1. Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в служилых списках и
ни в какой государеве службе нигде не обьявилися, и поместных и вотчинных дачь
за ними нет, а ныне они по кабалам в боярских дворех, а били челом они в
боярския дворы в прошлых годех, до нынешняго государева указу, и тем детем
боярским неверстаным и впередь быти в боярских дворех попрежнему.
2. А впередь детей боярских верстаных и неверстаных никому в холопи не приимати,
и в Холопье приказе на них, без государева имянного указу, кабал не давати.
3. А будет которые дети боярские после сего государева указу бьют челом кому в
холопство, и по государеву указу и по боярскому приговору ис холопства они будут
свобожены, и велят им государеву службу служити в городом и они воровством, не
хотя государевы службы служити, учнут бити челом в и(ы)ные в боярские дворы, и
всяких чинов людем, и тех детей боярских отдавати в холопи тем людем, у кого они
преже того в холопстве были.
4. А которые люди, бегаючи от всяких чинов людей, живут за бояры, и за
околничими, и за думными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны
московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими,
и за дворовыми людьми, и за иноземцы, и за подьячими и всяких чинов за служилыми
людьми, и приходя к тем людем, из за кого они вышли, и иных их людей и крестьян
подговаривают, и домы их разоряют, и грабят, и пожигают, и тем людем, кого они
разоряют, искати розоренья в Судных приказех на тех людех, у кого они живут в
бегах. Да которые беглые люди кому доведутся по суду и по сыску отдати в
холопство, и тех беглых людей, по полным грамотам и по иным крепостям, отдавати
в холопство з женами и з детми, которые дети со отцами писаны в одной крепости,
и которые у кого в холопстве породилися.
5. А которые дети родилися до холопства, и учнут жити у кого иного, или учнут
жити собою, и те холопьи дети от тех людей, у которых служат отцы их и матери,
свободны.
6. А будет из за кого выбежат крестьяне, или бобыли и крестьянские и бобыльские
дети, и бегая бьют челом в боярские дворы, и дадут на себя служилые кабалы, а за
тем, из за кого они выбежат, написаны они до побегу в писцовых, или в переписных
книгах, и ис тех книг в выписях во крестьянех или в бобылях, и таких беглых
крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских детей, по суду и по сыску и по
книгам и по выписям отдавати тем помещиком и вотчинником, из-за кого они выбежат.
И о таких беглых крестьянех и бобылях ежегод ис Холопъя приказу посылати в
городы к воеводам и к приказным людем государевы грамоты, чтобы в городех
воеводы и приказные люди на крестьян и на крестьянских детей кабал никому не
давали.
7. А будет к кому придут какие люди и учнут бити челом в холопство, а скажутся,
что они волные люди, и тем людем, к кому они придут, роспрашивати их, какие они
волные люди, и где они
родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов дети, и в
государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли чьи люди, или
крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие люди в роспросе скажут, что они не
служилых отцов дети и в государеве службе и в тягле нигде и в холопех и во
крестьянех и в бобылях ни у кого не бывали, и тем людем, к кому такие люди учнут
в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ, а в Холопье
приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в Холопье приказе в роспросе
скажут те же речи, как они скажутся тем людем, которые их в Холопей приказ
приведут, и те их речи записав, велеть на них давати служилые кабалы. И которые
грамоте умеют, и тем велеть к тем служилым кабалам и к книгам руки прикладывати.
8. А которые люди учнут к кому приходить и бити челом в холопство после кого
умерших, и отпускные умерших, или их прикащиков с собою принесут, и таких людей
с теми отпускными по тому же приводити в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех
людей роспрося и взяв с отпускных списки, велети на них тем людем, кому они
учнут бить челом в холопство, давати служилые кабалы, а отпускные велеть клеити
к кабалам, и закрепляти дьячьею рукою. А списки с тех отпускных оставливати в
Холопье приказе, за дьячьею же приписью, и те кабалы и отпускные и холопей в
рожеи и в приметы записывать в книги.
