ПЫПИН Александр
Николаевич (1833-1904), российский
литературовед, академик Петербургской
АН (1898). Труды в духе культурно-исторической
школы о русской литературе 18 и 19 вв., о
жизни и творчестве В. Г. Белинского, М. Е.
Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, о
зарубежных славянских литературах.
Так как брожение 20-х годов
происходило от поверхностного
воспитания и вольнодумства,
заимствованного из иностранных учений,
то следовало обратить особое внимание
на "воспитание" молодых поколений,
дать силу в воспитании "истинно
русским началам" и строго удалять из
него всё, что бы им противоречило. На
тех же началах должна была основаться и
вся государственная и общественная
жизнь.
Сущность состояла в том, что
Россия есть совершенно особое государство и особая национальность,
непохожая на государства и национальности Европы. На этом
основании она отличается и должна отличаться от Европы всеми основными
чертами национального и государственного быта: к ней
совершенно неприложимы требования и стремления европейской жизни. В ней
господствует наилучший порядок вещей.
Согласный с требованиями религии и
истинной политической мудрости...
В религиозном отношении
Россия поставлена в положение не
сходное с европейским, исключительное
и завидное. Её исповедание
заимствовано из византийского
источника, верно сохранившего древние
предания церкви...
Россия и во внутреннем своём
быте непохожа на европейские народы. Её
можно назвать вообще особою частью
света. С своими особыми учреждениями, с
древней верой, она сохранила
патриархальные добродетели, мало
известные народам западным. Таково,
прежде всего, народное благочестие,
полное доверие народа к предержащим
властям и безукоризненное повиновение;
такова простота нравов и потребностей,
не избалованных роскошью и не
нуждающихся в ней. Наш быт удивляет
иностранцев и иногда вызывает их
осуждение. Но он отвечает нашим нравам
и свидетельствует о неиспорченности
народа. Так, крепостное право (хотя и
нуждается в улучшении) сохраняет в себе
много патриархального: хороший помещик
лучше охраняет интересы крестьян, чем
могли бы они сами, и положение русского
крестьянина лучше положения западного
рабочего.
Европа, конечно, опередила
Россию в цивилизации и науке, но зато
Россия не знает их злоупотреблений и
предохраняется от них. Высшие учебные
заведения блюдут за тем, чтобы наука
приносила только полезное, и запрещают
всё, что может повести к вредным
умствованиям. К нам не проникают
извращённые умствования западных
вольнодумцев, необузданные учения,
которые нарушают в Европе общественное
спокойствие, наполняют умы ложными
теориями и неуважением к власти и
порядку. Тот же авторитет строго карает
у нас случающиеся нарушения правил и
пресекает их вредное действие.
На этом основании Россия
процветает и наслаждается внутренним
спокойствием. Она сильна своим
громадным протяжением.
Многочисленностью племён и
патриархальными добродетелями народа.
Извне она не боится врагов. Её голос
решает европейские дела, поддерживает
колеблющийся порядок. Её оружие,
миллион штыков. Может поддержать это
влияние, и ему случалось наказывать и
истреблять революционную крамолу.
О внутреннем порядке дел было
такое же представление. Его основы не
могли подлежать сомнению. Управление
утверждается на всеобщем, всестороннем
и исключительном попечении власти о
благе народа. Устройство государства
не представляет никакого деления
властей…и никакой борьбы одних частей
нации или сословий против других, - всем,
напротив, назначено определённое место,
и над всеми возвышается один
руководящий авторитет...
История Москвы. Хрестоматия, Т. III.
Вторая столица Российской империи (конец
XVII - начало XX вв.). М., 1997, с. 236-240.
Даты: 19 в. Источник: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ.Сост.Понька Т.И., Саврушева К. Ц. [http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/hist-index.html]