Строгость Великого Князя. Коварство Черниговских Князей.
Добродушие Святослава. Георгий восстает на Изяслава. Богатство Княжеское. Игорь
Схимник. Нежность Святославова в дружбе. Начало Москвы. Бродники. Наставление
Российского Митрополита. Любовь к Мономаху. Измена Черниговских Князей. Убиение
Игоря. Война междоусобная. Медленность Георгия. Народный обед в Новегороде. Речь
Изяслава. Опустошение земли Суздальской. Несправедливость Великого Князя. Битва
у Переяславля. Бегство Изяслава. Союз с Венграми,Богемцами и Поляками. Мужество
Андрея. Памятник коню. Мир. Коварство Георгия. Новая вражда. Добросердечие
Изяслава и Вячеслава. Победа Владимиркова. Бодрость Андрея. Хитрость Владимирка.
Твердость Изяславова. Воинская хитрость. Беспечность Георгия и торжество
Изяслава. Ристание в Киеве. Справедливость Великого Князя. Признательность
Вячеслава. Благодарность к Королю Венгерскому. Осада Киева. Миролюбие Вячеслава.
Пылкость Андрея. Отступление Георгия. Усердие Киевлян. Битва. Изяслав ранен.
Бегство и вероломство Георгия. Помощь Венгров. Речь Изяславова и победа.
Притворство Владимирка. Простодушие Гейзы. Любовь Георгия к южной России.
Вероломство Владимирка. Подвиги Андрея. Насмешка Владимиркова. Печальная одежда.
Смерть Владимирка. Речь Ярослава. Сомнительная победа. Брак Изяславов. Дела
Новогородские. Кончина Изяслава. Характер его. Своевольство Полочан.
Изяслав - по словам Летописцев,
благословенная отрасль доброго корня - мог бы обещать себе и подданым дни
счастливые, ибо народ любил его; но история сего времени не представляет нам
ничего, кроме злодейств междоусобия. Храбрые умирали за Князей, а не за
отечество, которое оплакивало их победы, вредные для его могущества и
гражданского образования.
Утвердив мир с Половцами - которые всякому
новому Государю предлагали тогда союз, ибо хотели даров, - Великий Князь оказал,
может быть, излишнюю строгость в рассуждении своего дяди. Обманутый советами
Бояр, и в надежде на прежние ласки Изяславовы, на самые его обещания,
миролюбивый Князь Туровский, Вячеслав, узнав о торжестве племянника, вообразил
себя по старшинству Государем России: занял города Киевские и своевольно отдал
Владимир сыну Андрееву, Мономахову внуку. Посланный братом, Смоленский Князь
изгнал Вячеслава; велел ему княжить только в пересопнице или Дорогобуже
Волынском; а Наместников его, окованных цепями, вместе с Туровским Епископом,
Иоакимом, привел в Киев.
Назначив Туров в Удел меньшему сыну, именем
Ярославу, Великий Князь обратил внимание на Игорева брата. Спасаясь бегством от
победителя, Святослав хотел удостовериться в искренней дружбе Князей
Черниговских, чтобы единодушно действовать с ними для освобождения Игорева. Они
дали ему в том клятву; но Святослав, оставив у них своего Боярина и поехав
готовиться к войне, сведал от него, что сии коварные братья тайно дружатся с
Великим Князем и наконец заключили с ним союз, предав Игоря в его волю, как
недостойного ни власти, ни свободы. Скоро общие Послы Изяславовы и Давидовичей
торжественно объявили Святославу, что он может спокойно княжить в своей области,
если уступит им Новгород Северский и клятвенно откажется от брата. Сей добрый,
нежный родственник залился слезами и, сказав в ответ: "Возьмите все, что имею;
освободите только Игоря", решился искать покровителя в сыне Мономаховом.
Георгий Владимирович Суздальский видел с
досадою, что гордый Изяслав, вопреки древнему уставу, отняв старейшинство у
дядей, сел на троне Киевском. Пользуясь сим расположением, Святослав обратился к
Георгию и молил его освободить Игоря. "Иди в Киев, - говорил он: - спаси
несчастного и властвуй в земле Русской. Бог помогает тому, кто вступается за
утесненных". Георгий дал ему слово и начал готовить войско. - Святослав нашел и
других защитников в Ханах Половецких, братьях его матери: они с тремя стами
всадников немедленно явились в Новегороде Северском, куда прибыли также юный
Князь Рязанский, Владимир, внук Ярославов, и Галицкий изгнанник, Иоанн
Ростиславич Берладник.
