О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и
Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего
народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.
Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних
(написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских,
поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. Публикуется в переводе А. Белицкой.
Господи, благослови, Отче.
Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что
посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари
Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но
оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.
Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами
беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он
призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не
призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с
Собою воскресив нас.
Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись,
пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел - да познают
те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и
уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как
Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины
и Благодати - да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия
идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный,
человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и
Крещения. Ибо Закон - предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и
Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной.
Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так
Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о
Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о
Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе,
и апостольское учение о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в
тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам
известно, подобно дерзости и славолюбию.
Ведь не к несведущим пишем, но к довольно насытившимся
сладости книжной, не к враждующим с Богом иноверным, но к самим сынам Его, не
к чуждым, но к наследникам Царства Небесного.
Но о Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине,
явленной через Христа, повесть сия; и (о том), чего достиг Закон, а чего -
Благодать. Прежде Закон, потом Благодать; прежде тень, потом Истина. Образ же
Закона и Благодати - Агарь и Сарра, раба Агарь и свободная Сарра. Раба прежде,
потом свободная. Да разумеет читающий : Авраам ведь от юности своей Сарру имел
женой - свободную, а не рабу.
И Бог ведь прежде век изволил и замыслил Сына Своего в мир
послать и тем явить Благодать. Сарра же не рождала, поскольку была неплодна.
Не (вовсе) была неплодна, но заключена была Божиим Промыслом, (чтобы ей) в
старости родить. Безвестное же и тайное Премудрости Божией сокрыто было от
ангелов и человек не как неявное, но как утаенное и должное явиться в конце
веков. Сарра же сказала Аврааму: "Вот заключил меня Господь Бог, (и) не (могу)
родить. Войди же к рабе моей Агари и роди от нее". Благодать же сказала Богу:
"Если не время сойти мне на землю и спасти мир, сойди (Ты) на гору Синай и
установи Закон".
Послушался Авраам речей Сарриных и вошел к рабе ее Агари.
Внял же и Бог словесам Благодати и сошел на Синай.
Родила же Агарь-рабыня от Авраама-раба, сына рабы. И нарек
Авраам имя ему Измаил. Принес же и Моисей от горы Синайской Закон, а не
Благодать, тень, а не Истину.
После же, когда состарились Авраам и Сарра, явился Бог
Аврааму, сидящему пред дверьми кущи своей в полдень у дуба Мамврийского.
Авраам же пошел навстречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в кущу
свою. Когда же приблизился век сей к концу, посетил Господь род человеческий и
сошел с Небес, войдя в утробу Девы. Приняла же Его Дева с поклонением в кущу
плотяную неболезненно, говоря так ангелу: Се, Раба Господня; да будет мне по
слову твоему. Тогда же открыл Бог ложесна Сарры, и, зачав, родила Исаака,
свободная свободного. И когда посетил Бог естество человеческое, явилось
(дотоле) безвестное и утаенное, и родилась Благодать - Истина, а не Закон,
сын, а не раб. И как только отрок Исаак был вскормлен грудью и окреп, устроил
Авраам пир великий, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. Когда Христос
явился на землю, не успела еще Благодать окрепнуть и младенчествовала более
тридцати лет - тогда же (и) Христос неведом был. Когда же была вскормлена и
окрепла, и явилась Благодать Божия всем людям на реке Иорданской, сотворил Бог
угощение и пир великий с Тельцом, вскормленным от века, возлюбленным Сыном
Своим Иисусом Христом, созвав на общее веселье Небесное и земное, совокупив
ангелов и человеков. После же Сарра, увидев Измаила, сына Агари, играющего с
сыном своим Исааком, и как Исаак обижен был Измаилом, сказала Аврааму: Выгони
эту рабыню и сына се, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном свободной.
По Вознесении же Господа Иисуса, когда ученики (Его) и
иные, уверовавшие уже во Христа, пребывали в Иерусалиме и было смешение иудеев
и христиан. Крещение благодатное терпело обиды от обрезания законнического; и
не принимала в Иерусалиме христианская Церковь епископа из необрезанных, ибо
обрезанные, будучи первыми, творили насилия над христианами - сыны рабыни над
сынами свободной. И бывали между ними многие распри и "которы" (споры, ссоры.
- Слав.). Свободная же Благодать, увидев чад своих христиан притесняемыми от
иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу: "Удали иудейство и Закон
(его), расточи по странам - какое же общение между тенью и Истиною, иудейством
и христианством!".
