Присяга Феодору. Достоинства юного Царя. Избрание Басманова
в Военачальники. Присяга войска. Измена Басманова. Самозванец усиливается.
Измена Голицыных и Салтыкова. Измена войска. Поход к Москве. Оцепенение умов в
столице. Измена Москвитян. Сведение Феодора с престола. Присяга Лжедимитрию.
Заточение Патриарха и Годуновых. Цареубийство.
Еще Россияне погребли Бориса с честию во храме
Св. Михаила, между памятниками своих Венценосцев Варяжского племени; еще
Духовенство льстило ему и в могиле: Святители в окружных грамотах к монастырям
писали о беспорочной и праведной душе его, мирно отшедшей к Богу! Еще
все, от Патриарха и Синклита до мещан и земледельцев, с видом усердия присягнули
"Царице Марии и детям ее, Царю Феодору и Ксении, обязываясь страшными
клятвами не изменять им, не умышлять на их жизнь и не хотеть на Государство
Московское ни бывшего Великого Князя Тверского, слепца Симеона, ни злодея,
именующего себя Димитрием; не избегать Царской службы и не бояться в ней ни
трудов, ни смерти". Достигнув венца злодейством, Годунов был однако ж Царем
законным: сын естественно наследовал права его, утвержденные двукратною
присягою, и как бы давал им новую силу прелестию своей невинной юности, красоты
мужественной, души равно твердой и кроткой; он соединял в себе ум отца с
добродетелию матери и шестнадцати лет удивлял вельмож даром слова и сведениями
необыкновенными в тогдашнее время: первым счастливым плодом Европейского
воспитания в России; рано узнал и науку правления, отроком заседая в Думе; узнал
и сладость благодеяния, всегда употребляемый родителем в посредники между
законом и милостию. Чего нельзя было ожидать Государству от такого Венценосца?
Но тень Борисова с ужасными воспоминаниями омрачала престол Феодоров: ненависть
к отцу препятствовала любви к сыну. Россияне ждали только бедствий от злого
племени, в их глазах опального пред Богом, и страшась быть жертвою Небесной
казни за Годунова, не устрашились подвергнуться сей казни за преступление
собственное: за вероломство, осуждаемое уставом Божественным и человеческим.
Еще Феодор, столь юный, имел нужду в
советниках: мать его блистала единственно скромными добродетелями своего пола.
Немедленно велели трем знатнейшим Боярам, Князьям Мстиславскому, Василию и
Дмитрию Шуйским, оставить войско и быть в Москву, чтобы Правительствовать в
Синклите; возвратили свободу, честь и достояние славному Бельскому, чтобы также
пользоваться его умом и сведениями в Думе. Но всего важнее было избрание
главного Воеводы: искали уже не старейшего, а способнейшего, и выбрали -
Басманова, ибо не могли сомневаться ни в его воинских дарованиях, ни в верности,
доказанной делами блестящими. Юный Феодор в присутствии матери сказал ему с
умилением: "служи нам, как ты служил отцу моему"и сей честолюбец, пылая (так
казалось) чувством усердия, клялся умереть за Царя и Царицу! Басманову дали в
товарищи одного из знатнейших Бояр, Князя Михаила Катырева-Ростовского, доброго
и слабодушного. Послали с ними и Митрополита Новогородского, Исидора, чтобы
войско в его присутствии целовало крест на имя Феодора. Несколько дней прошло в
тишине для столицы. Двор и народ торжественно молились о душе Царя усопшего;
гораздо искренне молились истинные друзья отечества о спасении Государства,
предвидя бурю. С нетерпением ждали вестей из Кромского станаи первые донесения
новых Воевод казались еще благоприятными.