Уже Давидовичи, соединясь с сыном Великого
Князя, Мстиславом, Вождем Переяславской дружины и Берендеев, вступили в область
Северскую и грабили оную, тщетно хотев взять Новгород. В надежде усовестить их
Духовник Святославов приехал к ним в стан и сказал именем Князя: "Родственники
жестокие! Довольны ли вы злодействами, разорив мою область, взяв имение, стада;
истребив огнем хлеб и запасы? Желаете ли еще умертвить меня?" Союзники вторично
требовали, чтобы он навсегда отступился от несчастного Игоря. "Нет! -
ответствовал Святослав: - пока душа моя в теле, не изменю единокровному!"
Давидовичи заняли село Игорево, где сей Князь имел дворец и хранил свое
богатство; нашли вино и мед в погребах, железо и медь в кладовых; отправили
множество возов с добычею и, веселясь разрушением, сожгли дворец, церковь, гумно
Княжеское, где было девять сот скирдов хлеба.
Великий Князь, сведав о воинских приготовлениях
Георгия Владимировича, велел другу своему, Ростиславу Ярославичу Рязанскому,
набегами тревожить Суздальскую область; сам же выступил из Киева и соединился с
Князьями Черниговскими, осаждавшими Путивль. Зная их вероломство, жители не
хотели договариваться с ними, но охотно сдались Великому Князю. Там находился
собственный дом Святослава: Князья разделили его имение. Летописец сказывает,
что они нашли в выходах 500 берковцев меду и 80 корчаг вина;
ограбили славную церковь Вознесения, богатую серебряными сосудами, кадильницами,
утварию, шитою золотом, коваными Евангелиями и книгами. Семь сот рабов Княжеских
были также их добычею.
[1147 г.] Святослав ожидал Георгия: он
действительно шел к нему в помощь; сведав же о нападении Князя Рязанского на
Суздальскую область, возвратился из Козельска. Один сын его, Иоанн Георгиевич,
приехал с дружескими уверениями к Святославу, который, в знак благодарности,
отдал ему Курск и Посемье, но принужден был искать убежища в своих северных
владениях. Многочисленная рать Великокняжеская шла к Новугороду. Старый Вельможа
Черниговского Князя, бывший некогда верным слугою Олеговым, из сожаления тайно
уведомил Святослава о предстоящей ему опасности. "Спасай жену, детей своих и
супругу Игореву! - говорили его друзья и Бояре: - все запасы твои уже в руках
неприятельских. Удалимся в лесную землю Карачевскую: ее дремучие боры и
помощь Георгиева будут твоею защитою". Некоторые Вельможи говорили искренно;
другие хотели только избавиться от кровопролития и сами остались в Новегороде,
когда Святослав уехал в Карачев. За ним гнался Изяслав Давидович с 3000
всадников и Воеводою Киевским, Шварном. Уже бегство не могло спасти несчастного:
надлежало отдаться в плен или сразиться. Отчаянный Святослав с верною дружиною и
дикими Половцами ударил на врага; разбил его, опустошил Карачев и
немедленно удалился в сопредельную землю Вятичей, которая зависела от
Черниговских Владетелей. Великий Князь - напрасно желав победою загладить
неудачу Изяслава - отдал Давидовичам всю завоеванную область, кроме Курска;
исключительно присвоил себе одно Игорево достояние и возвратился в Киев.
В сие время Игорь был уже Монахом. Изнуренный
печалию и болезнию, он изъявил желание отказаться от света, когда Великий Князь
готовился идти на его брата. "Давно, и в самом счастии, я хотел посвятить Богу
душу мою, - говорил Игорь: - ныне, в темнице и при дверях гроба, могу ли желать
иного?" Изяслав ответствовал ему: "Ты свободен; но выпускаю тебя единственно
ради болезни твоей". Его отнесли в келью: он 8 дней лежал как мертвый; но,
постриженный Святителем Евфимием, совершенно выздоровел и в Киевской Обители Св.
Феодора принял Схиму, которая не спасла его от гнева Судьбы: скоро увидим жалкий
конец сего несчастного Олегова сына.
Князья Черниговские выгнали Святослава из
Брянска, Козельска, Дедославля, но слыша, что Георгий прислал к нему 1000
Белозерских латников, отступили к Чернигову. Они не устыдились всенародно
объявить в стране Вятичей, чтобы жители старались умертвить Святослава и что
убийцы будут награждены его имением! Родственники гнали сего Князя, друзья
оставляли. В числе их находился Воевода, Князь Иоанн Берладник: он не
захотел более с ним скитаться, взял у него за службу 200 гривен серебра, 6
фунтов золота и перешел к Смоленскому Князю. Только Владимир Рязанский и сын
Георгиев, Иоанн, усердно делили труды и беспокойства с Святославом, который,
имев несчастие лишиться последнего, изъявил достохвальную чувствительность: видя
Иоанна больного, забыл войну и неприятелей; молился, думал единственно об нем;
столь горестно оплакивал кончину сего юноши, что сам Георгий старался его
утешить и, прислав богатые дары, обещал другим сыном заменить ему умершего
верного сподвижника. Общая ненависть к Великому Князю утвердила союз между ими:
Князь Суздальский изгнал Рязанского, союзника Изяславова, заставил его бежать к
Половцам, взял Торжек и пленил жителей; а Святослав разорил часть Смоленской
области, вокруг Протвы, или землю Голядскую.
