С образованием Золотой орды началась постоянная
политическая зависимость Руси от татар. Будучи кочевниками, татары не остались
жить в русских областях, богатых лесами; они ушли на юг, в открытые степи, а
на Руси оставили для наблюдения своих наместников, баскаков, с военными
отрядами. Особые татарские чиновники, численники, или писцы, изочл и и
переписали все население Руси, кроме церковных людей, и наложили на него дань,
получившую название выхода. Сбором этой дани и вообще управлением татарским на
Руси заведовали в Золотой орде особые чиновники, даруги, или дороги,
посылавшие на Русь данщиков для дани и послов для других поручений. Русские
князья должны были у себя дома иметь дело с баскаками и послами; когда же
князей для поклона или дел вызывали в орду, то там их «брали к себе в улус» (в
кочевье) «дороги», ведавшие их княжества. Пока Золотая орда сохраняла свою
зависимость от великих ханов в Монголии, русские князья должны были ездить и в
далекую Монголию на поклон великим ханам.
Татарские порядки были очень тяжки для Руси. Баскаки и другие татарские
чиновники с их вооруженной свитой сильно обижали народ; дань татарская была
тяжела и унизительна. Во многих городах (Новгороде, Ростове, Суздале,
Владимире и др.) народ не выдерживал, поднимался против татар и избивал
численников и данщиков. Князьям стоило много труда и унижений отводить от себя
и от своих людей ханскую грозу и склонять народ к повиновению и уплате выхода
Первое время татарской власти всем на Руси казалось очень мрачным и постыдным.
Легче стало только тогда, когда князьям удалось добиться у татар позволения
самим собирать дань для орды самим же доставлять ее ордынским «дорогам» (§43).
Этот порядок избавлял население от прямых сношений с татарами, а стало быть,
от частых насилий и обид татарских.
Надобно, однако, помнить, что и в первое время татарского ига церковные и
политические порядки на Руси остались в прежнем виде. Татары назвали Русь
своим «улусом», то есть своею волостью или владением; но они оставили в этом
улусе его старое устройство. К русской вере и русскому духовенству они
относились с терпимостью и уважением, как относились терпимо вообще ко всем
иным религиям с их духовенством или жречеством. Русский митрополит с
церковными людьми был освобожден от татарского выхода и прочих платежей и
повинностей в пользу татар. Русская церковь получала от ханов особые льготные
грамоты («ярлыки»), которыми обеспечивались права духовенства. Такие же ярлыки
получали от ханов и русские князья на их княжения. Татары оставили на Руси
прежний порядок княжеского владения и обыкновенно только утверждали во власти
князей - Рюриковичей на великом их княжении или на «уделах». Когда княжеские
столы наследовались правильно и мирно, татары не изменяли действовавшего
порядка перехода столов от брата к брату или от отца к сыну. Когда же
начинались между князьями ссоры и усобицы и князья обращались к татарам сами
за судом и помощью, тогда ханы проявляли свою державную волю, давали ярлыки на
княжения по своему произволу и наказывали строптивых князей, сажая в тюрьму и
даже убивая их самих и разоряя их земли своими татарскими ратями. Иногда
князья погибали в орде и не вследствие политических причин, а потому, что не
желали подчиниться татарским обычаям, считая их несовместимыми с христианскою
верою. Так погиб в орде Черниговский князь Михаил Всеволодович со своим
боярином Феодором, за что церковь наша и чтит их святыми мучениками. Но такого
рода случаи не нарушали того общего порядка княжеского владения, к которому
привыкли князья и народ: на Руси оставалась старая династия и старое княжеское
управление. Это важное обстоятельство помогло нашим предкам собрать понемногу
силы и средства для освобождения родины от чужого ига. Знакомство с новыми
господами Руси не могло пройти бесследно для нравов и обычаев русских людей.
Татарское завоевание повело к полному разобщению Суздальской Руси, испытавшей
всю силу монгольского гнета, с Русью Новгородской и Русью юго-западной. В
Новгороде и на юго-западе татарская власть чувствовалась меньше и Раньше пала.
Там сильнее были западные влияния: немецкое в Новгороде и польское в
юго-западной Руси. И вот в то время, как новгородцы и южнорусы убереглись от
долгого и прямого татарского воздействия, население Суздальской и Рязанской
областей поневоле принимало от татар некоторые их порядки (денежный счет, административные обычаи) и было лишено возможности широкого и свободного общения
с оторванными от него другими ветвями русского племени и европейским
западом. Вот почему на русском востоке в татарскую эпоху XIII—XIV вв.
наблюдается некоторый культурный застой и отсталость и некоторый налет
«татарщины». Великорусскому племени, которое многострадально заслонило собою
от татарского насилия всю Европу, пришлось испытать на себе некоторое влияние
монгольских нравов и порядков. Не следует, однако преувеличивать силы этого
татарского культурного влияния. В первые века татарщины русские люди не могли
ничего добровольно перенимать у «поганых» татар, которых они гнушались и
ненавидели и которые сами тогда были на очень низком уровне культуры.
Некоторое сближение произошло позднее — с той поры, когда иго ослабело и
татары, перестав быть угнетателями и господами, сами являлись на службу к
русским князьям, селились с их согласия на Руси (в Касимове, Елатьме,
Романове), занимались здесь торговлей и земледелием и таким образом мирно
сходились со своими русскими соседями. Тогда — с XV в. — вместе с восточными
товарами русские начали перенимать восточные моды и обычаи «поганых» татар и
даже роднились с ними посредством браков.