§ 26. Государственное устройство и управление Новгорода.
В
древнейшее время своего существования под властью киевских князей, то есть в X
и XI вв., Новгород ничем не отличался от прочих русских городов. Кто княжил в
Киеве, тот владел и Новгородом. Киевские великие князья держали в Новгороде
своего наместника, обыкновенно одного из своих сыновей, и управляли
Новгородскою областью по общему порядку, как управляли Киевом. Но когда в
Киевской Руси, после смерти Владимира Мономаха (1125), начались непрерывные
распри князей за Киев, Новгород воспользовался княжескими усобицами и перестал
послушно принимать себе князей из руки Киевского князя. Новгородское вече
стало само приглашать князей в Новгород, избирая их из разных ветвей
русского княжеского рода и предлагая им от себя известные условия.
Такой порядок мог утвердиться в Новгороде в XII в. потому, что Новгородская
земля была далека от Киева: с одной стороны, ослабевшие князья киевские не
имели сил держать дальний Новгород в подчинении себе, а с другой стороны,
князья, искавшие Киева не
хотели связывать свою судьбу с Новгородом, они боялись, сидя » Новгороде,
упустить Киев и оттого держались на юге, предоставляя Новгородский стол
младшей братье. Усвоив себе обычай избирать князя, новгородцы в то же время
начали избирать себе и «владыку» До середины XII в. архиерея (сперва епископа,
потом архиепископа) присылал в Новгород Киевский митрополит по своему
собственному выбору. С середины XII в. новгородцы стали сами выбирать
архиепископа из местного духовенства и посылали его от себя к митрополиту для
поставления в сан. Наконец, новгородцы стали взамен прежних княжеских
посадников и тысяцких выбирать своих и, таким образом, окружили князя своими
чиновниками, требуя, чтобы он управлял в Новгороде только с «новгородскими
мужами» а не со своею княжескою дружиною.
Добившись такого порядка, Новгород добился полной политической независимости и
обособленности. Он превратился в самостоятельное государство, в котором
верховная власть принадлежала вечу. Вече избирает князей и изгоняет их;
избирает владык и в случае недовольства ими сводит их; избирает и увольняет
сановников, управляющих делами Новгорода. Вече установляет новые законы,
утверждает договоры с иноземцами, решает вопросы о войне и мире. Вече судит
важнейших лиц и важнейшие дела — от столкновений князя с новгородскими
сановниками до преступлений пригорожан новгородских. Словом, новгородское вече
направляет всю политическую жизнь Новгорода и его земель. Местом собрания веча
бывал «Ярославов двор» (площадь у торга на Торговой стороне) или же площадь в
Детинце у св. Софии. На вече шел всякий свободный граждански новгородец,
имевший свое хозяйство (дети, хотя бы и взрослые, но жившие в хозяйстве отца,
не считались в древней Руси полноправными гражданами). Одинаково с
новгородцами на вече могли идти и жители пригородов, приезжавшие в Новгород.
Дела на вечах решались не по большинству голосов, а общим криком
(предполагалось - единодушно). На наш современный взгляд, этот способ кажется
странным и беспорядочным. Чтобы понять его, надобно помнить, что Новгород
состоял из нескольких общин — «концов», делившихся в свою очередь на меньшие
общины — «сотни» и «улицы». На вечах члены этих общин стояли, конечно, вместе
и легко могли сговориться между собою по каждому делу, так что после
переговоров выяснялось мнение каждой общины. А из суммы этих мнений и
составлялось мнение веча. Стало быть, не было нужды считать отдельные голоса
людей, составлявших тысячную толпу: надобно было только убедиться, что все
общины, составлявшие Великий Новгород, сошлись на том или другом решении. В
случае согласия их дело считалось решенным. Если же согласия не достигали, то
ссорились и даже дрались. Иногда из одного веча образовывалось два взаимно
враждебных. Начиналось междоусобие; всего чаще на мосту через Волхов сходились
враги для боя, и владыка новгородский с духовенством спешил мирить сограждан.
При таких порядках, понятно, вече не могло толково обсуждать подробности
сложных и важных дел. Оно могло только, выслушав готовый доклад по делу,
принять его или отвергнуть. Такие доклады подготовлялись для вечевых собраний
особым правительственным советом. В него входили все важнейшие новгородские
сановники — посадники и тысяцкие, как те, которые были в должности
(«степенные»), так и те, кто уже оставил должность («старые»). Во главе совета
стоял в древнейшее время князь, а потом — «владыка». Совет назывался по-новгородски «господою»; немцы, торговавшие с Новгородом, называли его
«Herren». Вся государственная жизнь Новгорода подлежала владению «господы»;
она руководила и внешними сношениями, и вечевою деятельностью. Чем далее шло
время, тем влиятельнее становился в Новгороде этот аристократический совет.
