Письмо спецпереселенца 173 км Пермской железной
дороги Тракторного участка Лободы Федосия Матвеевича
в Бюро ЦК партии большевиков
22 августа 1932 г.
Я родился в семье кулака. Служил в Красной Армии больше 2-х лет в военный коммунизм и когда перешли на мирное строительство в 1925-26 гг. служил в территориальной системе. Кроме того , с 1924 г. по 1930 г. служил в учреждениях села и даже в 1928/29 гг. учительствовал. В общем стаж лояльности, т.е. совслужбы имею много больше чем 5 лет, а конституция Союза говорит и инструкция перев. с/с все выходцы из нетрудовой семьи, имеющие стаж службы (советской) 5 лет, не лишаются избирательных прав.
Кажется так, если не отшибло у меня с памяти. Если у меня и были какие-то провинности, то это было результатом моего воспитания, но во всяком случае не злостное преступление Ведь провинностью считать я не могу то, что родился в семье кулака; в этом я был бессилен и многие в моем положении. Служа в Красной Армии , я мог получить пулю в лоб и за это, чтоб меня не убить, я на Урале. Возьмите военный коммунизм: побег с эшелона красноармейца считался злостным преступлением и за это давалась высшая мера социальной защиты - расстрел. Многие тогда не служили, думали попасть к
Махно
или Григорьеву и хорошенько пограбить и обогатиться, а теперь они служат
основанием социализма в селах? Ваше мнение? Они лояльны? Нет! Я не коммунист, я
бесправный человек, но я бы не верил им никогда. Они привыкли только при удобном
случае только "побаритолить", а это опасная болезнь.
Я служил в Красной Армии , в учреждении уездкомез Г. Николаева (УССР), такое зло
выкорчевывал с корнем, а теперь я корчусь на Урале и думаю как проживу ли завтра
или умру с голода, а здесь это эпидемия.
Я родился в 1899 г., не имел земли и не имел хозяйства, а я кулак! Не так
смотрит коммунистическая партия. Она смотрит правильно на жизнь, но где те
изменения в отношении тех несправедливостей, которые сделаны на местах. Я уже
много писал о своем лишении, как о неправильном, и всегда получаю шаблонный
ответ (по украински) "виджувитъ", а основания все же нет. Так ответил на мое
заявление прокурор Баштанского района (УССР).
Вообразите еще такое положение: меня выслали, как сына кулака, ГПУ и на местах
обвиняли меня в том, что я опасный для коллективизации потому, что я сын кулака
и у меня дух кулацкий: у меня семья - жена и двое детей, и старшему надо начать
посещение школы. Я живу в общих бараках, где есть действительные типичные
кулаки, и дети, находясь в этой среде, невольно прививают дурные привычки.
Неужели им тоже будет обвинение, что они родились в семье сына кулака и у них
выработалась противосоветская натура, благодаря лишь только тому, что они
случайно попали в такую обстановку. Нет, это в корне неправильно. Детей отсюда
надо изъять, из них можно выковать стойких строителей социализма, а что они
здесь - это, кажется, большая ошибка. Быть может я ошибаюсь - укажите мне, я
поправлюсь. Кроме того здесь есть много иждивенцев, которые кроме вреда здесь,
ибо их надо кормить, пользы не дают. Уралу надо рабочих, а не иждивенцев. В
степной полосе эти бы иждивенцы сами себя прокормили и дали бы пользу Союзу, а
кто вредит - есть для этого колония, там он найдет себе исправление. До начала
сенокошения здесь проходило сильное сокращение и люди оставались за бортом места
работы, умирали с голоду. Вы только приезжайте и посмотрите на переселенческие
поселки - 75% оставшихся (многие удрали и многие умерли) пухлые, а причина
основная - голод.
Можно видеть картину: подросток идет где-то раздобыть кусок хлеба или даже
украсть, ибо голод не свой брат, по дороге падает и умирает и кроме того
валяется некоторое время как бревно. Когда везут состав, груженый п/материалами,
ведется точная статистика, которая выявляет, что сопровождающий состав виноват в
том, что растерял бревна и ему это могут поставить в счет, а мертвые люди пусть
себе валяются. Виноватых нет.
Вы запросите комендатуру, пусть дает сведения сколько у них имеется на лицо,
сколько сбежало и сколько умерло. Она даст, но сведения не будут соответствовать
действительности. Когда меня сюда привезли, здесь было очень много людей, а
теперь? Почему человека сокращают с работы и не дают ему работы Ведь он умрет,
не работаешь и хлеба не получить, а купить на рынке - много надо денег. Почему
людей бросают с одного места работы на другое, что несет тоже голодное
заболевание. Ответ многим здесь таков: "я вольный, мне можно хлеба получить вне
очереди, а ты вредитель". И многие стоят по несколько дней и все же таки не
получают, а работа стоит.
Надо хорошенько присмотреться, вырвать зло с корнем. Надо создать действительную
обстановку социалистического перевоспитания, а не зажима. Центр не знает, что
творится на местах. Много есть кое-чего, но нет времеми, да и писать больно
много. Я не обращаюсь к коменданту, ибо большинство из них только способно
говорить: "захочу посажу, с голоду заморю". Это не перевоспитание. Это большой
вред, ибо дети быстро себе это прививают.
По Надеждинскому району 11 человек восстановлено в избирательных правах. Неужели
по всему району нашлось только 11 человек хороших рабочих? По нашему л/пункту
даже и одного нет, а леспункт имеет три переселенческих поселка. Когда пойдешь в
комендатуру, там говорят, что для восстановления необходима характеристика
хозяйственников; обратишься к хозяйственникам за характеристикой, говорят: "Нет
распоряжения и не знаем можно ли давать характеристику".
Я бы просил обследовать поселки центром, а там вы увидите всю картину воочию.
Мне вы верить не должны, ибо сведения к вам, наверное, говорят о благополучии.
Вы только остановитесь на одном: пусть вам ответят, почему так много умерло и
удрало. Наверное, не сразу ответят. Молодых надо отсюда убрать, иждивенцев тоже,
а рабочих накормить, а отсюда вывод: хорошее выполнение производственной
программы.
Столовая варит рыбу с водой , и больше продуктов нет, а потому рабочие берут хлеб и рыбу на руках, а вода в речке бесплатна, но почему-то штат столовых существует.
Я не имею прогула ни одного, выполняю норму, получил за год 250 г растительного масла, а некоторые и этого не получили. А где же калорийность. К кооперации хорошенько тоже надо присмотреться.
Надо к концу первой пятилетки, не довольствуясь сведениями с мест, а приехать и хорошо посмотреть правильность даваемых сведений.
Письмо покажется вам очень смелым, но одна надежда на ваше сердце - центр, ибо сведениями программы не выполняются, а фактическим выполнением работы, а для этого нужно достаточного количества хлеба, немного крупы, даже без жиров.
Переселенец Лобода Федосий
ГАСО. Ф. 4. Оп. 10. Д. 174. Л. 25-26.
Даты: 1932, август Источник:
История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993 Опубликовано в INTERNET: 2001,
июль