9. А у которых людей на холопей будут служилые кабалы, и те люди тех своих
холопей, хотя укрепить у детей своих в холопстве, пришлют в Приказ Холопья суда,
на тех же своих холопей имати новых кабал, на имя детей своих, а отпускных тем
холопем своим не дадут, и на тех людей, без отпускных, кабал детем их не давать.
10. А которые холопи по смерти прежних своих бояр будут отпущены на волю, и
отпускные им даны будут и они с теми отпускными пришед к кому бьют челом в
холопство, и отпускные свои ему отдадут, а после того, покиня они те свои
отпускные, кому отдадут, отшед от них, бьют челом в холопство иному кому, и
учнут на себя служилые кабалы давать, и на них тем людем, к кому они без
отпускных придут, служилых кабал не давать, а давать на них служилые кабалы тем
людем, к кому они напередь с отпускными придут.
11. А кто скажетца, что он напередь того у кого служивал, да отпущен, а
отпускные не положит, и его по тому же роспросить, для чего у него отпускные нет
и у кого он напередь того служил и тот жив ли, и будет жив, и для чего он его от
себя отпустил, а отпускные ему не дал, или тот, у кого он напередь того служил,
умер, и будет умер, и жена и дети после его осталися ли, и почему он у него
служил, по старинному ли холопству, или по кабале, и будет по кабале, и где на
него кабала взята, и для чего ему по смерти того прежняго его боярина отпускныя
не дано. Да будет тот холоп, у кого отпускныя не будет, в роспросе скажет, что
первой его боярин, которой отпустил, жив, а отпускныя ему тот его боярин не дал,
и на него без отпускныя никому кабалы не давати.
12. А будет такой холоп в роспросе скажет, что прежней его боярин умер, а он
служил у него по кабале, а где на него, и в котором году кабала взята, про то он
скажет имянно, и по тем его речем досмотрити в кабалных записных книгах, есть ли
на него кабала в записке. Да будет на него в холопьих записных книгах кабала
записана, а про прежняго его боярина сыщется допряма, что он умер, и спору о том
холопе ни у кого ни с кем не будет, и на него по кабалным книгам тому, кому он
после первого своего боярина бьет челом в холопство, дати кабала и без
отпускные.
13. А будет того холопа первой боярин и умер, а после его осталися дети, а на
того холопа в кабалных записных книгах кабалы в записке не объявится, а дети
перваго его боярина учнут об нем бити челом государю по старинному, а не по
кабалному холопству, и старинные крепости на него положат, и того холопа по
старинному холопству и по старинным крепостям отдати в холопство тем детем
прежняго его боярина, а кому он внов бил челом в холопство, и тому отказати, и
кабалы на него не давати.
14. А будет кто прикажет детем своим, или братье, или прикащиком, по смерти
своей кабалных своих людей отпустити на волю, и те дети его, или братия, или
прикащики тех его людей на волю не отпустят, и похотят их у себя удержати, и тем
людем, которых после умершаго дети его, или братья, или прикащики на волю не
отпустят, бити челом на них государю, и о том подавати челобитные в Холопье
приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех людей, на которых те холопи учнут
бити челом, посылати приставов и велеть их сыскивая ставити с теми челобитчики с
очей на очи и роспрашивая велеть тем холопем отпускные давати безо всякого
задержания.
15. А будет кого судом Божиим не станет скорою смертию, а после его останутся
кабалные люди, а жена и дети, или братия того умершаго тех кабалных людей от
себя отпустити не похотят, и отпускных им не дадут, и те люди о том учнут на них
бити челом государю, и по тому их челобитью, сыскав про то допряма, что они у
боярина своего служили по кабалному, а не по старинному холопъству, и их того
умершаго боярина от жены и от детей и от братии свободить, и дати им волю. И
кому они учнут с воли бити челом в холопъство, и тем людем на них дати кабалы,
по сыску, и без отпускных.