Избирая себе князя, новгородское вече вступало с ним в договор или «ряд». Оно
обязывало князя целовать крест на том, на чем целовали Новгороду крест его
предки: «Новгород держати в старине по пошлине». Само же вече целовало князю
крест на том, чтобы его «княжение держати честно и грозно без обиды». По
новгородской «пошлине», то есть по старому обычаю, князь в Новгороде был
высшею военною и правительственною властью. Он предводительствовал
новгородскою ратью, был верховным судьею и правителем новгородским. Среди
своих внутренних ссор и усобиц новгородцы очень нуждались в справедливом
посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и казнил
злых». Таким посредником и являлся князь. Но чтобы сам князь не обратил своей
власти против Новгорода, новгородцы ставили ему ряд условий. Они рассматривали
князя как постороннего Новгороду иноземца и потому обязывали его и его дружину
не приобретать в Новгородских владениях земли и челяди и не торговать самому,
без посредства новгородских купцов, с немцами на немецком дворе. Таким
образом, князь не мог никакими путями войти в состав новгородского общества и
всегда оставался для Новгорода посторонним. В ту минуту, когда вече
«показывало ему путь из Новгорода», то есть отказывало ему от власти, князь
терял всякую связь с Новгородом и сейчас же мог оставить Новгородские пределы.
Как постороннее Новгороду лицо, князь и жил не в самом Новгороде, а верстах в
трех от Новгорода, ближе к Ильменю, в так называемом Городище. Править
Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и порядков,
притом с постоянным участием посадника, избранного вечем. Посадник сопровождал
князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе с князем назначал
должностных лиц на низшие должности, словом, контролировал каждое действие
князя. Управлять Новгородом князь должен был исключительно посредством
новгородцев, никуда не назначая своих дружинников; кроме того, и сам он должен
был находиться в Новгородских пределах, а если уезжал оттуда, то терял право
управлять Новгородом. За свою службу Новгороду князь получал «дары» и «дань» в
точно определенном размере и, сверх того, пользовался разными угодьями и
правом охоты в особо отведенных местах. В свою очередь, князь давал
новгородцам различные льготы в своем княжестве, откуда он был приглашен в
Новгород.
Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий, вели текущие дела
управления, помогая князю и в то же время наблюдая за ним. Посадник ведал
гражданские дела, а тысяцкий был предводителем новгородской «тысячи», то есть
ополчения. Под ведением посадника находились выборные старосты концов
(«кончанские»,
«конецкие») и улиц («уличанские», или «улицкие»). Тысяцкому были подчинены
сотские — начальники десяти «сотен», составляют тысячу. В древности всегда
бывало так, что каждый чиновник не только управлял, но и судил своих
подчиненных; по общему обычаю был свой суд и у посадника, и у тысяцкого. Вече
выбирало этих сановников без срока; они были на степени, то есть правили свою
должность, пока были угодны вечу. Посадник всегда выбирался из знатнейших и
богатейших новгородцев, из больших «бояр», и поэтому был представителем
новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий представлял собою всю
новгородскую массу, входившую в «тысячу».
Управление пятин новгородских и пригородов находилось в руках выборных
новгородских властей. Пятины и пригороды были приписаны к «концам» Новгорода и
сносились с Новгородом через свой «конец». Что же касается до новгородских
«земель» и «волостей», то степень и порядок их зависимости от Новгорода трудно
определить. Ими правили скорее всего новгородские промышленники, которые в них
заводили свои промысла и устраивали свое частное вотчинное управление.
Новгородский владыка, архиепископ, не только ведал новгородскую церковь, но
имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое
место в новгородском правительственном совете. Он следил за деятельностью
веча: всякое решение веча обыкновенно требовало «благословения» владыки; в
вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в
священном облачении и с крестом. В сношениях с иноземцами владыка часто
являлся на первом месте: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему
иноземцы обращались за покровительством и защитою, когда их обижали в
Новгороде. Двор владыки у Софийского собора и самый собор св. Софии были
правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный
архив Новгорода и богатая Софийская церковная казна, на которую новгородцы
смотрели как на государственную. Владыка управлял громадным количеством
церковных новгородских земель. У него был свой штат чиновников и служни
(«софияне») и свой «полк», отдельно от общего новгородского ополчения.
Понятно, почему новгородцам было важно самим выбирать своего владыку, а не
получать назначенного со стороны.