Из письма Н. Андреевой в
редакцию газеты "Советская Россия"
13 марта 1988 г.
... В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам
обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы,
которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее
нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с
ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас
накопилось немало перекосов и односторонно-стей, которые явно нуждаются в
выправлении. На некоторых из них хочу остановиться особо.
Взять вопрос о месте И.В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем
связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не
столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи.
Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей,
которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и
общественной деятельности. В формулу "культа личности" насильственно
втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые
вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Все это ставится под
сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при
желании зачислить кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния". <...>
Поддерживаю партийный призыв отстоять честь и достоинство первопроходцев
социализма. Думаю, что именно с этих партийно-классовых позиций мы и должны
оценивать историческую роль всех руководителей партии и страны, в том числе и
Сталина. В этом случае нельзя сводить дело к "придворному" аспекту или к
абстрактному морализаторству со стороны лиц, далеких и от того грозового
времени, и от людей, которым пришлось тогда жить и работать. Да еще так
работать, что и сегодня это является для нас вдохновляющим примером. <...>
Тревожит меня и вот что: с воинствующим космополитизмом связана ныне
практика "отказничества" от социализма. К сожалению, мы спохватываемся лишь
тогда, когда его неофиты своими бесчинствами мозолят глаза перед Смольным или
под стенами Кремля. Более того, нас как-то исподволь приучают видеть в названном
явлении некую почти безобидную смену "местожительства", а не классовую и
национальную измену лиц, большинство которых на наши же общенародные средства
окончили вузы и аспирантуры. Вообще некоторые склонны смотреть на
"отказничество" как на некое проявление "демократии" и "прав человека", талантам которого помешан "застойный
социализм". Ну а если и там, в "свободном мире", не оценят кипучую
предприимчивость и "гениальность" и торг совестью не представит интереса для
спецслужб, можно возвратиться назад. <...>
Сложности воспитания молодежи усугубляются еще и тем, что в русле идей
"неолибералов" и "неославянофилов" создаются неформальные организации и
объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские,
способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих
самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма.
Нередко лидеры этих организаций говорят о "разделении власти" на основе
"парламентского режима", "свободных профсоюзов", "автономных издательств" и т.п.
Все это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным
вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос - признавать или не
признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом
строительстве, а значит, и в перестройке. Разумеется, со всеми вытекающими
отсюда теоретическими и практическими выводами для политики, экономики и
идеологии.
Нина Андреева - преподаватель одного из ленинградских вузов. В разгар
"перестройки" она направила письмо в редакцию "Советской России", гае оно было
опубликовано.
Андреева Н. Не могу поступаться принципами // Советская Россия. 13 марта 1988 г.