16. А будет которые волные люди на Москве и в городех бьют челом кому в
холопство доброволно, и бив челом, учнут у тех людей, кому они бьют челом в
холопство, жити бескабално месец, или два, или три месяцы, а те люди, кому они
бьют челом в холопство, приведут их в Холопей приказ, и учнут на них бити челом
государю, что они служат у них многое время, а служилых кабал на себя не дадут,
и чтобы на тех людей указал государь дати им кабалы, и будет приводные люди
кабал на себя дати не похотят, а жили они у тех людей менши тpex месец, и тех
людей отпущать на волю, а служилых кабал на них не давати потому, что они жили у
них бескабално немногое время. А будет сыщется, что жили болши трех месец, и на
тех людей кабалы давати и поневоле, хотя они к ним итти в холопи и не похотят.
17. А будет такие волные люди, у кого живучи в холопстве доброволно, бес
крепости, пойдут от них прочь с отказом, или без отказу, и те люди, от которых
они пойдут, учнут на них искати сносов, хотя их тем у себя удержати, и им на тех
людей, которые от них отойдут, в сносе суда не давать для того, на что он холопу
верил, и у себя его держал бес крепости.
18. А которой человек живет у кого бескабално, а грамоте он умеет, и учнет тот
человек во всяких писмах писатися холопом того человека, у кого он живет
бескабално, а после того он у того человека жити не похочет, и отшед от него
даст кому иному служилую кабалу, и тот человек крепок тому, кому он даст на себя
кабалу. А будет тот, у кого он жил бескабално до тоя кабалы, учнет на него бити
челом, и станет его уличать по грамоткам руки его, и ему отказать потому, бес
кабалы держать не велено. А что он в писмах писался холопом того человека, у
кого он жил бескабално, и тех писем таким людем в крепости не ставити.
19. А писати служилыя кабалы площадным подьячим на одного человека в трех рублех,
а болши и менши не писати. А пошлин имать в государеву казну с рубля по алтыну.
20. А давати служилыя кабалы на холопей, которые будут в пятнатцать лет, а
которые будут менши пятинатцати лет, и на тех служилых кабал не давать. А кто
служилую кабалу оболживит, и та кабала вершити по суду.
21. А кто возмет на полного, или на докладного, или на старинного холопа кабалу,
не опытав без отпускныя, и того холопа по сыску отдать тому, чья крепость
старее.
22. А что холоп, бегаючи от старого своего боярина, бил челом во двор иному, и
тем учинил ссору, и за то бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле
нещадно, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать.
23. А которые люди учнут на кого имати кабалы воровски заочно подставою, и про
таких в Холопье приказе сыскивать кабалными книгами, и осматривать спорных людей
в приказе в рожей и в приметы. Да которые люди в рожей и в приметы с кабалными
книгами не сойдутся, и тех людей в холопство никому не отдавать, и по тем
кабалам исцом отказывати. И кто кабалу возьмет подставою, а сыщется про то
допряма, и тем людем за то чинити наказание, бити кнутом. А кто имя переменит и
тому не верить.
24. А будет которой холоп, или крестьянин от кого побежит, покиня отца своего,
или матерь, и даст на себя иному кому служилую кабалу вновь, и про таких беглых
старинных и кабалных людей и про крестьянских детей по челобитью тех людей, от
кого они збежат, сыскивати отцами их и матерми, и ставить с ними отцов их и
матерей с очей на очи. Да будет про то сыщется подлинно, что те спорные люди и
крестьяне родилися у кого в старинном холопстве, или во крестьянстве, и тех
холопей по старине и по крепости, и с очной ставки отдавати тем людем, у которых
отцы их и матери, а по новым кабалам отказывати. А крестьян и крестьянских детей
отдавать ко отцом и к матерем по тому же государеву указу.
25. А будет которые холопьи в роспросе на суде и на очной ставке учнут отцов
своих и матерей, или братьев, или сестр, или дядьев, или теток родных отпиратися,
а отцы их и матери, или братья, или сестры, или дядья, или тетки родныя учнут на
них говорити, что они отпираются их воровством, не хотя быти с ними в холопстве,
и тех людей, которые учнут отцов своих и матерей, и братьев, и сестр, и дядьев,
и теток отпиратися, пытать. Да будет они с первой пытки не повинятся, и их
пытати и в другие, да будет и з другия пытки не повинятся же, и их отдать тем
людем, у кого на них будут служилые кабалы.