Невидимо держа в руке судьбу отечества,
Басманов 17 Апреля прибыл в стан и не нашел там уже ни Мстиславского, ни
Шуйских; созвал всех, чиновников и рядовых, под знамена; известил их о воцарении
Феодора и прочитал им грамоты его, весьма милостивые: юный Монарх обещал
верному, усердному войску беспримерные награды после сорочин Борисовых. Сильное
внутреннее движение обнаружилось на лицах: некоторые плакали о Царе усопшем,
боясь за Россию; другие не таили злой радости. Но войско, подобно Москве,
присягнуло Феодору. С сим известием Митрополит Исидор возвратился в столицу: сам
Басманов доносил о том... а чрез несколько дней узнали его измену!
Удивив современников, дело Басманова удивляет и
потомство. Сей человек имел душу, как увидим в роковой час его жизни; не верил
Самозванцу; столь ревностно обличал его и столь мужественно разил его под
стенами Новагорода Северского; был осыпан милостями Бориса, удостоен всей
доверенности Феодора, избран в спасители Царя и Царства, с правом на их
благодарность беспредельную, с надеждою оставить блестящее имя в летописях - и
пал к ногам расстриги в виде гнусного предателя? Изъясним ли такое непонятное
действие худым расположением войска? Скажем ли, что Басманов, предвидя
неминуемое торжество Самозванца, хотел ускорением измены спасти себя от
уничижения: хотел лучше отдать и войско и Царство обманщику, нежели быть
выданным ему мятежниками? Но полки еще клялися именем Божиим в верности к
Феодору: какою новою ревностию мог бы одушевить их Воевода доблий, силою своего
духа и закона обуздав зломысленников? Нет, верим сказанию Летописца, что не
общая измена увлекла Басманова, но Басманов произвел общую измену войска. Сей
честолюбец без правил чести, жадный к наслаждениям временщика, думал, вероятно,
что гордые, завистливые родственники Феодоровы никогда не уступят ему ближайшего
места к престолу, и что Самозванец безродный, им (Басмановым) возведенный на
Царство, естественно будет привязан благодарностию и собственною пользою к
главному виновнику своего счастия: судьба их делалась нераздельноюи кто мог
затмить Басманова достоинствами личными? Он знал других Бояр и себя: не знал
только, что сильные духом падают как младенцы на пути беззакония! Басманов,
вероятно, не дерзнул бы изменить Борису, который действовал на воображение и
долговременным повелительством и блеском великого ума государственного: Феодор,
слабый юностию лет и новостию державства, вселял смелость в предателя,
вооруженного суемудрием для успокоения сердца: он мог думать, что изменою
спасает Россию от ненавистной олигархии Годуновых, вручая скипетр хотя и
Самозванцу, хотя и человеку низкого происхождения, но смелому, умному, другу
знаменитого Венценосца Польского, и как бы избранному Судьбою для совершения
достойной мести над родом святоубийцы; мог думать, что направит Лжедимитрия на
путь добра и милости: обманет Россию, но загладит сей обманее счастием! Может
быть, Басманов выехал из столицы еще в нерешимости, готовый действовать по
обстоятельствам, для выгод своего честолюбия; может быть, он решился на измену
единственно тогда, как увидел преклонность и Воевод и войска к обманщику. Все
целовали крест Феодору (ибо никто не дерзнул быть первым мятежником), но большею
частию с нехотением или с унынием. И те, которые дотоле не верили мнимому
Димитрию, стали верить ему, будучи поражены незапною смертию Годунова и находя в
ней новое доказательство, что не Самозванец, а действительно наследник Иоаннов
требует своего законного достояния: ибо Всевышний, как они думали, несомнительно
благоволит о нем и ведет его, чрез могилу хищника, на Царство. Заметили также,
что в присяге Феодоровой Самозванец не был именован Отрепьевым: слагатели ее,
вероятно, без умысла, написали единственно: клянемся не приставать к тому,
кто именует себя Димитрием. "Следственно, говорили многие, сказка о беглом
Диаконе Чудовском уже торжественно объявляется вымыслом. Кто же сей Димитрий,
если не истинный?" Самые верные имели печальную мысль, что Феодору не удержаться
на престоле. Такое расположение умов и сердец обещало легкий успех измене:
Басманов наблюдал, решился и, готовя Россию в дар обманщику, без сомнения
удостоверился, посредством тайных сношений, в его благодарности.
