия, приказал проклинать его в церквах Но, несмотря на это
сторону Лжедимитрия приняли донские казаки, крепостные и другие бедные люди
Увеличив войско, Лжедимитрий завоевал несколько городов Борис умер скоропостижно, народ увидел в этом наказание Божие и признал Лжедимитрия и
истинным
царём, бояре, со своей стороны, не препятствовали Лжедимитрию утвердиться на
престоле в Москве, опасаясь, чтобы царский венец не перешел к сыну Годунова
Феодору Но с самого начала правления Лжедимитрия многие открыто называли его
самозванцем, архиепископ же астраханский даже проклинал его в церквах под
именем Гришки Отрепьева
На 2-м месяце его правления приехало в Москву много польских панов с царскою
невестою Мариною Мнишек, для помещения их были выселены из Кремля все
москвичи, а Марина заняла монастырь, где ее развлекали скоморохи и музыканты
Народ негодовал, особенно когда сделалось известно, что Марина не переменила
вероисповедания и что самый брак был совершен накануне большого праздника.
По низложении Лжедимитрия бояре возвели на престол князя Василия Шуйского,
сына защитника Пскова (последний царь из дома Рюриковичей). Правление
Шуйского, как и Бориса Годунова, было несчастливо. Москвичи не любили его и
прозвали за благоволение к боярам «шубником». В четвертый год царствования
Шуйский был низложен и пострижен в монахи.
181. Междуцарствие 1610—1613 г. Войска Сигизмунда в Москве. После Шуйского
началось междуцарствие, или управление Боярской думы. Это время было самым
тяжелым для Московского царства, и народ прозвал его «лихолетием». Еще в
правление Шуйского появился новый самозванец, Лжедимитрий II, который с
толпами поляков и русских изменников (казаки, крепостные) раскинул свой лагерь
недалеко от Москвы, в с. Тушине, почему он и был прозван Тушинским вором. В то
же время польский король Сигизмунд III осадил г. Смоленск, а к Москве отправил
войско под начальством гетмана Жолкевского. В начале междуцарствия Лжедимитрий
II подступил почти к самой Москве; к ней же подошел и Жолкевский. Последний
послал сказать боярам, что идет не как враг, а как друг, с целью избавить
Русское государство от бед, и предлагал избрать в цари сына Сигизмунда
Владислава. Бояре приняли предложение Жолкевского и присягнули Владиславу, а
за ними последовала и Москва, так как большая часть ее жителей боялись
самозванца (он вскоре бежал и позднее был убит в Калуге) . Жолкевский с
войском был впущен в столицу, а к Сигизмунду отправлено посольство с
извещением об избрании Владислава; при этом Жолкевский устроил так, что в
число послов попали лица, которые оставаясь в Русской земле, могли быть
опасны Владиславу - Между тем Сигизмунд III не согласился отпустить сына в
Москву и объявил, что он сам желает сделаться московским царем; послов же
удержал при себе.
Воспитанный иезуитами, Сигизмунд исполнял все их требования носил вериги,
бичевал себя и ходил по домам знатных панов собирать для Иезуитского ордена
милостыню; греческую церковь Сигизмунд презирал и преследовал православных
подданных. Несмотря на то, что в Москве все это было известно, некоторые
члены Боярской думы склонялись признать Сигизмунда царем. Патриарх же Гермоген,
70-летний старец, разрешил москвичей от клятвы Владиславу и разослал грамоты
по городам, призывая народ к освобождению Москвы от врагов. Составилось
ополчение, которое двинулось к столице. Узнав об этом, бояре, приверженцы
поляков потребовали от Гермогена, чтобы он вернул ополчение назад, но он
отказался. Тогда бояре заключили его в монастырское подземелье, где постелью
ему служила солома, а пищею — хлеб и вода. Когда ополчение подходило уже к
столице, москвичи, за исключением немногих бояр, восстали против неприятеля.
Поляки подожгли город. После трехдневного пожара от Москвы и ее окрестностей
остались только Кремль и Китай-город, где укрепились неприятели. Но ополчение,
вызванное патриархом Гермогеном, расстроилось, так как предводители его
действовали не единодушно, а главный из них, Ляпунов, был убит по интригам
поляков донскими казаками, находившимися в ополчении.
182. Взятие Сигизмундом Смоленска. Когда поляки утвердились в Москве, Сигизмунд напрягал все усилия, чтобы взять Смоленск. Город этот, как известно,
был захвачен Витовтом (§ 134); Василий III воссоединил его с Москвою, а Борис
Годунов обвел его крепкими стенами, которые называл своим драгоценнейшим
ожерельем. Благодаря этим стенам и мужеству жителей, Смоленск держался около
двух лет (20 месяцев), хотя много народа умирало от голода и цинги. Наконец
один перебежчик указал полякам слабое место в стене, и они ночью ворвались в
город. Чтобы ничего не доставалось неприятелю, смольняне поджигали свои жилища
и сами бросались в пламя, хотя поляки щадили безоружных Воевода Шеин,
распоряжавшийся обороною, сдался полякам, которые подвергли его пытке, чтобы
дознаться, не были ли где в Смоленске скрыты сокровища — Смоленск пал вскоре
после смерти Ляпунова. Сигизмунд считал Московское царство покоренным и с
торжеством возвратился в свою столицу — Варшаву, где на сейме объявил, что он
присоединяет Московское царство к Польше.
