§ 71. Избрание на престол польского королевича Владислава и
последствия этого избрания.
Задолго еще до свержения Шуйского, в то время,
когда казаки и поляки оставляли свой Тушинский лагерь, некоторая часть тушинцев
не хотела ни идти за Вором в Калугу, ни возвращаться в Москву к Шуйскому. Во
главе этих людей стояли митрополит Ростовский Филарет, взятый тушинцами насильно
из Ростова в Тушино и там нареченный в патриархи всея Руси, и боярская семья
Салтыковых. Они обратились к королю Сигизмунду под Смоленск и просили его дать
своего сына Владислава на московский престол с тем, чтобы тот правил Московским
государством при участии боярской думы и земского собора. Король согласился на эти условия (4 февраля 1610 г.). Но пока в Москве крепко сидел Василий
Шуйский, Договор тушинцев с королем, конечно, не мог получить никакой силы. Митрополит Филарет должен был возвратиться в Москву еще при Шуйском, а Салтыковы остались у короля.
В Москве, где царь
Василий был свергнут, Жолкевский, придя к Москве немедля сообщил москвичам о тушинском договоре и требовал
избрания Владислава царем. Московские бояре сами
желали воцарения его я Владислава и думали было созвать выборных от городов для
избрания в цари. Но ждать съезда выборных было нельзя, так как и стоя под
Москвою, поднимал московскую чернь в свою пользу, дело шло к открытому междоусобию.
Собрав на соборе тех, кого можно было наскоро найти в самой столице, бояре собором избрали Владислава,
составили особую грамоту, определявшую его права и обязанности, и вступили в
переговоры с Жолкевским. По условиям составленным боярами, Владислав должен был
принять православие и править государством при посредстве бояр, собирая в
важнейших случаях земский собор. Московское государство обеспечивал себе
полнейшую независимость и обособленность от Польши и Литвы, особо вело внешнюю
политику и сохраняло свой прежний внутренний строй. Жолкевский принял все
условия и дал присягу за Владислава, а москвичи целовали крест королевичу. Так
поспешно и наскоро состоялось избрание Владислава (в августе 1610 г.). Не все
одинаково хотели королевича: многие москвичи желали поставить царем своего,
московского, человека. Одни определенно называли князя Вас. Вас. Голицына, а
другие - Филаретова сына Михаила Федоровича Романова. За русского стоял и
патриарх Гермоген, едва согласившийся на избрание Владислава. Только боязнь
бунта черни в пользу Вора помогла Жолкевскому настоять на своем. Как только был
заключен договор с гетманом, бояре просили его прогнать Вора от Москвы.
Жолкевский исполнил это, прогнал Вора, а затем, для поддержания порядка, по
желанию самих бояр, ввел свои войска во внутренние московские крепости, Кремль и
Китай-город. Таким-то образом Московское государство признало власть Владислава,
а Москва оказалась во власти польского гарнизона.
Для того, чтобы просить Сигизмунда дать сына на московский престол, а
Владислава просить принять этот престол, в Москве было снаряжено чрезвычайное,
«великое», посольство. Жолкевский постарался, чтобы главными послами к королю
были отправлены самые знатные люди, митрополит Филарет и князь В.В. Голицын.
Таким образом, опасные для Владислава соперники были удалены из Москвы. С
громадною свитою отправились послы «ото всея земли» под Смоленск в королевский
лагерь. Они еще не знали, что король не желал посылать сына в Москву, так как
считал Москву своею военною добычей. Он тайно требовал от Жолкевского, чтобы тот
привел Москву к присяге не королевичу, а самому королю. Напрасно гетман писал
Сигизмунду, что его желание неисполнимо, что Москва ни за что .ему не подчинится
как ревностному католику и гонителю православия. Король стоял на своем. Тогда
Жолкевский оставил Москву, передав команду Гонсевскому и захватив в собою в
Польшу царя Василия и его братьев в качестве военного трофея. Он явился к королю
и, когда в устной беседе не успел его образумить, вышел в отставку и
удалился в свое имение. Король же попробовал достигнуть своего повлиять на
великое посольство и на бояр, оставшихся в Москве. В Москву он послал
передавшихся ему из Тушина русских людей и поставил их в Москве на разные
должности, действуя именем Владислава и своим собственным. Среди этих людей
главные роли играли бояре Салтыковы и торговый человек Федор Андронов. Через
средство их и Гонсевского Сигизмунд запугал московских бояр (т о их словам, они «живы не бьши») и стал распоряжаться в Москве и в
покоренном городе. В переговорах с великим посольством под Смоленском паны
Сигизмунда также требовали послушания, но и ничего не говорили о том, примет ли
Владислав православие едет ли он в Москву. Подкупом и угрозами Сигизмунд склонил
многих из посольства оставить главных послов и ехать в Москву, чтобы готовить
москвичей к присяге прямо на имя короля. Уехал из посольства даже такой заметный
человек, как Авраамий Палицын, келарь (управляющий имуществом) Троице-Сергиева
монастыря. (Знаменитому Троицкому «старцу» (монаху) Авраамию Палицыну
принадлежит известное «сказание» об осаде монастыря и о смутном времени вообще.
Произведение это проникнуто патриотическим одушевлением и написано прекрасным
языком. — Прим. авт.)
Патриарх Гермоген в Москве и главные послы под Смоленском скоро
почувствовали, что дело неладно. Сигизмунд прямо не открывал своих планов, но
намерения его становились ясны. Послы тогда твердо стали на том, что было в
Москве условлено с Жолкевским, и ничего не уступали в переговорах с панами,
отказываясь повиноваться лично Сигизмунду и исполнять его незаконные желания. За
это в конце концов они были арестованы королем и отправлены в Польшу. Патриарх
же всячески противодействовал в Москве агентам Сигизмунда и учил народ не
изменять своей вере и помнить, что русские люди избрали королевича лишь на том
условии, что он станет православным. Вокруг патриарха собирались все те, кто
понимал польскую опасность и хотел бороться против Сигизмунда. Но эти патриоты
пока не решались на открытую борьбу, потому что боялись возобновления домашних
междоусобий от Вора, который сидел в Калуге и выжидал удобной минуты действовать
в свою пользу. Вдруг в Москве получена была весть, что Вор убит (11 декабря 1610
г.) на охоте своим же придворным. У русских людей развязались руки: они думали,
что теперь могут восстать на поляков, не опасаясь попасть между двух огней.
Восстание скоро и началось.