Довольный злом, причиненным Уделу Изяславовых
братьев, Георгий желал лично угостить Святослава, коего сын, Олег, подарил ему
тогда редкого красотою парда. Летописец хвалит искреннее дружество, веселую
беседу Князей, великолепие обеденного пиршества и щедрость Георгия в награждении
Бояр Святославовых. Между сими Вельможами отличался девяностолетний старец,
именем Петр; он служил деду, отцу Государя своего; уже не мог сесть на коня, но
следовал за Князем, ибо сей Князь был несчастлив. Георгий, неприятель Ростислава
Рязанского, осыпал ласками и дарами его племянника, Владимира, как друга и
товарища Святославова.
Сие угощение достопамятно: оно происходило в
Москве. К сожалению, Летописцы современные не упоминают о любопытном для
нас ее начале, ибо не могли предвидеть, что городок бедный и едва известный в
отдаленной земле Суздальской будет со временем главою обширнейшей Монархии в
свете. По крайней мере знаем, что Москва существовала в 1147 году, Марта 28, и
можем верить новейшим Летописцам в том, что Георгий был ее строителем. Они
рассказывают, что сей Князь, приехав на берег Москвы-реки, в села зажиточного
Боярина Кучка, Степана Ивановича, велел умертвить его за какую-то
дерзость и, плененный красотою места, основал там город; а сына своего, Андрея,
княжившего в Суздальском Владимире, женил на прелестной дочери казненного
Боярина. "Москва есть третий Рим, - говорят сии повествователи, - и
четвертого не будет. Капитолий заложен на месте, где найдена окровавленная
голова человеческая: Москва также на крови основана и к изумлению врагов наших
сделалась Царством знаменитым". Она долгое время именовалась Кучковым.
Ободренный Святослав возвратился к берегам Оки.
Там соединились с ним Ханы Половецкие, его дяди, и так называемые
Бродники, о коих здесь в первый раз упоминается. Сии люди были Христиане,
обитали в степях Донских среди варваров, уподоблялись им дикою жизнию и, как
вероятно, состояли большею частию из беглецов Русских: они за деньги служили
нашим Князьям в их междоусобиях. Разорив многие селения в верховье Угры, в
Смоленской области, Святослав завоевал всю страну Вятичей, от Мценска до
Северского Удела, и вместе с Глебом, сыном Георгия, шел далее, когда Послы
Давидовичей встретили его и сказали именем Князей: "Забудем прошедшее. Дай нам
клятву союзника, и возьми свою отчину. Не хотим твоего имения". Успехи ли
Ольговича склонили их к миру? Или сын Всеволодов, Святослав, который, в замену
Владимиру получив в Удел от Великого Князя Бужск, Меджибож, Котельницу и другие
города, держал его сторону, но жалел о дяде и тайно с ним пересылался? Как бы то
ни было, Черниговские Князья, Святослав Ольгович и сын Всеволодов заключили
союз, чтобы соединенными силами противоборствовать Изяславу Мстиславичу.
Еще Великий Князь не знал сего вероломства
Давидовичей и спокойно занимался в Киеве важным делом церковным . Следуя примеру
Великого Ярослава, он созвал шесть Российских Епископов и велел им без всякого
сношения с Цереградом (где Духовенство не имело тогда Главы) на место
скончавшегося Митрополита, Грека Михаила, поставить Климента, Черноризца,
Схимника, знаменитого не только Ангельским Образом, но и редкою мудростию.
Некоторые Епископы представляли, что благословение Патриарха для того
необходимо; что нарушить сей древний обряд есть уклониться от православия
Восточной Церкви и что умерший Святитель Михаил обязал их всех грамотою не
служить без Митрополита в Софийском храме. Другие, не ст�642 116507223
643 116531591
644 116553191
645 116579027
646 116602787
647 116627939
648 116641527
649 116667363
651 116753907
652 116776915
653 116795983
654 116819315
656 116892027
657 116913687
443743410658 119243015
/i>. Князь Суздальский и тут не имел успеха;
но Половцы тайным обходом расстроили Изяславовы меры: у городка Заруба, близ
Трубежского устья, они бросились в Днепр на конях своих, вооруженные с головы до
ног и закрываясь щитами. Святослав Ольгович и племянник его предводительствовали
ими. Береговая стража Киевская оробела. Напрасно Воевода Шварн хотел остановить
бегущих: "С ними не было Князя (говорит Летописец), а Боярина не все слушают".
Половцы достигли берега, и Георгий спешил в том же месте переправиться через
Днепр.