26. А будет от кого побежит холоп, или крестьянин, покинув жон, и в бегах
поженятся на иных женах, а первых своих жен учнут отпиратися, или которая раба,
или крестьянка от кого збежит, покиня мужа, и выйдут за иных мужей, а первых
своих мужей воровством учнут отпиратися, и им указ чинити против того же, как о
том писано выше сего в холопье статье.
27. А от кого збежат кабалные и иные крепостные девки, и вдовы, и крестьянския
дочери, и выйдут замуж Украйнных городов за служилых людей, и за тех дворовых
беглых вдов и девок на тех людех, за кого они замужь выдут, имать выводу за
вдову, и за девку по пятидесять рублев за человека, а за крестьянскую дочь
девку, или вдову по десяти рублев.
28. А кто у кого поимается за холопа, и положит кто на которого холопа городскую
кабалу, и скажет, что та кабала в городе в книгах записана, и на кабале
подписано, что кабала в книгах записана, а в книгах та кабала, на которые книги
он пошлется, в записке не объявится, а воеводская, или приказного человека, или
губного старосты рука у той кабалы есть, и по той кабале того, кто такую кабалу
в суде положит, не винити, и велеть ему на холопа, или на рабу, вместо тоя
кабалы, дати новую кабалу, а тому, кто на кабале подпишет, что кабала в книге
записана, а в книги не запишет, за то учинить наказание, что государь укажет.
29. А у которых людей на старинных холопей старинныя крепости утерялися в
Московское розорение, в прошлых годех, до 121-го году, и по указу блаженныя
памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии
велено тем людем в прошлых во 121-м и во 122-м годех на те холопьи старинные
крепости давати явки, и будет которые люди учнут на ком искати старинного
холопъства, а старинных крепостей на тех людей в суде не положат, а скажут, что
у них на тех людей старинные крепости пропали в московское разорение, и в том
учнут они слатися на явки, которых даваны в указные годы во 121-м, да во 122-м
годех, и те явки будет сыщутся, и по тем явкам таких старинных холопей отдавати
тем людем, которые на них те явки подавали. А будет кто учнет искати старинного
холопства, а в суде крепостей никаких на спорных холопей не положит, а скажет,
что у него на тех людей крепости в разорение пропали, а явок он на те крепости в
указные годы не давал, и учнет он про старину тех людей слатися в обыск, и по
той ссылке тех людей про старинное холопство сыскивати всякими сыски накрепко, и
отдавати таких старинных холопей по обыском тем людем, у кого обыскные люди в
старинном холопстве кого знали.
30. А у которых людей холопи породилися от кабалных их людей, а живут они у них
многие годы бескабално, и на таких холопей тем людем, у кого они живут
бескабално, имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не похотят, и на
них кабалы дати и в неволю, потому что они живут у них бескабално многие годы.
31. А кто будет в какой крепости в холопстве написан, и те люди по рабе холоп и
по холопе раба. А которые старинные холопи написаны кому в духовной и порядной в
приданых, и те люди, по духовной и порядной записи, по рабе холоп, и по холопе
раба.
32. А будет положат на одного холопа две полные, или две докладные, и которая
будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.
33. А будет кто изменит, из Московскаго господарства отъедет в и(ы)ное
господарство, а после его людем его по государеву указу и по боярскому приговору
дана будет воля, и те его люди с воли бьют челом кому в холопство, а после того
тот изменник из и(ы)змены воротится, и государь пожалует его, положит на
милость, за ту его измену смертью казнити его не велит, и ему людей к себе
приимати внов, кто у него в холопстве быти похочет, а до тех его людей, которым
без него дана будет воля, дела ему нет.
34. А будет чьего холопа возмут в полон в и(ы)ную в которую землю, а после того
тот холоп ис полону выидет, и он старому боярину не холоп, и жену его и дети для
полонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему боярину, и
того холопа старому боярину привести к записке в Холопей приказ, и роспрося его,
подписывати на старой крепости, что он идет к нему волею, а пошлин имати з
головы по алтыну.