Оставленный на свободе в Путивле, Лжедимитрий в
течение трех месяцев укреплял свои города и вооружал людей; писал к Мнишку, что
надеется на счастие более, нежели когда-нибудь; посылал дары к Хану, желая
заключить с ним союз; ждал новых сподвижников из Галиции и был усилен дружиною
всадников, приведенных к нему Михайлом Ратомским, который уверял его, что вслед
за ним будет и Воевода Сендомирский с Королевскими полками. Но только смерть
Борисова, только измена Воевод Царских могла исполнить дерзкую надежду
расстриги: о первой сведал он в конце Апреля от беглеца Дворянина Бахметева; о
второй в начале мая, вероятно от самого Басмановаи с того времени знал все, что
происходило в стане Кромском.
Отдав честь мужа думного и славу знаменитого
витязя за прелесть исключительного вельможства под скиптром бродяги, Басманов,
уверенный в сей награде, уверил в ней и других низких самолюбцев: Боярина Князя
Василия Васильевича Голицына, брата его, Князя Ивана, и Михайла Глебовича
Салтыкова, которые также не имели ни совести, ни стыда и также хотели быть
временщиками нового Царствования в воздаяние за гнусное злодейство. Но и злодеи
ищут благовидных предлогов в своих ковах: обманывая друг друга, лицемеры
находили в Лжедимитрии все признаки истинного, добродетели Царские и свойства
души высокой; дивились чудесной судьбе его, ознаменованной Перстом Божиим;
злословили Царство Годуновых, снисканное лукавством и беззаконием; оплакивали
бедствие войны междоусобной и кровопролитной, необходимой для удержания короны
на слабой главе Феодоровой, и в торжестве расстриги видели пользу, тишину,
счастие России. Они условились в предательстве и спешили действовать. Еще
несколько дней коварствовали втайне, умножая число надежных единомышленников
(между коими отличались ревностию Боярские Дети городов Рязани, Тулы, Коширы,
Алексина); успокаивали совесть людей малоумных, недальновидных, твердя и
повторяя, что для Россиян одна присяга законная: данная ими Иоанну и детям его;
что новейшие, взятые с них на имя Бориса и Феодора, суть плод обмана и
недействительны, когда сын Иоаннов не умирал и здравствует в Путивле. Наконец, 7
Маия, заговор открылся: ударили тревогу; Басманов сел на коня и громогласно
объявил Димитрия Царем Московским. Тысячи воскликнули, и Рязанцы первые: "Да
здравствует же отец наш, государь Димитрий Иоаннович!" Другие еще
безмолвствовали в изумлении. Тогда единственно проснулись Воеводы верные,
обманутые коварством Басманова: Князья Михайло Катырев-Ростовский, Андрей
Телятевский, Иван Иванович Годунов; но поздно! Видя малое число усердных к
Феодору, они бежали в Москву, вместе с некоторыми чиновниками и воинами,
Россиянами и чужеземцами: их гнали, били; настигли Ивана Годунова и связанного
привели в стан, где войско в несчастном заблуждении торжествовало измену как
светлый праздник отечества. Никто не смел изъявить сомнения, когда знаменитейший
противник Самозванца, Герой Новагорода-Северского, уже признал в нем сына
Иоаннова и радость, видеть снова на троне древнее племя Царское, заглушала
упреки совести для обольщенных вероломцев!.. В сей памятный беззаконием день
первенствовал Басманов дерзким злодейством, а другой изменник подлым лукавством:
Князь Василий Голицын велел связать себя, желая на всякий случай уверить Россию,
что предается обманщику невольно!
