О деятельности полусказочного Рюрика
(по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось преданий.
Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье р.
Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его возбуждало
будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж под предводительством какого-то
Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им
бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие
дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать,
насколько справедливы все эти предания. По смерти Рюрика (879) княжить в
Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Неlgi). Он
пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря
(по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем
он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил на Днепре
Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и погубил
Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не княжеского рода»,
между тем как сам он князь, а Игорь — Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег
основался в нем и сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет
«матерью городов русских». Так удалось Олегу объединить в своих руках все
главнейшие города по великому водному пути. Это и была его первая цель. Из
Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем
на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою
собралися, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме
окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого
государства и освободил русские племена от хозарской зависимости. Сбросив
хозарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны
восточных кочевников (как хозар, так и печенегов) и строил города по границе
степи. Но объединением славян Олег не
ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и Дира,
сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском
«на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его
окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу «дань», то
есть откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично
подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси:
Олега воспевали в песнях, и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из
песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои
суда на колеса и посуху на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни
же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу»,
повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого,
знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела
исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен большое
государство, вывел славян из подчинения хозарам и устроил путем договоров
правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем
русско-славянской независимости и силы. По смерти Олега (912) вступил во власть
Игорь, по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега
в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый разон понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили
особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй раз
Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в
договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры
Олега. В походе Игоря против греков принимали участие и печенеги (§2), впервые
при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь
окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел
собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала,
желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть
мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в
летописи. Ольга (по-древнескандинавски и
по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла
на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю, вдовы
пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще положение
женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет
ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницею. Отношение
к ней летописца — самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и
приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она
везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным
же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в
Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в
Цареграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей
поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу
в своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского
двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же,
сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был
поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться;
однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по
отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору.
Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора:
во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она
отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы легковерно рассчитывал.
Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и
хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом
крещении Елены, стала почитаться православною церковью и княгиня Ольга была
причтена к лику святых. Сын Ольги Святослав носил уже
славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он
возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал искать
себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери, «гневался на мать»,
когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить
веру? Дружина начнет смеяться надо мною», — говорил он. С пружиною он сжился
крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно
легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по выражению летописи. Еще при жизни матери, оставив на
попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие
походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань
хозарам; затем обратился на хозар и разгромил Хозарское царство, взяв главные
города хозар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов
(черкесов) на р. Кубани и овладел местностью у Азовского моря под названием
Таматарха (позднее Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав,
проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар.
Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в
состав Хозарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь.
Но падение Хозарского государства усиливало кочевых печенегов. В их
распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хозарами; и
самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников. Возвратясь в Киев после своих
завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии
в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию
и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своею
собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он, - там
середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани,
вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед и
рабы». Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на
Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгинею
Ольгою и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к
Святославу с упреками и с просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал
печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его
подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать,
сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако
греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали
удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная.
Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава.
После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Дористоле (теперь
Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско
Святослава, истомленное войною, на пути домой было захвачено в Днепровских
порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги
довершили поражение русского князя, начатое греками. После смерти Святослава на Руси между
его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые междоусобия,
в которых погибли братья князя Владимира, и он остался единодержавным
государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки
внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы
усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей,
радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси.
Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости; воевал
также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате
которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием
окончился первый период власти варяжской династии на Руси.