Ольгерд умер
(1377), оставив много сыновей. Из них великим князем стзлЯгайло. Лишенный тех
талантов и той выдержки, какими отличался его отец, Ягайло не умел с
достоинством пользоваться своею властью. Между ним и его дядею Кейстутом
началась усобица, вызванная вероломством Ягайла: Ягайло оказался в тайных
сношениях с немцами против своего знаменитого дяди. Кейстут низложил Ягайла,
но не лишил его жизни. Выбрав удобную минуту, Ягайло восстал против дяди,
хитростью заманил его в свои руки и приказал удавить (1382). Сын Кейстута
Витовт, вместе с отцом попавший в руки Ягайла, успел убежать из своей тюрьмы и
скрылся у тевтонских рыцарей. От них он, однако, вернулся на родину, помирился
с Ягайлом и получил некоторые земли своего отца. Так бесславно и преступно провел Ягайло первые годы своего княжения. В 1385 г.
из Польши ему было сделано предложение жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву.
У Польского
правительства были веские побуждения желать этого брака С прекращением династии
Пястов (1370) в Польше воцарился родственный Пястам (по женской линии) король
венгерский Людовик, а после его смерти (1382) была признана королевою его
летняя дочь Ядвига. Переход власти в руки Ядвиги не обошелся без смут и
кровопролития между польскими панами; точно так же много смут вызвал вопрос о
том, кого выбрать в мужья молодой королеве. Надобен был жених, не столько
приятный невесте, сколько полезный Польскому государству. Такого и нашли
польские паны в лице Ягайла. Женившись на Ядвиге, он должен был обеспечить
Польше союз и содействие своего княжества. Это было важно для поляков в двух
отношениях. Во-первых, между Литвой и Поль-щей шла тогда долгая вражда за
русские волости Волынь и Галич. Литва овладела Волынью, покушалась на Галич и
постоянно держала Польшу в страхе угрозою своих нападений. Эта опасность
уничтожалась в случае брака Ягайла с Ядвигою. Во-вторых, немцы, овладев
литовскими землями на Балтийском побережье, дали себя знать и полякам. Тевтоны
овладели Польским Поморьем, отодвинули Польшу от моря и овладели торговым
движением по Висле, на устьях которой они засели. Поляки вели с немцами такую
же народную войну, как и Литва. Соединив силы обоих народов против общего
врага, можно было надеяться на прочный успех. Таковы были причины,
заставлявшие поляков желать унии с Литвою.
Предложение поляков было принято Ягайлом с радостью. Он согласился на все
поставленные ему условия, чтобы только соединить в своих руках два
государства. Его обязали самого принять католичество и крестить в католичество
языческую Литву. Отец и дед Ягайла отличались религиозным безразличием и
терпимостью; понятно, что и он легко переменил греческое православие на
римскую веру. Пропаганда католичества давно была знакома Литве: Литву
присоединяли к своей вере немцы; легко было Ягайлу допустить такую же
пропаганду со стороны поляков. Сверх того, Ягайло согласился на соединение
(унию) Литвы и Польши в одно государство и обещал свою помощь для возвращения
Польше отнятых соседями земель. В 1386 г. совершился брак Ягайла и Ядвиги и
началась уния Литвы и Польши. Ягайло стал польским королем с именем
Владислава. Произошло общее крещение литовцев в католичество, сопровождавшееся
уничтожением языческих капищ, священного огня, «знича» и других
принадлежностей старого культа. Скоро сказались и политические последствия
заключенной унии. Соперничество и борьба Польши и Литвы за южнорусские ласти
прекратились. Ягайло даже помог своими войсками полякам вернуть к Польше
занятые венграми города Червонной Руси — Галич, Львов и др. Наконец,
соединенные силы западной Руси, Литвы и Польши нанесли в 1410 г. страшное
поражение Тевтонскому ордену на границе Пруссии и Польши, при деревнях Грюнвальде и Танненберге. Эта знаменитая битва, в которой русское польское
славянство победило германцев, составляет эпоху в истории Ордена и Польши.
Могущество Ордена пало, и завоевания его прекратились; значение Польши и
соединенной с нею Литвы необыкновенно поднялось.
Таким образом, цели, которые преследовала уния, были, несомненно, достигнуты;
антагонизм Литвы и Польши уничтожен; общий враг их поражен. Польша от унии
получила несомненные выгоды Для Литвы же уния вместе с добрыми последствиями
принесла и очень дурные. Она внесла в Литву семена внутренней вражды и
разложения. До 1386 г. в Литовско - Русском государстве было две народности (русь
и литва) и две религии (православие и язычество). Православно-русское
население, по приблизительному счету, занимало девять десятых всех земель
государства и отличалось несравненно высшей культурой, чем языческая литва.
Понятно, что литовцы испытывали на себе сильнейшее влияние русской
гражданственности и они подчинялись ему охотно, потому что соединение того и
другого народа под одною властью совершалось исподволь и без острой вражды.
Литовско - Русское княжество, казалось, должно было стать сплошь
православно-русским государством. Уния же 1386 г., сделавшая правительство
княжества католическим, поставила в Литве рядом с православием римскую веру,
ему враждебную. Православие в Литве преобладало численно; католичество же
стало там господствующим исповеданием, потому что государь Литовский сам его
принял и обязался его распространять. Таким образом, в Литовском государстве
появилась возможность религиозной вражды и столкновений из-за веры. С другой
стороны, католичество принесено было в Литву поляками и сопровождалось поэтому
польским культурным влиянием. Польское духовенство, польские придворные и
чиновники появились в Литве и сменили собою русских приближенных князя. Они
принесли с собою латинский и польский языки на смену русского, польские нравы
и обычаи взамен русских. Ягайло и его двор не только окатоличились, но и
ополячились. Так как народное большинство в старой Литве и вся Русь не хотели
отставать от своих прежних привычек и обычаев, то неизбежно возникла вражда
культурная и национальная. Вот эта-то вражда и была тяжелым последствием унии.
Население Литвы и западной Руси не сочувствовало Ягайлу и поднялось против
него.