Прокопий Кесарийский—византийский
историк VI века. Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с
готами», в переводе С. П. К о н д р а т ь е в а.
...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но
издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и
несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем
остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся
жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец
великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и
совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не
признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им
вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в
опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же
принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в
жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой
жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят
жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все
они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву,
большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках,
панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов],
ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с
врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по
внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста
и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и
не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у
массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по
существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют
гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в
древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому,
что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными
поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут
на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным
сказанное об этом народе.
с. 23
Даты: 6 в. Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940 Опубликовано в INTERNET: 2002, август