Византийский писатель VI века. Маврикий -
Стратег пишет о славянах в книге «Стратегия», откуда и взят приводимый
ниже отрывок
Племена славян и актов живут вместе, и жизнь их одинакова: они
живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их
весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной и
стужу, и дождь и наготу тела, и нищету. К тем, кто приходит к ним и
пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски,
радушно встречают их и провожают потом от места до места, охраняя тех,
кто нуждается в этом. Если будет гостю какой-нибудь вред по вине
хозяина, по его нерадивости,—тот, кто ему доверил гостя, поднимает
против него войну и считает своей священной обязанностью отметить за
гостя. Тех, кто находится у них в плену, они не держат в рабстве
бессрочно, подобно другим народам, но ограничивают их рабство известным
сроком, после чего отпускают их, если они хотят, за некоторую мзду в их
землю, или же позволяют им поселиться с ними, но уже как свободным людям
и друзьям. Этим они снискивают их любовь.
Есть у них и бесчисленное множество всяческих плодов, сложенных
кучами, и больше всего проса.
Женщины их разумны больше, чем свойственно человеческой природе:
многие из них признают смерть своих мужей как бы концом собственной
жизни и сами, по доброй воле, дают себя удавить, не считая жизнью
пребывание во вдовстве.
В лесах и болотах, посреди рек и стоячих озер, живут они, не
доступные посторонним; в жилищах своих устраивают они много выходов,
чтобы можно было спастись в случае опасности, а опасности, как это и
естественно, им со всех сторон угрожают. Все, что им необходимо для
жизни, закапывают они в землю в потайных местах, скрывая от глаз все,
что только приобретают, и жизнь ведут прямо разбойническую. Врагов любят
они подстеречь в лесной чаще, в ущельях и крутизнах; пользуются в
достаточной мере засадами, внезапными нападениями и хитростями, и ночью,
и днем изобретая всевозможные способы борьбы. Лучше кого угодно умеют
они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде. В
случае опасности они покидают свои жилища и погружаются в глубину воды,
держа во рту длинные полые внутри стволы тростника, приготовленные
нарочно для этой цели: лежа .наваничь в глубине реки, они выставляют
концы тростников наружу и дышат через них. Таким путем они по многу
часов могут оставаться в воде, так что никто их там и не заметит. Если
даже случится, что стволы тростника будут видны снаружи, то люди, не
знающие, в чем дело, подумают, что тростник растет в воде. Но кто знает
об этом приеме, тому не трудно догадаться, и тогда он может проткнуть им
рот тростником, или же выдернуть его из воды, так что нечем будет дышать
и придется вылезть наружу.
Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на
каждого, а у некоторых сверх того—прекрасные щиты, только чересчур
тяжелые, затрудняющие собой движения. Есть у них и деревянные луки, и
стрелы, намазанные ядом: этот яд действует сильно, и спастись от него
можно только, приняв во-время какое-нибудь противоядие или другое
средство, известное знающим врачам; или же надо вырезать пораженное ядом
место, дабы отрава не распространилась по всему телу. У них нет общей
власти, они вечно во вражде друг с другом, и в бою не знают правильного
строя, не стараются сражаться в боевом порядке, равно не любят
показываться на ровных, открытых со всех сторон местах. Если случится им
отважиться на рукопашный бой, они поднимают общий крик и медленно
подвигаются вперед; если противник начнет отступать перед их криком, то
наступают сильнее; если же нет, поворачивают назад, не стараясь
испробовать силу врага в рукопашной, и скрываются в лес, где у них есть
надежная защита; так они заставляют врага сражаться в тесных местах.
Часто, неся с собою добычу, они бросают ее при малейшей тревоге и
убегают в лесную чащу; затем, когда враги окружают добычу, они снова на
них нападают и наносят им вред. Так искусно они заманивают врагов.
Они в высшей степени вероломны и неверны в соблюдении договоров, но
уступают более страху, чем дарам. Часто расходятся во мнениях и не могут
принять общего решения; если и решат что-нибудь сообща, тотчас же
нарушают принятое решение, так как все держатся противоположных мнений и
никто не хочет уступить другому...
с. 23 - 25
Даты: 6 в. Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940 Опубликовано в INTERNET: 2002, август