183. Минин и Пожарский. Во время «лихолетия» и особенно после пожара в Москве
многие искали убежища в Троице-Сергиевой лавре, обведенной высокими стенами
еще в XVI в. Игумен лавры архимандрит Дионисий устроил в самом монастыре и в
окрестных селах больницы и гостеприимные дома, причем сам ухаживал за больными
По смерти Ляпунова Дионисий вместе с келарем лавры Авраамием Палицыным стал
рассылать по городам грамоты, призывая народ к спасению Москвы. Первыми
отозвались на их призыв нижегородцы, следуя увещаниям торговца Козьмы Минина
(мясника), пользовавшегося в городе уважением за свою честность Когда одна из
грамот Дионисия, прочитанная в свободной церкви, растрогала народ, Минин
обратился к нему с речью и заключил ее так:
"Продадим дворы, заложим жен и детей наших, но
выкупим отечество и веру". Нижегородцы решили составить ополчение. На
содержание его
Минин первый отдал свои деньги, украшения жены даже драгоценные оклады с икон;
другие нижегородцы отдавали имущество, говоря: «Что пользы от нажитого,
когда отечество гибнет» Примеру нижегородцев последовали и другие города. Монастыри и зажиточные люди присылали деньги на содержание ополчения. Главным
воеводою был избран князь Пожарский, сражавшийся уже с поляками в Москве;
Минин же сделался казначеем Когда ополчение было на полпути от Москвы, поляки,
сидевшие в Китай-городе и в Кремле, и их сторонники, русские, сильно
встревожились. Боярин Салтыков и польский гетман Гонсевский приступили к
Гермогену с угрозою, требуя, чтобы он послал в ополчение грамоту с
предложением разойтись Патриарх отвечал: «Да будут благословенны те, которые
идут для освобождения Москвы; вы же будете прокляты!» Вскоре патриарх умер.
Полагают, что он был уморен голодом. Между тем ополчение подошло к Москве и
вместе с донскими казаками, над которыми начальствовал князь Трубецкой,
осадило ее. Сначала осада шла неуспешно, потому что казаки враждовали с
ополченцами и однажды, поссорившись с Пожарским из-за жалованья, хотели
отступить от Москвы, но архимандрит Дионисий нашел средство удержать их
Издержав монастырскую казну на спасение Москвы, Дионисий собрал теперь богатые
ризы и другие церковные драгоценности и послал их казакам Те устыдились
воспользоваться достоянием всеми чтимого монастыря, отослали присланное назад
и дали слово выстоять под Москвою до конца
Наконец поляки, страдая от голода, сдались (в октябре 1612 г ) и были
разосланы по городам.
184. Избрание Михаила Феодоровича. Сусанин. Для избрания царя воеводы созвали
в Москву Земский собор, который после трехдневного поста приступил к
совещанию. Члены собора единодушно избрали на престол Михаила Феодоровича
Романова ( 1613 г ) . Отец Михаила, боярин Феодор Никитич, приходился
племянником первой супруге Иоанна Грозного, Анастасии Романовне; Борис Годунов
насильственно постриг его в монахи под именем Филарета; Лжедимитрий I возвел
его в сан ростовского митрополита, а когда Москва присягнула Владиславу, он
был отправлен в числе послов к Сигизмунду. При избрании на престол Михаилу
Феодоровичу было 16 лет, он жил с своею матерью в Ипатьевском монастыре, на
р. Волге, недалеко от г. Костромы Отряды поляков, Родившие во многих местах
России, узнав об избрании Михаила, Решились отыскать его местопребывание и
убить, как соперника королевича Владислава Но царь был спасен крестьянином села
Домнина Иваном Сусаниным, который взялся проводить поляков к местопребыванию
царя, но вместо того намеренно завел их в лес. поляки, видя, что они
обмануты, убили его, но и сами погибли от голода.. Сделавшись царем, Михаил
наградил семью Сусанина ею и освободил ее со всем потомством от податей. —
Минин и Пожарский также были награждены: Минин был сделан думным
дворянином и заседал в Царской думе, а Пожарский был возведен в сан боярина.—
Через 200 лет, в царствование Александра I в честь их в Москве, на Красной
площади, был поставлен бронзовый памятник.
5. ПЕРВЫЕ ЦАРИ ИЗ ДОМА РОМАНОВЫХ
185. Михаил Феодорович (1613—1645). При вступлении на престол Михаила
Феодоровича Россия находилась в крайне бедственном состоянии; у самого царя
вначале не было дворца, в казне не было ни денег, ни оружия. В то же время на
Русской земле находились неприятели: в Новгороде - шведы, которыми правил
воинственный король Густав-Адольф, в Смоленской области - поляки; ни те ни
другие не хотели признать Михаила Феодоровича московским царем. Чтобы
успокоить царство после Смутного времени, молодой царь был вынужден сделать
большие уступки внешним врагам: шведы получили все русское прибрежье Финского
залива, и русские с этих пор были более отдалены от Балтийского моря, чем в
бытность Ливонского ордена; Польше была уступлена Смоленская область, так что
с этого времени вся р. Днепр принадлежала полякам (Русское царство со времени
основания никогда не было так отдалено от романо-германских народов, как после
Смутного времени).
После перемирия с Польшею возвратились в Москву послы, отправленные боярами к
Сигизмунду III с известием об избрании Владислава на престол и остававшиеся в
Польше около 8 лет. Когда русские решились освободить Москву от поляков, с
послами стали обходиться как с пленными: слуги их были перебиты, имущество
разграблено, и самих их держали под стражею. Между послами, как известно,
находился Филарет Никитич. Когда Филарет, освободившись из плена, приблизился
к столице, москвичи вместе с царем вышли к нему навстречу. Михаил Феодорович
поклонился отцу в ноги, Филарет сделал то же самое, и оба долгое время не
могли говорить от слез. Патриарший престол в Москве был свободен со времени
Гермогена. Гостивший в Москве иерусалимский па..