§ 74. Избрание в цари Михаила Федоровича Романова.
Тотчас я очищении Москвы
временное правительство князей Пожарского и Трубецкого разослало по городам грамоты с приглашением прислать в
Москву
выборных, человек по десяти от города, для «государева обиранья». К январю
1613 г. съехались в Москву представители от 50 городов и, вместе с московскими
людьми, составили избирательный собор. Прежде всего обсудили вопрос об
иноземных кандидатах в цари. Отвергли Владислава, избрание которого принесло столько горя Руси. Отвергли и шведского королевича Филиппа, который был избран
новгородцами на «Новгородское государство» под давлением шведских войск,
занимавших тогда Новгород. Сделали, наконец, общее постановление не избирать
«царя от иноверных», а избрать своего «из великих московских родов». Когда же
стали определять, кого бы из своих было можно возвести на царский престол, то
голоса разделились. Каждый называл приятного себе кандидата, и долго ни на ком
не могли сойтись. Выяснилось, однако, что не только на соборе, но и в городе
Москве, среди земских людей и среди казаков, которых тогда было в Москве много,
особый успех имеет молодой Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета.
Его имя называли уже в 1610 г., когда шла речь об избрании Владислава; и теперь
в пользу Михаила Федоровича на заседания собора поступали письменные и устные
заявления горожан и казаков. 7 февраля 1613 г. собор впервые решил остановить
свой выбор на Михаиле. Но из осторожности постановили отложить дело на две
недели, а в это время послать по ближайшим городам узнать, люб ли там будет царь
Михаил, и, кроме того, вызвать в Москву тех из бояр, кого на соборе не было. К
21 февраля из городов пришли хорошие вести и бояре съехались из своих вотчин, —
и вот 21 февраля торжественно Михаил Федорович был провозглашен царем и ему
принесли присягу как члены собора, так и вся Москва.
Нового царя, однако, не было в Москве. В 1612 г. он сидел со своею матерью,
инокинею Марфою Ивановною, в Кремлевской осаде, а затем, освободясь, уехал
через Ярославль в Кострому, в свои села. Там ему грозила опасность от бродячего
польского или казачьего отряда, каких много было на Руси после падения Тушина.
Михаила Федоровича спас крестьянин его села Домнина, Иван Сусанин. Известив
своего боярина об опасности, он сам завел врагов в леса и там погиб с ними,
вместо того, чтобы указать им путь в боярскую усадьбу. Тогда Михаил Федорович
укрылся в крепком Ипатьевском монастыре у Костромы, где жил с матерью до той
минуты, как к нему в монастырь явилось посольство от земского собора с
предложением престола. Михаил Федорович долго отказывался от царства; мать его не хотела благословить сына на престол, боясь, что русские
люди
«измалодушествовались» и могут погубить молодого Михаила как Прежних Царей,
Федора Борисовича, Расстригу и Шуйского. Только после долгих просьб послы собора
получили согласие, и Михаил Федорович 14 марта 1613 г. принял царство и затем
поехал в Москву.