35. А которой холоп изменит, побежит в и(ы)ное господарство, а после того выидет
он ис того господарства в Московское государство собою, и он старому боярину
холоп по старому холопству потому, что он в и(ы)ной земле был в бегах, а не
полоном взят.
36. А будет которой холоп, или раба от кого збежат, и бьют челом в холопство
иному кому, и у того, кому они в бегах бьют челом в холопство, взяты будут в
полон, а после того они ис полону выдут, и их отдавати прежним их бояром, по
первым крепостям, а тем людем, у кого их в полон возмут, в холопство их не
отдавати.
37. А которые полоняники, которых земель нибудь служилых иноземцов дети
крестятся в православную християнскую веру, а государю в службу не пригодятся, и
которые службу государеву служили, да от службы отставлены, а похотят кому в
службу бити челом, и кабалу на себя дати похотят, и тому на того новокрещена
взяти крепость, и в книги записати.
38. А кто новокрещена приимет к себе в службу, и крепость на него возмет, а в
приказе той крепости не запишет, а после того тот новокрещен от него збежит, и
он по той незаписной крепости учнет на нем искать сносу, и тем крепостям не
верить, и в сносе на тех новокрещенов суда никому не давать потому, что та
крепость взята не по государеву указу.
39. А будет кто на ком ищет по кабалам заемных денег, или по записям за рост
служить, да сносов, и заимщики, которые учнут в и(ы)сцовых искех по кабалам, и
по записям, и в сносе винитися, или в которых в и(ы)сцовых искех кого судом
обвинят, и доправити будет исцовых исков на тех людех не мочно, и поруки и
переводу по них в и(ы)сцовых искех не будет, и тех ответчиков в и(ы)скех исцом
выдавати головою до искупу.
40. А за работу тем людем зачитать в окуп исцова иску мужскому полу по пяти
рублев на год, а жонкам и срослым девкам против того вполы, а детем их, которые
у них будут болши десяти лет, по два рубли за год, а. которые дети у них будут
недоросли менши десяти лет, и тем недорослям в окуп исцова иску ничего не
зачитать потому, что такие недоросли в таковы лета не работают. А как такие люди
у исцов своих иски их заработают сполна, и их от тех исцов отпустить на волю. А
будет исцы их помрут, а после их останутся дети, а они исков их до тех мест
сполна не заработают, и им против того, чего они не заработают, доживать тех
умерших исцов у детей, а как они от тех исцовых детей отработаются, и их потому
же отпустить на волю.
41. А которые всяких чинов люди в голодное, или в и(ы)ное в какое время, не хотя
холопей своих кормить, сошлют их з двора, а отпускных им не дадут, и крепостей
не выдадут, а велят им кормится собою, проча их впредь себе, и за тем тех их
людей во двор иные никто не примет, что у них отпускных нет, и в том на них от
тех их холопей челобитье будет, и по тому холопью челобитью ис приказу Холопья
суда судьям посылати по тех их бояр, которые их з дворов сошлют, и тех их бояр
роспрашивати, прямо ли они их з дворов от себя сослали. Да будет те их бояре в
роспросе скажут, что они тех своих людей з дворов от себя отпустили, и впередь
им до тех холопей дела нет, и им к тем своим роспросным речам велеть руки
приложити. А которые грамоте не умеют, и они бы в свое место к тем своим
роспросным речам велели руки приложити, кому они верят. А которые к тем
роспросным речам рук прикладывати не учнут упрямством своим, и им к тем
роспросным речам велеть руки приложити по неволе. Да как они к роспросным речам
руки приложат, и в Холопье приказе тех их холопей записав в книги, дати им воля,
и отпускные им дати ис Холопья приказу, и кому они с воли бьют челом в
холопство, тому они и холопи. А не роспрашивая про таких холопей тех людей, на
кого те холопи учнут бити челом, воли им не давати.
