Два дня
продолжались беспорядки в Москве. На третий день, 19 мая, без земского
собора, одним криком толпы на Красной площади в Китай-городе, был провозглашен
царем князь Василий Иванович Шуйский, главный руководитель заговора против
самозванца. Принимая власть,
царь Василий поцеловал крест на том, что он никого
не будет казнить, «не осудя истинным судом с бояры своими», ни на кого не будет
налагать опалы безвинно и не будет слушать бездоказательны доносов. Иначе
говоря, он обещал править государством не так, как правил Грозный и за ним правил
Годунов и самозванец при которых казни и опалы совершались без суда, по
доносам. Такое обещание от Шуйского, по общему мнению, было взято боярами,
ограничившими его власть. Но оно осталось только на словах, потому что Василий
Шуйский
был очень самовластен и мстителен и совсем не сдержал своей клятвы.
Положение нового государя было чрезвычайно трудно. Москва зла за что свергнут
был царь Дмитрий, а другие города не знали ничего. Надо было объяснить всей
стране законность убиения самозванца и избрания нового государя. Сверх того,
царю Василию необходимо было избрать патриарха (взамен устраненного вместе самозванцем Игнатия) и с его содействием венчаться на царство.
Царь Василий
предназначил в патриархи Казанского митрополита Гермогена, но не дождался его
приезда в Москву и спешно короновался 1 июня 1606 г. А через два дня после
этого, 3 июня, в Москву было принесено из Углича нетленное тело царевича
Дмитрия, за которым был послан митрополит Ростовский Филарет (прежний боярин
Федор Никитич Романов). Таким образом, в столице был уже венчанный государь и
были мощи нового страстотерпца — подлинного царевича. В города и пошли после
этого подробные грамоты, которые объясняли всему народу от имени государя и от
имени инокини Марфы Нагой происшедшие в Москве события: самозванство и
еретичество низвергнутого Дмитрия, его тайные сношения с Польшею и папою, его
свержение, воцарение Шуйского, который по своему «отечеству» был старше даже
прежних московских царей, и, наконец, обретение мощей царевича Дмитрия, которого
Бог прославил нетлением и чудесами за неповинное заклание от Бориса Годунова.
Царь Василий думал, что после таких объяснений невозможна никакая смута и
никакое самозванство.