И изгнана была Агарь-рабыня с сыном ее Измаилом; и Исаак,
сын свободной, наследовал Аврааму, отцу своему. И изгнаны были иудеи и
рассеяны по странам, и чада благодатные, христиане, стали наследниками Бога и
Отца. Ибо отошел свет луны, когда солнце воссияло, - так и Закон (отошел),
когда явилась Благодать; и стужа ночная сгинула, когда солнечное тепло землю
согрело. И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно
ходит. Ведь иудеи при свече Закона делали свое оправдание, христиане же при
благодатном солнце свое спасение созидают.
Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались,
христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев
- оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире,
а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на
Небесах.
И к тому же, оправдание иудейское скупо было, из-за
ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было.
Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные.
Сбылось благословение, ибо старшинство Манассии левой рукою Иаковлевой
благословлено было, Ефремово же младшинство - десницей. Хотя и старше Манассия
Ефрема, но благословением Иаковлевым меньшим стал. Так и иудейство: хотя и
раньше (оно) явилось, но чрез Благодать христианство большим стало. Когда
Иосиф сказал Иакову: "На этого, отец, возложи десницу свою, ибо он старше", -
Иаков отвечал: "Знаю, чадо, знаю; и он вознесется меж людьми, но брат его
меньший больше его станет, и племя его будет во многих народах". Так и
произошло. Закон раньше был, и вознесся в малом, и отошел; вера же
христианская, явившись после, больше первого стала и распространилась среди
многих народов .
И Христова Благодать всю землю объяла и, как вода морская,
покрыла ее. И все, отложив старое, обветшавшее в ревности иудейской, нового
держатся, по пророчеству Исаии: "ветхое миновало - новое вам возвещаю. Пойте
Богу песнь новую и славьте Имя Его от концов земли: и ходящие в море, и
плавающие по нему, и острова все". И еще: "работающие на Меня нарекутся именем
новым, которое благословится на земле, ибо благословят (они) Бога истинного".
Ведь прежде в одном Иерусалиме (Богу) поклонялись, ныне же
- по всей земле. Как сказал Гедеон Богу: если рукой моей спасаешь Израиля - да
будет роса на руне только, по всей же земле - сушь. И стало так. Ибо по всей
земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы; и потому росы
благодатной не приемлют; только в Иудее знаем был Бог, и во Исраили велие Имя
Его, и в Иерусалиме одном прославляем был Бог. Еще же сказал Гедеон Богу: "Да
будет сушь на руне только, по всей же земле - роса". И стало так.
Ибо кончилось иудейство, и Закон отошел. Жертвы не приняты,
ковчег и скрижали, и очистилище отнято. По всей же земле роса, по всей же
земле вера распространилась, дождь благодатный оросил купель пакирождения,
(чтобы) сынов своих в нетление облачить.
Как и говорил Спаситель Самарянке, что настанет время, и
настало уже, когда не на горе сей, не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу, но
явятся истинные поклонники, которые будут поклоняться Отцу в Духе и Истине,
ибо Отец таких ищет, поклоняющихся Ему, то есть с Сыном и Святым Духом. Так и
есть: по всей земле уже славится Святая Троица и поклонение принимает от всей
твари. Малые (и) великие славят Бога, по пророчеству: "И (не) будет учить
каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому
что узнают Меня" (все) от малого до великого. И как говорил Христос Спаситель
Отцу: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и
разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. И
столь помиловал Благой Бог человеческий род, что, человеки по плоти, через
Крещение (и) добрые дела сыновьями Богу и причастниками Христу становятся.
Ибо, как сказал евангелист: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его,
дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни
от хотения мужа, но от Бога родились Святым Духом в святой купели. Все же это
Бог наш на Небесах и на земле как восхотел, так и сотворил. (И) потому кто же
не прославит, кто не восхвалит, кто не поклонится величеству славы Его и кто
не подивится безмерному человеколюбию Его! Прежде век от Отца рожден, един и
сопрестолен Отцу, единосущен, как свет солнцу; сошел на землю, посетил народ
Свой, не покинув Отца, и воплотился от Девы чистой, безмужней и непорочной;
вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял и так же вышел, как и вошел.
Один из Троицы в двух естествах - Божестве и человечестве.
Совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и)
совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, явивший на земле
Божественное и человеческое.
Ибо как человек утробу материнскую тяготил и как Бог изшел,
девства не повредив.
Как человек материнское млеко принял - и как Бог повелел
ангелам с пастухами петь: Слава в вышних Богу!.