42. А будет про тех холопей бояре их, на которых учнут бити челом, скажут, что
на них те их холопи бьют челом ложно, а они их з двора от себя не ссылали, и тех
холопей отдати тем их бояром, и приказать тем их бояром, чтобы они их в голодное
время кормили, а голодом не морили, и за то что они на них били челом, дурна над
ними никакова не учинити.
43. А будет кто в голодное время сам себя з женою, или сына, или дочь отдаст
кому в работу за прокорм, и запись на себя в том даст, или в записи напишет на
себя и на детей своих заемныя денги, и по той записи жити им у того, кому они в
работу дадутся до тех мест, покаместа они окупятся, или отработаются. А за
работу того долгу зачитати им по указу, как о том писано выше сего.
44. А которые люди учнут у кого жити в дворех по записям, а в записи написано
будет имя того одного, кому запись будет дана, а жити им у них по их живот или
урочныя лета, а не доживут урочных лет, и на них взять по записи заряд. А жен и
детей тех, кому они на себя такия записи дадут, в тех записях будет не написано,
и они по таким записям женам и детем тех, кому они такия записи на себя дадут,
не крепки, и жить им по тем записям у тех людей, кому они те записи на себя
дадут, по их живот, а по смерти их женам их и детем до них дела нет.
45. А кто отец или мати отдаст кому в работу сына или дочь на урочныя лета, и по
тех своих детех ручаются и дадут на себя записи за руками в том, что тем их
детем от тех людей, кому они их отдадут, не збежати, и никакова дурна не
учинить, и в Холопье приказе те записи в книгах будут записаны, или кто по ком в
таком дворовом житье ручается сторонней человек, а те люди, по ком они ручаются,
не дожив урочных лет, от тех людей, кому они во двор будут даны, збежат, а после
того те люди, от кого они збежат, их сыщут и к себе возмут, а на порутчиках их
учнут по записям искати заряду или сносу, а порутчики скажут, что те беглые люди
от них ничего не снесли, а сыскать будет про то неким, и им в сносе с порутчики
учинить вера, крестное целованье. А заряду по записи на тех порутчиках править
не велеть, а велеть тем людем, по ком они ручались, у тех людей, кому они отданы
в работу, доживать по записям урочные годы. А которые жилые записи в Холопье
приказе в книгах будут не записаны, и по тем записям исцом отказывать.
46. А которые люди учнут искать на ком по записям, а в тех записях написано, что
они тех людей скупили в долгех с правежу, а тем людем жити у них, и у детей их
во дворе служити и женитися, и женясь потому же служити во дворе, а сколко лет
служить, того будет в записи не написано, и тех людей по таким записям отдавать
во двор тем людем, кому они на себя такия жилые затписи дали, по тому что он тое
запись дал на себя из воли.
47. А кто на холопа возьмет кабалу отец с сыном, или брат з братом или дядя с
племянником вместе, и учнут на тех людех по тем кабалам холопства искати, и тем
исцом по таким кабалам отказывати, и таких людей, на кого они такия кабалы в
суде положат, от них свободити на волю потому, что по государеву указу велено
веем людем служилыя кабалы имати порознь, а дву человеком вместе отцу с сыном, и
брату з братом, и дяде с племяняиком на одного холопа кабал имати не велено.
48. А будет у кого на холопей такия служилыя кабалы взяты до сего государева
указу, и им те кабалы приносити и холопей приводити на Москве в Холопей приказ,
а в городех к воеводам и к приказным людем и к губным старостам в сьезжие избы,
и на тех холопей имати новыя кабалы по сему государеву указу, а старые кабалы у
них взяти в приказ, а воли по тем старым кабалам тем их холопем не давати.
49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех людех запрется, и
скажет, что у него тех людей нет, и в тех людех тот ответчик отцелуется, а после
того те люди объявятся у него, а истец тех своих людей у него вымет, и таким
ответчиком за то, что он накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как
написано в суде о крестьянех выше сего.
