Люди,
служившие князю и составлявшие его дружину, были особым классом киевского населения. Так повелось еще с варяжской эпохи, когда князья с их варяжскими
дружинами были иноплеменными пришельцами среди русских славян. Служба князю
считалась почетною и давала дружинникам высокое общественное положение. Только
на княжеской службе можно было сделаться «боярином», то есть вступить в ряды
тогдашней аристократии. Остальная масса киевского общества, как и в языческую
пору, состояла из двух главных слоев: людей свободных и рабов. С развитием
городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или
«мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались
«градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и
«молодших», или «черных», то есть бедных. По занятиям своим они назывались
«купцами» и «ремесленниками». Сельское население носило название смердов.
Смерды были свободные люди, имели свою пашню и свое хозяйство. Если смерд шел
в батраки к другому землевладельцу и работал на его земле, пользуясь хозяйским
скотом и орудиями, то он уже не считался самостоятельным человеком и носил
название «закупа». Закуп, однако, не был рабом: он мог снова стать смердом,
если только мог рассчитаться со своим хозяином и завести собственное
хозяйство. Смерды жили общинами, носившими название «верви», или «погоста», и
платили подати (или «дань») князю. Особо от мирского населения, подчиненного
князьям и вечам, стояло известное нам церковное общество, подчиненное русскому
митрополиту: духовенство, монастыри, изгои и церковные рабочие, «страдные»
люди. Как и в языческие времена, продолжало существовать холопство, то есть
рабство. По-прежнему продавали и покупали рабов, обращали в рабство пленных и
несостоятельных должников; так как рабство было бессрочным, то дети рабов сами
становились рабами. Влияние христианства смягчало отношение господ к их рабам,
но не могло искоренить самого обычая. В господских «боярских» селах все
рабочее население состояло обыкновенно из «челяди», то есть холопов, которые
пахали на своего господина пашню и вели все его хозяйство.