Великий Князь отступил к Киеву и вместе с дядею
стал у Златых врат; Изяслав Давидович между Златыми и
Жидовскими вратами; подле него Князь Смоленский; Борис Всеволодкович
Городненский, внук Мономахов, у врат Лятских, или Польских. Ряды Киевлян
окружили город. Черные Клобуки явились также под его стенами с своими вежами и
многочисленными стадами, которые рассыпались в окрестностях Киевских.
Деятельность, движение, необозримый строй людей вооруженных и самый беспорядок
представляли зрелище любопытное. Пользуясь общим смятением, хищные друзья,
Берендеи и Торки, обирали монастыри, жгли села, сады. Изяслав, чтобы унять
грабителей, велел брату своему, Владимиру, соединить их и поставить у могилы
Олеговой, между оврагами. Воины, граждане, народ с твердостию и мужеством
ожидали неприятеля.
Но старец Вячеслав еще надеялся убедить брата
словами мирными и в присутствии своих племянников дал Послу наставление. "Иди к
Георгию, - сказал он: - целуй его моим именем и говори так: Сколько раз молил я
вас, тебя и племянника, не проливать крови Христиан и не губить земли Русской!
Изяслав, восстав на Игоря, велел мне объявить, что ищет престола Киевского
единственно для меня, второго отца своего; а после завладел собственными моими
городами, Туровом и Пинском! Равно обманутый и тобою - лишенный Пересопницы,
Дорогобужа - не имея ничего, кроме Вышегорода, я молчал; имея Богом данную мне
силу, полки и дружину, терпеливо сносил обиды, самое уничижение и, думая только
о пользе отечества, унимал вас. Напрасно: вы не хотели внимать советам
человеколюбия; отвергая их, нарушали устав Божий. Ныне Изяслав загладил вину
свою: почтил дядю вместо отца; я назвал его сыном. Боишься ли унизиться предо
мною? Но кто из нас старший? Я был уже брадат, когда ты родился. Опомнись, или,
подняв руку на старшего, бойся гнева Небесного!" - Посол Вячеславов нашел
Георгия в Василеве: Князь Суздальский, выслушав его, отправил собственного
Боярина к брату; признавал его своим отцом; обещал во всем удовлетворить ему, но
требовал, чтобы Мстиславичи выехали из области Киевской. Старец ответствовал: "У
тебя семь сыновей: отгоняю ли их от родителя? У меня их только два: не
расстанусь с ними. Иди в Переяславль и Курск; иди в Великий Ростов или в
другие города свои; удали Ольговичей, и мы примиримся. Когда же хочешь
кровопролития, то Матерь Божия да судит нас в сем веке и будущем!" Вячеслав,
говоря сии последние слова, указал на Златые врата и на образ Марии, там
изображенный.
Георгий ополчился и подступил к Киеву от
Белагорода. Стрелы летали чрез Лыбедь. Пылкий Андрей устремился на другую
сторону реки и гнал стрелков неприятельских к городу; но был оставлен своими:
один Половчин схватил коня его за узду и принудил Героя возвратиться. Юный
Владимир Андреевич, внук Мономахов, спешил разделить с братом опасность: пестун
силою удержал сего отрока. Дружина их шла на полк Вячеславов и Великого Князя за
Лыбедью; прочее войско Георгиево сразилось с Борисом у врат Лятских. Изяслав
наблюдал все движения битвы: он велел братьям, не расстроивая полков, с
избранными отрядами и Черными Клобуками ударить вдруг на неприятеля. Смятые ими,
Половцы, Суздальцы бежали, и трупы наполнили реку Лыбедь. Тут вместе со многими
пал мужественный сын Хана славного, Боняка, именем Севенч, который хвалился,
подобно отцу своему, зарубить мечом врата Златые. С того времени
Суздальцы не дерзали переходить чрез Лыбедь, и Георгий скоро отступил, чтобы
соединиться с Владимирком: ибо Галицкий Князь, забыв прежнюю досаду, шел к нему
в помощь.
Храбрые Мстиславичи пылали нетерпением гнаться
за врагом. Согласно с характером своим, Вячеслав говорил, что они могут не
спешить и что Всевышний дает победу не скорому, а справедливому; но, убежденный
их представлениями, и сам немедленно сел на коня, вместе с племянниками совершив
молитву в храме Богоматери. Никогда народ Киевский не вооружался охотнее;
никогда не изъявлял более усердия к своим Государям. "Всякий, кто может
двигаться и владеть рукою, да идет в поле! - сказали граждане: - или да лишится
жизни ослушник!" Борис Городненский был отправлен лесом вслед за Георгием,
который думал взять Белгород; но видя жителей готовых обороняться, пошел на
встречу к Галичанам. Изяслав, стараясь предупредить сие опасное соединение,
настиг его за Стугною. Сделалась ужасная буря и тьма; дождь лился рекою, и
ратники не могли видеть друг друга. Как бы устрашенные несчастным
предзнаменованием, оба войска желали мира: Послы ездили из стана в стан, и
Князья могли бы согласиться, если бы мстительные Ольговичи и Половцы тому не
воспротивились. Георгий, приняв их совет, решился на кровопролитие; однако ж
убегал битвы, ожидая Владимирка, и ночью перешел за реку Рут (ныне Роток).
Изяслав не дал ему идти далее: надлежало сразиться. Андрей устроил Суздальцев;
объехал все ряды; старался воспламенить мужество в Половцах, и в своей дружине.
С другой стороны, Великий Князь, Полководец искусный, также наилучшим образом
распорядил войско и требовал благословения от Вячеслава. Сей старец, утомленный
походом, должен был остаться за строем. "Неблагодарный Георгий отвергнул мир,
столь любезный душе твоей, - говорили ему племянники: - теперь мы готовы умереть
за честь нашего отца и дяди". Вячеслав ответствовал: "Суди Бог моего брата; я от
юности гнушался кровопролитием". - Битва началася. Изяслав приказал всем полкам
смотреть на его собственный, чтобы следовать ему в движениях. Андрей встретил их
и сильным ударом изломил свое копие. Уязвленный в ноздри конь его ярился под
всадником; шлем слетел с головы, щит Андреев упал на землю: но Бог сохранил
мужественного Князя. Изяслав также был впереди; также изломил копие: раненный в
бедро и руку, не мог усидеть на коне и плавал в крови своей. Битва продолжалась.
Дикие варвары, союзники Георгиевы, решили ее судьбу: пустив тучу стрел,
обратились в бегство; за Половцами Ольговичи и, наконец, Князь Суздальский.
Многие из его воинов утонули в грязном Руте; многие легли на месте или отдались
в плен. Георгий с малым числом ушел за Днепр в Переяславль.
Между тем Великий Князь, несколько времени
лежав на земле, собрал силы, встал и едва не был изрублен собственными воинами,
которые, в жару битвы, не узнали его. "Я князь", - говорил он. "Тем лучше", -
сказал один воин и мечом рассек ему шлем, на коем блистало златое изображение
Святого Пантелеймона. Изяслав, открыв лицо, увидел общую радость киевлян,
считавших его мертвым; исходил кровию, но слыша, что Владимир Черниговский убит,
велел посадить себя на коня и везти к его трупу; искренно сожалел об нем и с
чувствительностию утешал горестного Изяслава Давидовича, который, взяв тело
брата, союзника Георгиева, спешил защитить свою столицу: ибо Святослав Ольгович
хотел незапно овладеть ею; но тучный, дебелый и до крайности утомленный
бегством, сей Князь принужден был отдыхать в Остере, где, сведав, что в
Чернигове уже много войска, он решился ехать прямо в Новгород Северский; а после
дружелюбно разделился с Изяславом Давидовичем: каждый из них взял часть
отцовскую.
Мстиславичи осадили Переяславль. Утратив лучшую
дружину в битве и слыша, что Владимирко Галицкий, достигнув Бужска, возвратился,
Георгий принял мир от снисходительных победителей. "Отдаем Переяславль любому из
сыновей твоих, - говорили они, - но сам иди в Суздаль. Не можем быть с тобою в
соседстве, ибо знаем тебя. Не хотим, чтобы ты снова призвал друзей своих,
Половцев, грабить область Киевскую". Георгий дал клятву выехать и нарушил оную
под видом отменного усердия к Св. Борису: праздновал его память, жил на берегу
Альты, молился в храме сего Мученика и не хотел удалиться от Переяславля. Один
сын его, Андрей, гнушаясь вероломством, отправился в Суздаль. Узнав, что
коварный дядя зовет к себе Половцев и Галичан, Великий Князь грозно требовал
исполнения условий: Георгий оставил сына в Переяславле, но выехал только в
Городец и ждал благоприятнейших обстоятельств.
[1152 г.] Надеждою его был мужественный
Владимирко. Мстислав, сын Великого Князя, вел к родителю многочисленное союзное
войско Короля Гейзы и своею неосторожностию лишился оного. Вступив в Волынию, он
пировал с Венграми, угощаемый дядею, Владимиром Мстиславичем; слышал о
приближении Галицкого Князя, но беспечно лег спать, в надежде на стражу и
самохвальство Венгров. "Мы всегда готовы к бою", - говорили они и пили без
всякой умеренности. В полночь тревога разбудила Мстислава: дружина его села на
коней; но упоенные вином союзники лежали как мертвые. Владимирко ударил на них
пред рассветом: бил, истреблял - и Великий Князь получил известие, что сын его
едва мог спастися один с своими Боярами. Тогда Изяслав призвал союзников: Князя
Черниговского и сына Всеволодова, его племянника: даже и Святослав Ольгович,
повинуясь необходимости, дал ему вспомогательную дружину. Сие войско осадило
Городец. Теснимый со всех сторон, оставленный прежними друзьями и товарищами,
Князь Суздальский должен был чрез несколько дней смириться: уступив Переяславль
Мстиславу Изяславичу, возвратился в наследственный Удел свой и поручил Городец
сыну Глебу. Но скоро Изяслав отнял у Георгия и сие прибежище в южной России:
сжег там все деревянные здания, самые церкви и сравнял крепость с землею.
Наказав главного неприятеля, Великий Князь
желал отмстить хитрому, счастливому сподвижнику Георгиеву, Владимирку: Король
Венгерский хотел того же. Им надлежало соединиться у подошвы гор Карпатских.
Летописцы славят взаимную искреннюю дружбу сих Государей: сановники Гейзы от его
имени приветствовали Великого Князя на дороге; сам Король, провожаемый братьями,
Ладиславом и Стефаном, всем Двором, всеми Баронами, выехал встретить Изяслава,
который вел за собою многочисленное стройное войско. С любовью обняв друг друга,
они, в шатре Королевском, условились не жалеть крови для усмирения врага - и на
рассвете, ударив в бубны, семьдесят полков Венгерских двинулись вперед; за ними
шли Россияне и конные Берендеи; вступив в землю Галицкую, расположились близ
реки Сана, ниже Перемышля. Владимирко стоял на другой стороне, готовый к бою, и
схватил несколько зажитников Королевских. Тогда было Воскресенье; Гейза,
обыкновенно празднуя сей день, отложил битву до следующего. По данному знаку
союзное войско приступило к реке. Изяслав находился в средине, и так говорил
ратникам: "Братья и дружина! Доселе Бог спасал от бесчестия землю Русскую и
сынов ее: отцы наши всегда славились мужеством. Ныне ли уроним честь свою пред
глазами союзников иноплеменных? Нет, мы явим себя достойными их уважения". В
одно мгновение ока Россияне бросились в Сан: Венгры также, и смяли Галичан,
стоявших за валом. Побежденный Владимирко, проскакав на борзом коне между
толпами Венгров и Черных Клобуков (один, с каким-то Избыгневом), заключился в
Перемышле. Союзники могли бы тогда взять крепость; но воины их, грабя Княжеский
богатый дворец на берегу Сана, дали время многим рассеянным битвою Галичанам
собраться в городе. Владимирко хотел мира: ночью отправил к Архиепископу и
Боярам Венгерским множество серебра, золота, драгоценных одежд и вторично
склонил их быть за него ходатаями. Они представили Гейзе, что Галицкий Князь,
тяжело раненный, признается в вине своей; что Небо милует кающихся грешников;
что он служил копием своим отцу Гейзину, Беле Слепому, против Ляхов; что
Владимирко, зная великодушие Короля и готовясь скоро умереть, поручает ему юного
сына и боится единственно злобы Изяславовой. Великий Князь не хотел слышать о
мире. "Если умрет Владимирко, - говорил он, - то безвременная кончина его будет
справедливою Небесною казнию. Сей вероломный, клятвенно обещав нам приязнь свою,
разбил твое и мое войско. Забудем ли бесчестие? Ныне Бог предает Владимирка в
руки наши: возьмем его и землю Галицкую". Мстислав, сын Великого Князя, еще
ревностнее отца противился миру: напрасно Владимирко старался молением и ласками
обезоружить их. Но Гейза ответствовал: "Не могу убить того, кто винится", и
простил врага, с условием, чтобы он возвратил чужие, занятые им города
Российские (Бужск, Тихомль, Шумск, Выгошев, Гнойни) и навсегда остался другом
Изяславу, или, по тогдашнему выражению, не разлучался с ним ни в добре, ни в
зле. Из шатра Королевского послали ко мнимо больному Владимирку чудотворный
крест Св. Стефана: сей Князь дал присягу. "Если он изменит нам (сказал Гейза),
то или мне не царствовать или ему не княжить". Услужив шурину и смирив
надменного Владимирка, бывшего в тесном союзе с Греками, Король спешил к берегам
Сава отразить Императора Мануила, хотевшего отмстить ему за обиду своего
Галицкого друга. Изяслав, возвратяся в Киев с торжеством, изъявил благодарность
Всевышнему, праздновал с дядею Вячеславом, уведомил брата своего, Князя
Смоленского, о счастливом успехе похода и советовал ему остерегаться Георгия,
слыша, что он вооружается в Ростове.
КнязьСсуздальский еще более возненавидел
Мстиславичей за разрушение Городца, который был единственным его достоянием в
полуденных, любезных ему странах Государства. Там он жил духом и мыслями; там
лежал священный прах древних Князей Российских, славились храмы чудесами и
жители благочестием. Георгий в наследственном восточном Уделе своем видел небо
суровое, дикие степи, дремучие леса, народ грубый; считал себя как бы
изгнанником и, презирая святость клятв, думал только о способах удовлетворить
своему властолюбию. Он призвал Князей Рязанских и Половцев, кочевавших между
Волгою и Доном; занял область Вятичей и велел Князю Новагорода Северского,
Святославу Ольговичу, также быть к нему в стан под Глухов. Владимирко, сведав о
походе Георгия, думал вместе с ним начать военные действия против Мстиславичей;
но Изяслав успел отразить его и заставил возвратиться. Князь Галицкий, мужеством
достойный отца, не хотел уподобляться ему в верности слова: не боялся
клятвопреступления и доказал ошибку снисходительного Гейзы, не исполнив
обещания, то есть силою удержав за собою города Великокняжеские, Шумск, Тихомль
и другие. Видя, что Георгий намерен осадить Чернигов, Князь Смоленский, по
сделанному условию с братом, вошел в сей город защитить Изяслава Давидовича, их
союзника. Тут находился и Святослав Всеволодович, который уже знал характер
Георгиев и не любил его. С душевным прискорбием они говорили друг другу: "Будет
ли конец нашему междоусобию?" Набожный Князь Суздальский, подступив к Чернигову
в день Воскресный, не хотел обнажить меча для праздника; но велел Половцам жечь
и грабить в окрестностях! Двенадцать дней продолжались битвы, знаменитые
мужеством Андрея Георгиевича: он требовал, чтобы Князья, союзники Георгиевы,
сами по очереди ходили на приступ, для ободрения войска; служил им образцом и
собственною храбростию воспламенял всех. Осажденные не могли защитить внешних
укреплений, сожженных Половцами, и город был в опасности; но Великий Князь спас
его. Услышав только, что Изяслав перешел Днепр, робкие Половцы бежали: Георгий
также отступил за Снов, и Князь Черниговский встретил своего избавителя на
берегу реки Белоуса.
Святослав Ольгович, удерживая Георгия, говорил:
"Ты принудил меня воевать; разорил мою область, везде потравил хлеб и теперь
удаляешься! Половцы также ушли в степные города свои. Мне ли одному бороться с
сильными?" Но Князь Суздальский, оставив у Святослава только 50 человек дружины
с сыном Васильком, вышел из области Северской, чтоб овладеть всею страною
Вятичей, где ему никто не противился.
Тогда была уже глубокая осень: Изяслав дождался
зимы, поручил Смоленскому Князю наблюдать за Георгием, осадил Новгород Северский
и дал мир Святославу Ольговичу; а сын Великого Князя, Мстислав, с Киевскою
дружиною и с Черными Клобуками воевал землю Половецкую: [в феврале 1153 г.]
разбил варваров на берегах Орели и Самары, захватил их вежи, освободил множество
Российских пленников. Но сей успех не мог утвердить безопасности восточных
пределов Киевских: скоро Мстислав должен был вторично идти к берегам Псла для
отражения Половцев.
Тогда, желая покоя, Великий Князь отправил
Боярина, Петра Бориславича, с крестными грамотами к Владимирку Галицкому. "Ты
нарушил клятву, - говорил ему Посол, - данную тобою нашему Государю и Королю
Венгерскому в моем присутствии. Еще можешь загладить преступление: возврати
города Изяславовы и будь его другом". Владимирко ответствовал: "Брат мой Изяслав
нечаянно подвел на меня Венгров: никогда не забуду того; умру или отмщу". Посол
напоминал ему целование креста. "Он был не велик!" - сказал Владимирко в
насмешку. "Но сила оного велика, - возразил Петр: - Вельможа Королевский
объявлял тебе, что если, целовав сей чудесный крест Св. Стефана, преступишь
клятву, то жив не будешь". Владимирко не хотел слушать и велел Послу удалиться.
Изяславов Боярин положил на стол грамоты клятвенные, в знак разрыва. Ему не дали
даже и подвод. Петр отправился на собственных конях; а Владимирко, пошедши в
церковь к Вечерне и видя его едущего из города, смеялся над ним с своими
Боярами. - В ту же ночь Отрок Княжеский, догнав сего Посла, велел ему
остановиться. Петр ожидал новой для себя неприятности, беспокоился, и на другой
день, вследствие вторичного повеления, возвратился в Галич. Слуги Владимирковы
встретили его пред дворцом в черных одеждах. Он вошел в сени: там юный
Князь Ярослав сидел на месте отца, в черной мантии и в клобуке, среди Вельмож и
Бояр, также одетых в печальные мантии. Послу дали стул. Ярослав заливался
слезами; царствовало глубокое молчание. Изумленный Боярин Изяславов хотел знать
причину сей общей горести и сведал, что Владимирко, совершенно здоровый
накануне, отслушав Вечерню в церкви, не мог сойти с места, упал и, принесенный
во дворец, скончался. "Да будет воля Божия! - сказал Петр: - все люди смертны".
Ярослав отер слезы. "Мы желали известить тебя о сем несчастии, - говорил он
Послу: - скажи от меня Изяславу: Бог взял моего родителя, быв Судиею между им
и тобою. Могила прекратила вражду. Будь же мне вместо отца. Я наследовал
Княжение; воины и дружина родительская со мною: одно его копие поставлено у
гроба: и то будет в руке моей. Люби меня как сына своего, Мстислава: пусть он
ездит с одной стороны подле твоего стремени, а я с другой, окруженный всеми
полками Галицкими".
Великий Князь изъявил сожаление о внезапной
кончине знаменитого, умного Владимирка, основателя могущественной Галицкой
области, но требовал доказательств искреннего дружелюбия от Ярослава - то есть,
возвращения городов Киевских, и видя, что ему хотят удовлетворить только
ласковыми словами, а не делом, прибегнул к оружию. Войско Галицкое стояло на
берегах Серета: Изяслав, пользуясь густым утренним туманом, перешел за сию реку.
Мгла исчезла, и неприятели увидели друг друга. Юный Князь Галицкий сел на коня.
Усердные Вельможи сказали ему: "Ты у нас один: что будет, если погибнешь?
Заключись в Теребовле: мы сразимся; и кто останется жив, тот придет умереть с
тобою". В сражении упорном и кровопролитном победа казалась сомнительною. Сын и
братья Изяславовы не могли устоять; но Великий Князь одолел на другом крыле. С
обеих сторон гнались и бежали; обе стороны взяли пленников, но Изяслав более. Он
поставил на месте битвы знамена неприятельские и схватил многих рассеянных
Галичан, которые толпами к ним собирались, обманутые сею хитростию. Видя малое
число своей дружины и боясь вылазки из Теребовля, Изяслав велел ночью умертвить
всех несчастных пленников, кроме Бояр, и с покойною совестию возвратился в Киев,
торжествовать второй брак свой. Невестою его была Княжна Абазинская, без
сомнения Христианка: ибо в отечестве ее и в соседственных землях Кавказских
находились издавна храмы истинного Бога, коих следы и развалины доныне там
видимы. Мстислав, отправленный отцом, встретил сию Княжну у порогов Днепровских
и с великою честию привез в Киев.
Готовясь к новому междоусобному кровопролитию
(ибо непримиримый Князь Суздальский стоял уже с войском в земле вятичей, близ
Козельска), Изяслав с прискорбием видел бесчестие своего меньшего сына,
Ярослава, изгнанного Новогородцами, которые - в 1149 году положив на месте 1000
Финляндцев, хотевших ограбить Водскую область, - в течение пяти лет не имели
иных врагов, кроме самих себя, и занимались одними внутренними раздорами.
Избранный сим легкомысленным народом, Ростислав Смоленский, в угодность ему,
отправился княжить в Новгород, а Ярослав в Владимир Волынский, на место умершего
Святополка Мстиславича. Малочисленность союзных Половцев и конский падеж
заставили Георгия отложить войну. Между тем Изяслав, не дожив еще до глубокой
старости, скончался, к неутешной горести Киевлян, всех Россиян и самых
иноплеменников, Берендеев, Торков. Они единогласно называли его своим
Царем славным, господином добрым, отцем подданных. Старец
Вячеслав, проливая слезы, говорил: "Сын любезный! Сему гробу надлежало быть
моим; но Бог творит, что ему угодно!" - Княжение Изяслава описано в летописях с
удивительною подробностию. Мужественный и деятельный, он всего более искал любви
народной и для того часто пировал с гражданами; говорил на Вечах, подобно
Великому Ярославу; предлагал там дела Государственные и хотел, чтобы народ,
исполняя волю Государя, служил ему охотно и врагов его считал собственными.
Разделив престол с дядею, добродушным и слабым, Изяслав в самом деле не уменьшил
власти своей, но заслужил похвалу современников; обходился с ним как нежный сын
с отцом; один брал на себя труды, опасности, но приписывал ему честь побед своих
и жил сам в нижней части города, уступив Вячеславу дворец Княжеский.
Готовый умереть за Киев, Изяслав удалялся от
иных случаев проливать кровь Россиян: не вступился за сына, оскорбленного
Новогородцами, ни за Рогволода Борисовича, зятя своего, которого Полочане в 1151
году свергнули с престола, избрав на его место Ростислава Глебовича, Князя
Минского, и признав Святослава Ольговича покровителем их области. Так граждане
своевольствовали в нашем древнем отечестве, употребляя во зло правило, что
благо народное священнее всех иных законов.
Тело Изяслава было погребено в монастыре Св.
Феодора, основанном Великим Мстиславом.
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.