КОНСТАНТИН, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ И СУЗДАЛЬСКИЙ. Г.
1216-1219
Добросердечие Константина. Дела Ливонские. Важное
предприятие Мстислава. Пылкость юного Даниила. Тиранство Венгров в Галиче.
Убийства в Рязани. Смерть Константина.
Мстислав возвел Константина на престол Великого
Княжения Владимирского и шел смирить своего зятя, который, оставив гордость,
прибегнул к великодушию старшего брата. "Будь моим отцем, - говорил он
Константину: - я в твоих руках и прошу у тебя хлеба: неужели выдашь меня Князьям
Новогородскому и Смоленскому?" Мстислав в угодность Константину согласился на
мир и принял дары от Ярослава; но не хотел, чтобы дочь его жила с Князем столь
жестокосердым: взял ее к себе и возвратился с честию в Новгород, освободив всех
жителей оного, бывших в Переяславле.
[1217-1218 гг.] Достигнув цели своей,
Константин захотел утешить изганного Георгия, призвал его к себе, объявил
наследником Великого Княжения и дал ему Суздаль. С искреннею дружбою обняв
брата, Георгий клялся забыть прошедшее. Константин чувствовал слабость здоровья
своего и желал в случае смерти оставить юным сыновьям второго отца в их старшем
дяде.
Мстислав, Герой сего времени, совершив одно
дело и ревнуя ознаменовать свое мужество новым, еще важнейшим подвигом, удалился
в южную Россию. Пользуясь его отсутствием, Литовцы разорили несколько селений в
области Шелонской; а Рыцари Немецкие, заняв Оденпе, старались укрепить сие
место. Владимир Псковский находился тогда в Новегороде и, приняв начальство над
войском, осадил прежних друзей своих, Немцев, в оденпском замке. В то время как
жители города коварно предлагали мир Россиянам, отошедшим далеко от стана, Немцы
напали на обозы Новогородцев: однако ж, потеряв многих людей и в том числе двух
Воевод, должны были спасаться бегством в замок. Сам Великий Магистр Ордена,
Вольквин, едва ушел с Дитрихом, братом Епископа рижского, Альберта, и зятем
Владимира Псковского. Теснимые осаждающими, терпя голод, не смея вторично
вступить в бой, они требовали мира. Дитрих, в залог верности, остался в руках у
Новогородцев, которые дали Рыцарям свободный пропуск, взяв в добычу 700 коней
Немецких. - Мстислав, возвратясь из Киева, объехал Новогородскую область,
наказал некоторых ослушных или нерадивых чиновников, созвал граждан столицы на
Дворе Ярослава и сказал им: "Кланяюся Святой Софии, гробу отца моего и
вам, добрые Новогородцы. Иноплеменники господствуют в знаменитом Княжении
Галицком: я намерен изгнать их. Но вас не забуду и желаю, чтобы кости мои лежали
у Святой Софии, там же, где покоится мой родитель". Тщетно граждане, искренно
огорченные, молили Князя великодушного, любимого не оставлять их. Он дружески
простился с народом и спешил в Киев к своим братьям, пылая нетерпением собрать
войско в южной России и вести оное к берегам Днестра.
Честь и Вера предписывали Мстиславу сей подвиг.
Мы оставили юного Даниила на престоле Галицком с одним именем Князя: Бояре всем
управляли и, находя вдовствующую супругу Романову опасною для их своевольства,
принудили ее выехать в Бельз. Даниил проливал слезы, не хотел разлучиться с нею
и в гневе ударил мечом одного из Вельмож, взявшего за узду коня его; однако ж
Княгиня умолила сына остаться. Оскорбленный сею дерзостию Бояр, Андрей, Король
Венгерский, пришел сам с войском, смирил мятежников и виновнейшего из них,
Владислава, оковал цепями. Но скоро бедствия Романова семейства возобновились.
Тайно призванный Галичанами, Мстислав Немой заставил Даниила бежать в Венгрию; а
Лешко Белый отнял у Василька Бельз для своего тестя, Александра Владимирского
(Василько, провождаемый многими Боярами, удалился в Каменец). Уже Андрей
вторично шел защитить Даниила; уже Мстислав Немой, слабый, хотя и властолюбивый,
бежал от страха, когда ужасный бунт открылся в самой Венгрии. Свирепые Бароны,
враги Королевы Гертруды, умертвили ее, готовив такую же участь и Королю. В сих
обстоятельствах он мог думать единственно о собственной безопасности: чем Боярин
Галицкий, Владислав (тогда освобожденный), умел воспользоваться, представляя
ему, как вероятно, что отрок Даниил, сын отца, ненавистного народу, не в
состоянии мирно управлять Княжением, или, возмужав, не захочет быть данником
Венгрии; что Андрей поступит весьма благоразумно, ежели даст Наместника Галиции,
не природного Князя и не иноплеменника, но достойнейшего из тамошних Бояр,
обязав его в верности клятвою и еще важнейшими узами столь великого благодеяния.
Желание Владислава исполнилось: предпочтенный другим Боярам, он с дружиною
Венгерскою приехал господствовать в свое отечество, назвался Князем и думал
равняться саном с потомками Св. Владимира; а Даниил и мать его, обманутые
надеждою на покровительство Андреево, обратились к Лешку Белому. Видя с
завистию, что богатая Галиция сделалась почти областию Венгрии, сей Государь
усердно взял Даниилову сторону, одержал верх в битве с Владиславом и хотя не мог
завоевать Галича, однако ж услужил сыновьям Романовым, принудив своего тестя,
Александра, уступить им Тихомль и Перемиль. Там могли они несколько времени жить
спокойно вместе с родительницею, печально смотря на башни Владимирские,
наследственную столицу Романову. Туда съехались все верные Бояре, сподвижники их
храброго отца, готовые усердно служить и сыновьям, которые в нежном цвете юности
обещали зрелые плоды мужества, ум необыкновенный, душевное благородство.