Нарушив клятву, войско с знаками живейшего
усердия обязалось другою: изменив Феодору, быть верным мнимому Димитрию, и дало
знать Атаману Кореле, что они служат уже одному Государю. Война прекратилась:
Кромские защитники выползли из своих нор и братски обнимались с бывшими
неприятелями на валу крепости; а Князь Иван Голицын спешил в Путивль, уже не к
Царевичу, а к Царю, с повинною от имени войска и с узником Иваном
Годуновым в залог верности. Лжедимитрий имел нужду в необыкновенной душевной
силе, чтобы скрыть свою чрезмерную радость: важно, величаво сидел на троне,
когда Голицын, провождаемый множеством сановников и Дворян, смиренно бил ему
челом, и с видом благоговения говорил так:
"Сын Иоаннов! Войско вручает тебе державу
России и ждет твоего милосердия. Обольщенные Борисом, мы долго противились
нашему Царю законному: ныне же, узнав истину, все единодушно тебе присягнули.
Иди на престол родительский; Царствуй счастливо и многие лета! Враги твои,
клевреты Борисовы, в узах. Если Москва дерзнет быть строптивою, то смирим ее.
Иди с нами в столицу, венчаться на Царство!.." В сей самый час, по известию
Летописца, некоторые Дворяне Московские, смотря на Лжедимитрия, узнали в нем
Диакона Отрепьева: содрогнулись, но уже не смели говорить и плакали тайно. Хитро
представляя лицо Монарха великодушного, тронутого раскаянием виновных подданых,
счастливый обманщик не благодарил, а только простил войско; велел ему идти к
Орлу и сам выступил туда 19 Маия из Путивля с 600 Ляхов, с Донцами и своими
Россиянами, старейшими других в измене; хотел видеть развалины Кром,
прославленные мужеством их защитников, и там, оглядев пепелище, вал, землянки
Козаков и необозримый, укрепленный стан, где в течение шести недель более
осьмидесяти тысяч добрых воинов за семидесятью огромными пушками укрывалось в
бездействии, изъявил удивление и хвалился чудом Небесной к нему милости. Далее
на пути встретили расстригу Воеводы Михайло Салтыков, Князь Василий Голицын,
Шереметев и глава предательства Басманов... сей последний с искреннею клятвою
умереть за того, кому он жертвовал совестию и бедным отечеством! Единодушно
принятый войском как Царь благодатный, Лжедимитрий распустил часть его на месяц
для отдохновения, другую послал к Москве, а сам с двумя или тремя тысячами
надежнейших сподвижников шел тихо вслед за нею. Везде народ и люди воинские
встречали его с дарами; крепости, города сдавались: из самой отдаленной
Астрахани привезли к нему в цепях Воеводу Михайла Сабурова, ближнего
родственника Феодорова. Только в Орле горсть великодушных не хотела изменить
закону: сих достойных Россиян, к сожалению, не известных для истории, ввергнули
в темницу. Все другие ревностно преклоняли колена, славили Бога и Димитрия, как
некогда Героя Донского или завоевателя Казани! На улицах, на дорогах теснились к
его коню, чтобы лобызать ноги Самозванца! Все было в волнении, не ужаса, но
радости. Исчез оплот стыда и страха для измены: она бурною рекою стремилась к
Москве, неся с собою гибель Царю и народной чести. Там первыми вестниками
злополучия были беглецы добросовестные, Воеводы Катырев-Ростовский и Телятевский
с их дружинами. Феодор, еще пользуясь Царскою властию, изъявил им благодарность
отечества торжественными наградамии как бы спокойно ждал своего жребия на
бедственном троне, видя вокруг себя уже не многих друзей искренних, отчаяние,
недоумение, притворство, а в народе еще тишину, но грозную: готовность к великой
перемене, тайно желаемой сердцами. Может быть, зломыслие и лукавство некоторых
думных советников, благоприятствуя Самозванцу, усыпляли жертву накануне ее
заклания: обманывали Феодора, его мать и ближних, уменьшая опасность или
предлагая меры недействительные для спасения. Власть верховная дремала в палатах
Кремлевских, когда Отрепьев шел к столице,когда имя Димитрия уже гремело на
берегах Оки, когда на самой Красной площади толпился народ, с жадностию слушая
вести о его успехах. Еще были Воеводы и воины верные: юный Стратиг державный в
виде Ангела красоты и невинности, еще мог бы смело идти с ними на сонмы
ослепленных клятвопреступников и на подлого расстригу: в деле законном есть сила
особенная, непонятная и страшная для беззакония. Но если не коварство, то чудное
оцепенение умов предавало Москву в мирную добычу злодейству. Звук оружия и
движения ратные могли бы дать бодрость унылым и страх изменникам; но
спокойствие, ложное, смертоносное, господствовало в столице и служило для козней
вожделенным досугом. Деятельность Правительства оказывалась единственно в том,
что ловили гонцов с грамотами от войска и Самозванца к Московским жителям:
грамоты жгли, гонцов сажали в темницу; наконец не устерегли, и в один час все
совершилось!