Как человек повит был пеленами - и как Бог волхвов звездою
вел.
Как человек возлежал в яслях - и как Бог от волхвов дары и
поклонение принял.
Как человек бежал в Египет - и как Богу рукотворные
египетские (боги) поклонились (Ему).
Как человек пришел креститься - и как Бога устрашившись
(Его), Иордан обратился вспять.
Как человек, обнажившись, вошел в воду - и как Бог от Отца
свидетельство принял: Сей есть Сын Мой возлюбленный.
Как человек постился сорок дней и взалкал - и как Бог
победил искусителя.
Как человек пошел на брак в Кану Галилейскую - и как Бог
воду в вино претворил.
Как человек в корабле спал - и как Бог запретил ветрам и
морю, и (те) послушали Его.
Как человек Лазаря оплакал - и как Бог воскресил его из
мертвых.
Как человек на осла воссел - и как Богу возглашали (Ему):
Благословен Грядый во Имя Господне!.
Как человек распят был - и как Бог Своею властью
сораспятого с Ним впустил в рай.
Как человек, уксуса вкусив, испустил дух - и как Бог солнце
помрачил и землю потряс.
Как человек во гроб положен был - и как Бог ад разрушил и
души освободил.
Как человека запечатали (Его) во гробе - и как Бог исшел,
печати целыми сохранив.
Как человека тщились иудеи утаить Воскресение (Его),
подкупая стражей, - но как Бог узнан и призван во всех концах земли.
Поистине, Кто Бог так великий как Бог [наш]. Он есть Бог,
творящий чудеса! Содеял спасение посреди земли крестом и мукою на месте
Лобном, вкусив уксуса и желчи, - да отсечется вкушением горечи преступление и
грех сладостного вкушения Адамова от древа! Сотворившие же с Ним сие
преткнулись о Него, как о камень, и сокрушились, как и говорил Господь:
Упавший на камень сей сокрушится, а на него упадет - его сокрушит. Ибо пришел
к ним, во исполнение пророчеств, изреченных о Нем, как и говорил: Я послан
только к погибшим овцам дома Израилева. И еще: не нарушить пришел Я [Закон],
но исполнить. И Хананеянке, иноплеменнице, просящей об исцелении дочери своей,
говорил: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Они же называли Его
лжецом, и от блуда рожденным, и (силою) веельзевула бесов изгоняющим. Христос
слепых у них сделал зрячими, прокаженных очистил, согбенных выпрямил,
бесноватых исцелил, расслабленных укрепил, мертвых воскресил. Они же, как
злодея, мучили (Его), пригвоздив ко Кресту. И потому пришел на них гнев Божий,
смертельный.
Ибо сами они поспешествовали своей погибели. Когда
рассказал Спаситель притчу о винограднике и делателях: Что сделает Он с этими
dиноградарями? - отвечали: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник
отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
И сами были пророками своей погибели, ибо Он пришел на
землю посетить их, и не приняли Его. Поскольку дела их темны были - не
возлюбили света: не явились бы дела их, ибо (они) темны. И вот потому-то,
подходя к Иерусалиму и увидев град, прослезился Иисус, говоря о нем: "Если бы
разумел ты в сей день свой, что к миру твоему! Ныне же сокрыто от очей твоих,
что придет срок твой, и возведут враги твои частокол вокруг тебя, и обидят
тебя, и окружат тебя отовсюду, и разобьют тебя и чад твоих в тебе за то, что
не разумел времени посещения твоего!. И еще: Иерусалим, Иерусалим, избивающий
пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать
детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и Вы не захотели!
Се, оставляется вам дом ваш пуст, - как и произошло, ибо пришли римляне,
пленили Иерусалим и разбили его до основания. Погибло с тех пор иудейство, и
закон с ним, как вечерняя заря, угас, и рассеяны были иудеи по странам - да не
пребудет злое совокупно!
Ведь пришел Спаситель, и не принят был Израилем. И, по
евангельскому слову, пришел к своим, и свои Его не приняли. Язычниками же
принят был, как сказал Иаков: и Он - чаяние языков, ибо и по рождении Его
прежде поклонились Ему волхвы из язычников, а иудеи убить Его искали, из-за
Него и (совершилось) избиение младенцев. И сбылось слово Спасителя, что многие
придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве
Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю. И еще, что отнимется
от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его, ибо к ним послал учеников Своих, говоря: идите
по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и
креститься, спасен будет. Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и
Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам.