§ 148. Общественное движение в Александровскую эпоху.
Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813—1814 гг.;
оказали очень большое влияние
на умственную жизнь русского образованного дворянства. Под влиянием законодательных
льгот императрицы Екатерины II и строгостей императора Павла русские дворяне
перестали
стремиться в военную службу. Отечественная война привлекла дворян в ряды армии
на защиту отечества; а войны за освобождение Европы, перебросив русские войска за
границу, познакомили служивших в них дворян с западноевропейскою жизнью. Ранее поездки
русских людей на запад были редким явлением, теперь, в пору освободительных войн,
русские люди во множестве оказались на чужбине и долго там жили. Разумеется, они
подпали ск влиянию европейских порядков и идей, близко познакомились с умственным
движением времени, вывезли домой на Русь целые библиотеки. Успехи европейской
гражданственности под влиянием освободительных идей XVIII в., развитие немецкого
национально сознания, расцвет немецкой идеалистической философии поражали и восхищали
русских людей, возбужденных великою борьбою за собственное отечество. Сравнив
европейскую жизнь с отечественной наши предки получили возможность критически смотреть
на русскую действительность, видели ее недостатки, понимали ее отсталость и сознавали
устарелость того крепостного права, которое лежало в основе русского общественного
порядка и которое уже исчезло Западной Европе.
Два течения образовалось в русском обществе под влиянием знакомства с западом.
Одно было философским: русские почитатели модной тогда немецкой философии
стремились глубже изучить ее, распространить ее взгляды и выводы между русскими
людьми и с точки зрения этой философии понять и истолковать русскую историю и
действительность. Другое течение было политическим: русские люди стремились
перенести на Русь те учреждения и порядки, какие были выработаны в новейшую
эпоху в европейских государствах В государственном устройстве они желали
представительной (даже республиканской) формы правления; в общественной жизни
они стремились к отмене крепостного права. Чем сильнее делалась реакция и
«аракчеевщина» в России, тем, резче сказывалось стремление к реформе у людей
этого освободительного направления. Почти тотчас по возвращении армии из
заграничного похода, в войсках, среди образованного офицерства, стали
складываться политические кружки, к которым примыкали и гражданские лица. Целью
всех подобных кружков было, с одной стороны, гражданское воспитание их членов, а
с другой — подготовка либеральных государственных и общественных реформ в
России. Члены таких кружков занимались самообразованием и вносили в свои
служебные отношения и в товарищескую жизнь более гуманные нравы и обычаи:
отказывались от вина и карт, не допускали никакой распущенности, не били солдат,
учили их грамоте и т.п. В своих кружковых беседах они рассуждали о необходимых
преобразованиях русского быта и о средствах достигнуть этих преобразований; в
кружках шли речи о необходимости бороться с реакцией, осуждалась «аракчеевщина»,
доказывалась неизбежность переворота.
Из многих подобных кружков, имевших иногда масонский характер (§131), особенное
значение приобрел один, учрежденный с определенным уставом (1816) и получивший
название «союза спасения». В основе его лежала не только забота о личном
самоусовершенствовании его членов и не только общее стремление к либеральным
преобразованиям, но и определенное требование перехода к представительному
образу правления, к конституции. Через два года «союз спасения» был преобразован
в тайный «союз благоденствия» (отчасти из подражания немецкому патриотическому
обществу "Tugendhund", которое действовало в Германии во времена наполеонова
ига); а «союз благоденствия», в свою очередь, скоро распался на Два союза, прямо
уже революционных, — «северный» и «южный». Во главе северного союза стали братья
Муравьевы (также кн. Трубецкой, поэт Рылеев); союз этот основался в Петербурге. Во
главе южного союза был полковник Пестель, командир одного из армейских полков. Местом
действия южного союза была русская "вторая армия",
расположенная в Киевской и
Подольской губерниях. В составе союзов преобладало офицерство; но были и лица
гражданские и не служащие дворяне. Оба союза находились в постоянных сношениях с
Другом и имели одну общую цель — совершить насильственный переворот в России. Какой порядок будет после переворота
заговорщики решали
различно. Одни желали ограниченной монархии, другие — республики. Самый обстоятельный
проект будущего устройства России принадлежал Пестелю и назывался «русской правдою». В этом
проекте, не вполне обработанном, Россия представлялась республикой с весьма
демократическим устройством. В мечтах других заговорщиков Россия получала даже
федеративное устройство в роде Северо-Американских Штатов. Таким образом, строение в
союзах было резко революционным, а потому члены союзов держали свои планы в
совершенном секрете.
Несмотря, однако, на осторожность заговорщиков, правительство узнало о существовании
заговора. Императору Александру придворные докладывали о существовании кружков в
гвардии еще тогда, когда кружки были в зародыше. Государь снисходительно
отнесся к
членам этих кружков, считая их такими же мечтателями, каким он сам был в дни юности;
«не мне их карать», — говорил он. Позднее о существовании определенного тайного
заговора против существовавшего государственного порядка стали доносить лица из;
(в особенности ценные сведения дал унтер-офицер из дворян Шервуд). Аракчеев собрал
точные данные о вожаках движения, о планах заговорщиков, о месте их деятельности и
послал большой донос этом деле императору Александру в г. Таганрог, где тогда
находился государь (1825). Доклад пришел туда поздно: Александр скончался в Таганроге,
не успев сделать никаких распоряжений по делу.