Лжедимитрий, угадывая, что его письма не
доходят до Москвы, избрал двух сановников смелых, расторопных, Плещеева и
Пушкина: дал им грамоту и велел ехать в Красное село, чтобы возмутить тамошних
жителей, а чрез них и столицу. Сделалось, как он думал. Купцы и ремесленники
Красносельские, плененные доверенностию мнимого Димитрия, присягнули ему с
ревностию и торжественно ввели гонцов его (1 Июня) в Москву, открытую,
безоружную: ибо воины, высланные Царем для усмирения сих мятежников, бежали
назад, не обнажив меча; а Красносельцы, славя Димитрия, нашли множество
единомышленников в столице, мещан и людей служивых; других силою увлекли за
собою: некоторые пристали к ним только из любопытства. Сей шумный сонм стремился
к лобному месту, где, по данному знаку, все умолкло, чтобы слушать грамоту
Лжедимитриеву к Синклиту, к большим Дворянам, сановникам, людям приказным,
воинским, торговым, средним и черным. "Вы клялися отцу моему, - писал
расстрига, - не изменять его детям и потомству во веки веков, но взяли Годунова
в Цари. Не упрекаю вас: вы думали, что Борис умертвил меня в летах младенческих;
не знали его лукавства и не смели противиться человеку, который уже
самовластвовал и в Царствование Феодора Иоанновича, - жаловал и казнил, кого
хотел. Им обольщенные, вы не верили, что я, спасенный Богом, иду к вам с любовью
и кротостию. Драгоценная кровь лилася... Но жалею о том без гнева: неведение и
страх извиняют вас. Уже судьба решилась: города и войско мои. Дерзнете ли на
брань междоусобную в угодность Марии Годуновой и сыну ее? Им не жаль России: они
не своим, а чужим владеют; упитали кровию землю Северскую и хотят разорения
Москвы. Вспомните, что было от Годунова вам, Бояре, Воеводы и все люди
знаменитые: сколько опал и бесчестия несносного? А вы, Дворяне и Дети Боярские,
чего не претерпели в тягостных службах и в ссылках? А вы, купцы и гости, сколько
утеснений имели в торговле и какими неумеренными пошлинами отягощались? Мы же
хотим вас жаловать беспримерно: Бояр и всех мужей сановитых честию и новыми
отчинами, Дворян и людей приказных милостию, гостей и купцев льготою в
непрерывное течение дней мирных и тихих. Дерзнете ли быть непреклонными? Но от
нашей Царской руки не избудете: иду и сяду на престоле отца моего; иду с сильным
войском, своим и Литовским: ибо не только Россияне, но и чужеземцы охотно
жертвуют мне жизнию. Самые неверные Ногаи хотели следовать за мною: я велел им
остаться в степях, щадя Россию. Страшитесь гибели, временной и вечной;
страшитесь ответа в день суда Божия: смиритесь, и немедленно пришлите
Митрополитов, Архиепископов, мужей Думных, Больших Дворян и Дьяков, людей
воинских и торговых, бить нам челом, как вашему Царю законному". Народ
Московский слушал с благоговением и рассуждал так: "Войско и Бояре поддалися без
сомнения не ложному Димитрию. Он приближается к Москве: с кем стоять нам против
его силы? с горстию ли беглецов Кромских? с нашими ли старцами, женами и
младенцами? и за кого? за ненавистных Годуновых, похитителей державной власти?