50. А будет которой ответчик про чюжого холопа в ответе скажет, что у него тот
чюжой холоп был, да збежал до исцова челобитья, и живет он в и(ы)ном городе. и
тому ответчику того чюжаго беглого холопа велети сыскивати, и для сыску дати ему
поверстной срок по указу. Да как он того чюжаго холопа сыщет, и ему поставити
его в Холопье приказе, а ис Холопья приказу того холопа отдати тому, у кого на
него крепость будет старее.
51. А которые ответчики в беглых в чюжих холопех не запрутся же, а скажут, что
от них тех люди збежали же, а где они живут, того не ведают, и тем людем тех
беглых людей сыскивати же, а сроку давати им впервые на два месяца, а в другой
после дву месяцев на четыре месяца, а будет в полгода не сыщет, и им дати третей
срок другую полгода. А давати такия болшия сроки тем ответчиком, которые скажут
беглых людей в далних городех. А будет кто и во все в три сроки беглых людей не
поставит, и на них взяти денгами по государеву указу за всякого человека по
пятидесят рублев и отдати исцу. А будет ответчик того человека сыщет, и того
человека отдати исцу, а денги пятьдесят рублев взяв у исца, отдати ответчику.
52. А которые люди учнут у себя холопей держати по отцовским кабалам, а отцы их
померли, и тех отцовских людей от них отпущати на волю, а с воли те люди кому
дадут на себя служилыя кабалы, тому они будут и холопи.
53. А кто старинного своего холопа или рабу отпустит на волю при себе, или по
смерти его таких старинных холопей по его приказу отпустят прикащики его, и
впредь до тех людей детем его и братии и племянником дела нет.
54. А кто у кого за холопа поимается и приведет того холопа к роопросу в Холопей
приказ, и после роспросу на того холопа подаст челобитную о суде, а тот, у кого
он за того холопа поимается, учнет говорити, что он тому холопу в ответе не
верит, и учнет в том холопе сам отвечати, и ему в том дати на волю, а холопу у
суда быти же. А будет тот ответчик скажет, что холоп сам за себя отвечает, и
против исцовы исковой челобитной велети холопу отвечати и с суда, прав ли или
виноват будет, верити холопу, что ни станет в суде говорити.
55. А которые люди к кому приставя в беглых людех и в сносе подъписав
челобитную, или приставную память, не станут искати еделю, или ответчики дав по
себе поруку к суду да не учнет отвечати неделю же, и тем исцом или ответчиком
указ чинити по тому же, как о том писано выше сего в судной статье.
56. А которые всяких чинов люди станут искати на холопех холопъства, а кабалу
положит на того холопа 120-го году за дьячею рукою и за подьячих справкою, хотя
тех кабал и книг нет, или будет которыя кабалы у кого взяты на холопей и старее
того, а те кабалы за дьячьими же руками и за подьяческими справками, а книг на
те кабалы нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам, на чье имя те
кабалы писаны, отдавать потому, что те кабалы писаны до тех мест, как на
Московском государстве учинился блаженныя памяти великий государь царь и великий
князь Михайло Феодоровичь всеа Русии.
57. А которые люди учнут на ком искать беглых людей, а сносу втепоры искать не
учнет, а в и(ы)сковой челобитной напишет, что он сносу учнет впередь искать
доискався холопства, и таким исцом после того в сносе суда не давать.
58. А которые люди будучи в городех по воеводствам и по приказом, возмут на кого
служилые кабалы в тех же городех, и те кабалы не в кабалы, потому что воеводам и
приказным людем, будучи в городех, ни на кого служилых кабал и никаких крепостей
имати не велено.
59. А будет кто на ком ищет холопства, и после суда тех спорных холопей давать
на поруки з записми мимо исца и ответчика. А будет по ком поруки не будет и тех
холопей до вершения судного
дела держать приставу.
60. А которой боярской человек, или раба, которому исцу или ответчику крепчае, и
по суду доведется отдать мужа, а тот будет холоп женат, отдать с ним и жена. А
будет доведется отдать кому по крепости жену, а у нея есть муж, отдать за жонкою
и мужа да с них же взять головные пошлины.