, то любовь или неприязнь к этой дисциплине во многом определяются
впечатлениями от качества ее преподавания, вынесенными из средней школы. Но не только это является определяющим в
отношении к истории. В самом начале перестройки В. Кобрин отмечал, что "в наши дни любят
историю, но не жалуют историков". И сам же задавался вопросом: "Почему ?".Ответ на
этот вопрос неоднозначен, как неоднозначны ответы на большинство исторических вопросов вообще. А поскольку
ответы на исторические вопросы не схожи с ответами на вопросы точных наук, то виноватыми оказываются сами историки.
Есть еще одна и , пожалуй, лавная причина нелюбви к служителям Клио - многие историки
в зависимости от политической конъюнктуры довольно много лгали. И когда по прошествии времени эта ложь оказывалась на
поверхности, то народное негодование выплескивалось через край, а слово "авторитет" по отношению к
историкам становилось неприменимым. Справедливости ради следует заметить, что зачастую ложь отечественных историков
была вынужденной. Уж слишком близко стоит она к интересам политики, а в иные периоды и сама
история
оказывается "политикой, опрокинутой в прошлое". И всегда у власть имущих возникало
(и возникает сейчас) желание "порулить" историей. Элементарное чувство самосохранения и заставляло
историков двигаться в заданном направлении.
Француз М. Блок назвал историю "ремеслом". Другой публицист добавил, что ремесло
это - собачье: вилять хвостом и лаять (в зависимости от конкретной ситуации). Думается, что в
современных условиях люди могут не только любить историю, но и полюбить историков.Но прежде
чем историю изучать, надо изучить историков, которые её создавали.