Для их спасения предадим ли Москву пламени и разорению? Но не спасем ни их, ни
себя сопротивлением бесполезным. Следственно не о чем думать: должно прибегнуть
к милосердию Димитрия!"
И в то время, когда сие беззаконное Вече
располагало Царством, главные советники престола трепетали в Кремле от ужаса.
Патриарх молил Бояр действовать, а сам, в смятении духа, не мыслил явиться на
лобном месте в ризах Святительских, с крестом в деснице, с благословением для
верных, с клятвою для изменников: он только плакал! Знатнейшие Бояре
Мстиславский и Василий Шуйский, Бельский и другие думные советники вышли из
Кремля к гражданам, сказали им несколько слов в увещание и хотели схватить
гонцов Лжедимитриевых: народ не дал их и завопил: "Время Годуновых миновалось!
Мы были с ним во тьме кромешной: солнце восходит для России! Да здравствует Царь
Димитрий! Клятва Борисовой памяти! Гибель племени Годуновых!" С сим воплем толпы
ринулись в Кремль. Стража и телохранители исчезли вместе с подданными для
Феодора: действовали одни буйные мятежники; вломились во дворец и дерзостною
рукою коснулись того, кому недавно присягали: стащили юного Царя с престола, где
он искал безопасности! Мать злосчастная упала к ногам неистовых и слезно молила
не о Царстве, а только о жизни милого сына! Но мятежники еще страшились быть
извергами: безвредно вывели Феодора, его мать и сестру из дворца в Кремлевский
собственный дом Борисов и там приставили к ним стражу; всех родственников
Царских, Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых, заключили, имение их расхитили,
домы сломали; не оставили ничего целого и в жилище иноземных медиков, любимцев
Борисовых; хотели грабить и погреба казенные, но удержались, когда Бельский
напомнил им, что все казенное уже есть Димитриево. Сей пестун меньшого Иоаннова
сына явился тогда вдруг главным советником народа, как злейший враг Годуновых, и
вместе с другими Боярами, малодушными или коварными, старался утишить мятеж
именем Царя нового. Все дали присягу Димитрию, и (3 Июня) Вельможи, Князья Иван
Михайлович Воротынский, Андрей Телятевский, Петр Шереметев, думный Дьяк Власьев
и другие знатнейшие чиновники, Дворяне, граждане выехали из столицы с повинною к
Самозванцу в Тулу. Уже вестник Плещеева и Пушкина предупредил их; уже расстрига
знал все, что сделалось в Москве, и еще не был спокоен: послал туда Князя
Василия Голицина, Мосальского и Дьяка Сутупова с тайным наказом, а Петра
Басманова с воинскою дружиною, чтобы мерзостным злодейством увенчать торжество
беззакония.
Сии достойные слуги Лжедимитриевы, принятые в
Москве как полновластные исполнители Царской воли, начали дело свое с Патриарха.
