Из редакционной статьи газеты "Известия",
напечатанной в связи с публикацией "Обращения временного патриаршего синода"
19 августа 1927 г.
...Мы обращаем внимание только на политическую сторону документа, который явным образом является важнейшим в глазах его авторов. С политической стороны дело очень ясное. Рабочий класс и крестьянство выгнали белогвардейщину из рабочего государства. С белогвардейцами эмигрировали или было прямо выгнано и черносотенное духовенство, все эти Евлогии, Платоны, Антонии и как они еще там называются ... Православие для них - только орудие для того, чтобы возвратить власть помещикам и капиталистам, и чтобы вместе с тем возвратить архипастырям церкви их золотые митры и блестящие ризы, их многотысячные доходы ... Между белогвардейской паствой и пастырями здесь полное единодушие. Таковыми же захотели остаться и пастыри, и церковь, и православие нашего рабоче-крестьянского государства. Кто не помнит исступленных проклятий, с которыми обрушивался патриарх Тихон на советскую власть в то время, когда она вела борьбу с капиталистическим миром, и в то время, когда она решила использовать часть награбленных церковью богатств для спасения голодающих?
Однако дальновидная часть духовенства в 1921 г. открыла, что такая политика, такой открытый союз с эксплуататорами хоронит православную церковь в глазах крестьян и рабочих, вбивает в нее осиновый кол, угрожает лишить духовенство всех доходных статей, сделать его профессию ненужной для всех трудящихся. Часть духовенства сделала искусный маневр, отреклась от патриарха Тихона и заявила о своем признании советской власти властью, происходящей от бога.
Тихоновцы долго упорствовали. Они не прерывали своих связей с черносотенным духовенством белогвардейской эмиграции, они старались содействовать агентам Николая Николаевича, этого опереточного претендента на разбитую корону Романовых. Но результатом была их нескончаемая борьба с паствой, с еще удержавшимися в церкви крестьянами и рабочими. Все бодрое, жизненное поворачивалось против церкви. Антисоветская политика церкви била не советскую власть, а самое церковь. И тихоновцам пришлось перекрашиваться в советские цвета ... Мало интереса представляет та борьба и грызня, которая после смерти Тихона разразилась между различными группировками духовенства вообще и тихоновцев, в частности. Только наиболее тупые и заскорузлые представители духовенства неспособны были понять и увидеть, что политическое равнение по пастве, по трудовому народу - необходимое условие сохранения за церковью того, что у нее еще осталось, и, прежде всего, тех доходов, которые простодушная паства еще им доставляет. Тот взрыв негодования, который прокатился по всей стране, по городам и деревням, когда началась наглая подготовка войны со стороны английского правительства твердолобых, когда начались террористические акты против передовых борцов пролетариата и крестьянства, - этот взрыв негодования показал и самым твердолобым тихоновцам, что медлить дальше нельзя, медлить дальше пагубно для духовенства. В своих собственных интересах им необходимо поспешно и начисто отмежеваться от всех этих Евлогиев, Чемберленов, Лианозовых и их наемных поджигателей и убийц.
Политическое равнение по пастве, вынужденное настроениями крестьян и рабочих усвоение советских цветов, попытка замедлить полный разрыв между народом и церковью, - в этом основной смысл печатаемого... обращения церковников.
Известия. 1927. 19 авг.
Даты: 1927, август Источник:
История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993 Опубликовано в INTERNET: 2001, апрель