Россияне и чужеземцы с удивлением видели в ничтожном городке двор блестящий,
составленный из витязей и Бояр опытных, особенно уважаемых Государем Польским.
Воевода Сендомирский, именем Пакослав, доброжелательствуя Романову семейству,
хотел согласить выгоды оного с выгодами Венгров и Ляхов, бывших тогда явными
врагами за Галич; ездил к Андрею и без труда склонил его к миру. Положили, чтобы
малолетний сын Андреев, Коломан, женился на малолетней дочери герцога Лешка,
Саломее, и княжил в Галиче; чтобы Король уступил Перемышль Ляхам и чтобы
Владимир отдать Даниилу с братом, а Любачев миротворцу Пакославу. Условия были
исполнены: Александра выслали из Владимирской области, а Владислава, как
хищника, заточили. Таким образом (говорит Летописец) сей гордый Боярин
безрассудным честолюбием погубил себя и детей, коих никто из Князей Российских,
оскорбленных его дерзким самозванством, не хотел призреть.
Может быть, утомленные смятениями и переменами
Галичане удовольствовались бы тогдашним своим жребием, если бы новое
Правительство Венгерское наблюдало умеренность и справедливость; но Андрей
весьма неблагоразумно вздумал утеснять нашу Церковь. Уже в первый год Коломанова
властвования, в 1214 [году], он писал к папе Иннокентию III, что народ и Князья
Галицкие, подданные Венгрии, испросив себе сына его в Государи, желают
присоединиться к Римской Церкви, единственно с тем условием, чтобы Папа не
отменял их древних обрядов священных и дозволил им отправлять Богослужение на
языке Славянском. Когда же Архиепископ Гранский именем преемника Иннокентиева,
Гонория III, возложил в Галиче венец Королевский на сына Андреева и Саломею, сей
новый Государь, исполняя волю отца и Папы, изгнал Епископа Российского,
Священников наших и хотел обратить всех жителей в веру латинскую. Народ,
уничиженный мятежами, преступлениями и кознями Бояр запутанный в противоречиях
своей системы политической, не смел восстать на тиранов совести, довольствуясь
бесполезными жалобами. К несчастию Венгров, Андрей поссорился с герцогом Лешком,
отнял у него Перемышль с Любачевом и возбудил в нем столь великую злобу, что он,
вопреки узам крови, искал в России сильных неприятелей зятю. Таковым
представился ему Мстислав Новогородский. "Ты мне брат, - писал Лешко к сему
храброму Князю: - иди прославиться знаменитым подвигом мужества: Галич,
достояние твоих предков, стенает под игом утеснителей". Мстислав, подобно отцу
готовый всегда на дела великие, не отказался от предложения, столь
лестного для его славолюбия.
В то время как он занимался в древней южной
столице воинскими приготовлениями, тишина Царствовала в пределах Великого
Княжения Владимирского. Константин наслаждался спокойствием подданных и любовию
братьев; не следовал примеру дяди и родителя: не требовал повиновения от
слабейших Князей соседственных и думал, что каждый из них обязан давать отчет в
делах своих единому Богу. Ободренные сею излишнею кротостию, двое из Владетелей
Рязанских дерзнули на гнусное злодеяние.
Коварный Глеб, при великом Князе Всеволоде,
хотевший погубить своих родственников доносом, условился с братом, Константином
Владимировичем, явно лишить их жизни, чтобы господствовать над всею областию
Рязанскою. Они съехались в поле для общего совета, и Глеб дал им роскошный пир в
шатре своем. Князья, Бояре пили и веселились, не имев ни малейшего подозрения.
Хозяин ласкал, приветствовал беспечных гостей; лицо и голос злодея не изменяли
адской тайне его сердца. В одно мгновение Глеб и Константин Владимирович
извлекают мечи: вооруженные слуги и Половцы стремятся в шатер. Начинается
кровопролитие. Ни один из шести несчастных Князей, ни один из верных Бояр их не
мог спастися. Утомленные смертоубийством изверги выходят из шатра и спокойно
влагают в ножны мечи свои, дымящиеся кровию. В числе убиенных находился и родной
брат Глебов, добродушный Изяслав.
[1218 г.] Злодейство было ужасно: еще ужаснее
то, что виновники остались без наказания. Великий Князь Константин-изнуренный,
может быть, недугами - довольствовался сожалением о несчастных; строил церкви,
раздавал милостыню и с восторгом лобызал святые мощи, привозимые к нему из
Греции. Незадолго до кончины своей он послал старшего сына, именем Василька,
княжить в Ростов, а другого, Всеволода, в Ярославль, приказав им жить согласно,
быть во нравах подобными ему, благотворить сиротам, вдовицам, Духовенству и
чтить Георгия как второго отца. Константин преставился на 33 году от рождения [2
февраля 1218 г.], оплакиваемый Боярами, слугами, нищими, Монахами. Хваля его
мудрость и добродетель, Летописец Суздальский говорит, что сей Князь не только
читал многие душеспасительные книги, но и жил по их правилам; был исполнен
Апостольской Веры и столь кроток, что старался не опечалить ни одного человека,
любя делом и словом утешать всякого. - Супруга Константинова немедленно
постриглась над его гробом и, названная Агафиею, чрез два года кончила дни свои
в уединении монастырском.
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.