Слабодушным участием в кознях Борисовых лишив себя доверенности народной, не
имев мужества умереть за истину и за Феодора, онемев от страха и даже, как
уверяют, вместе с другими Святителями бив челом Самозванцу, надеялся ли
Иов снискать в нем срамную милость? Но Лжедимитрий не верил его бесстыдству; не
верил, чтобы он мог с видом благоговения возложить Царский венец на своего
беглого Диакона и для того Послы Самозванцевы объявили народу Московскому, что
раб Годуновых не должен остаться Первосвятителем. Свергнув Царя, народ во дни
беззакония не усомнился свергнуть и Патриарха. Иов совершал Литургию в храме
Успения: вдруг мятежники неистовые, вооруженные копьями и дреколием, вбегают в
церковь; не слушают божественного пения; стремятся в олтарь, хватают и влекут
Патриарха; рвут с него одежду Святительскую... Тут несчастный Иов изъявил и
смирение и твердость: сняв с себя панагию и положив ее к образу Владимирской
Богоматери, сказал громогласно: "Здесь, пред сею святою иконою, я был удостоен
сана Архиерейского и 19 лет хранил целость Веры: ныне вижу бедствие Церкви,
торжество обмана и ереси. Матерь Божия! спаси православие!" Его одели в черную
ризу, таскали, позорили в храме, на площади, и вывезли в телеге из
города, чтобы заключить в монастыре Старицком. Удалив важнейшего свидетеля
истины, противного Самозванцу, решили судьбу Годуновых, Сабуровых и
Вельяминовых: отправили их скованных в темницы городов дальних, Низовых и
Сибирских (ненавистного Семена Годунова задавили в Переславле). Немедленно
решили и судьбу державного семейства.
Юный Феодор, Мария и Ксения, сидя под стражею в
том доме, откуда властолюбие Борисово извлекло их на феатр гибельного величия,
угадывали свой жребий. Народ еще уважал в них святость Царского сана, может
быть, и святость непорочности; может быть, в самом неистовстве бунта желал,
чтобы мнимый Димитрий оказал великодушие и, взяв себе корону, оставил жизнь
несчастным хотя в уединении какого-нибудь монастыря пустынного. Но великодушие в
сем случае казалось расстриге несогласным с Политикою: чем более достоинств
личных имел сверженный, законный Царь, тем более он мог страшить лжецаря,
возводимого на престол злодейством некоторых и заблуждением многих; успех измены
всегда готовит другую - и никакая пустыня не скрыла бы державного юношу от
умиления Россиян. Так, вероятно, думал и Басманов; однако ж не хотел явно
участвовать в деле ужасном: зло и добро имеют степени! Другие были смелее:
Князья Голицын и Мосальский, чиновники Молчанов и Шерефединов, взяв с собою трех
зверовидных стрельцов, 10 Июня пришли в дом Борисов: увидели Феодора и Ксению
сидящих спокойно подле матери в ожидании воли Божией; вырвали нежных детей из
объятий Царицы, развели их по особым комнатам и велели стрельцам действовать:
они в ту же минуту удавили Царицу Марию; но юный Феодор, наделенный от природы
силою необыкновенною, долго боролся с четырьмя убийцами, которые едва могли
одолеть и задушить его. Ксения была несчастнее матери и брата: осталась жива:
гнусный сластолюбец расстрига слышал об ее прелестях и велел Князю Мосальскому
взять ее к себе в дом. Москве объявили, что Феодор и Мария сами лишили себя
жизни ядом; но трупы их, дерзостно выставленные на позор, имели несомнительные
признаки удавления. Народ толпился у бедных гробов, где лежали две Венценосные
жертвы, супруга и сын властолюбца, который обожали погубил их, дав им престол на
ужас и смерть лютейшую! "Святая кровь Димитриева, - говорят Летописцы, -
требовала крови чистой, и невинные пали за виновного, да страшатся преступники и
за своих ближних!" Многие смотрели только с любопытством, но многие и с
умилением: жалели о Марии, которая, быв дочерью гнуснейшего из палачей Иоанновых
и женою святоубийцы, жила единственно благодеяниями, и коей Борис не смел
никогда открывать своих злых намерений; еще более жалели о Феодоре, который цвел
добродетелию и надеждою: столько имел и столько обещал прекрасного для счастия
России, если бы оно угодно было Провидению!Нарушили и спокойствие могил:
выкопали тело Борисово, вложили в раку деревянную, перенесли из церкви Св.
Михаила в девичий монастырь Св. Варсонофия на Сретенке и погребли там уединенно,
вместе с телами Феодора и Марии!
Так совершилась казнь Божия над убийцею
Димитрия истинного, и началася новая над Россиею под скиптром ложного!
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.