ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1475-1481
Совершенное покорение Новагорода. Обозрение истории его от
начала до конца. Рождение Иоаннова сына, Василия-Гавриила. Посольство в Крым.
Свержение ига Ханского. Ссора Великого Князя с братьями. Поход Ахмата на Россию.
Красноречивое послание Архиепископа Вассиана к Великому Князю. Разорение Большой
Орды и смерть Ахмата. Кончина Андрея Меньшего, брата Иоаннова. Посольство в
Крым.
Таким образом до Тибра, моря Адриатического,
Черного и пределов Индии обнимая умом государственную систему Держав, сей Монарх
готовил знаменитость внешней своей Политики утверждением внутреннего состава
России. - Ударил последний час Новогородской вольности! Сие важное происшествие
в нашей Истории достойно описания подробного. Нет сомнения, что Иоанн воссел на
престол с мыслию оправдать титул Великих Князей, которые со времен Симеона
Гордого именовались Государями всея Руси, желал ввести совершенное
единовластие, истребить Уделы, отнять у Князей и граждан права, несогласные с
оным, но только в удобное время, пристойным образом, без явного нарушения
торжественных условий, без насилия дерзкого и опасного, верно и прочно: одним
словом, с наблюдением всей свойственной ему осторожности. Новгород изменял
России, пристав к Литве; войско его было рассеяно, гражданство в ужасе: Великий
Князь мог бы тогда покорить сию область; но мыслил, что народ, веками приученный
к выгодам свободы, не отказался бы вдруг от ее прелестных мечтаний; что
внутренние бунты и мятежи развлекли бы силы Государства Московского, нужные для
внешней безопасности; что должно старые навыки ослаблять новыми и стеснять
вольность прежде уничтожения оной, дабы граждане, уступая право за правом,
ознакомились с чувством своего бессилия, слишком дорого платили за остатки
свободы и наконец, утомляемые страхом будущих утеснений, склонились предпочесть
ей мирное спокойствие неограниченной Государевой власти. Иоанн простил
Новогородцев, обогатив казну свою их серебром, утвердив верховную власть
Княжескую в делах судных и в Политике; но, так сказать, не спускал глаз с сей
народной Державы, старался умножать в ней число преданных ему людей, питал
несогласие между Боярами и народом, являлся в правосудии защитником невинности,
делал много добра и обещал более. Если Наместники его не удовлетворяли всем
справедливым жалобам истцов, то он винил недостаток древних законов
Новогородских, хотел сам быть там, исследовать на месте причину главных
неудовольствий народных, обуздать утеснителей, и (в 1475 году) действительно,
призываемый младшими гражданами, отправился к берегам Волхова, поручив Москву
сыну.
Сие путешествие Иоанново - без войска, с одною
избранною, благородною дружиною - имело вид мирного, но торжественного величия:
Государь объявил, что идет утвердить спокойствие Новагорода, коего знатнейшие
сановники и граждане ежедневно выезжали к нему, от реки Цны до Ильменя,
навстречу с приветствиями и с дарами, с жалобами и с оправданием: старые
Посадники, Тысячские, люди Житые, Наместник и Дворецкий Великокняжеские,
Игумены, чиновники Архиепископские. За 90 верст от города ожидали Иоанна Владыка
Феофил, Князь Василий Васильевич Шуйский-Гребенка, Посадник и Тысячский,
Степенные, Архимандрит Юриева монастыря и другие первостепенные люди, коих дары
состояли в бочках вина, белого и красного. Они имели честь обедать с Государем.
За ними явились старосты улиц Новогородских; после Бояре и все жители Городища,
с вином, с яблоками, винными ягодами. Бесчисленные толпы народные встретили
Иоанна перед Городищем, где он слушал Литургию и ночевал; а на другой день
угостил обедом Владыку, Князя Шуйского, Посадников, Бояр и 23 ноября [1475 г.]
въехал в Новгород. Там, у врат Московских, Архиепископ Феофил, исполняя
Государево повеление, со всем Клиросом, с иконами, крестами и в богатом
Святительском облачении принял его, благословил и ввел в храм Софии, в коем
Иоанн поклонился гробам древних Князей: Владимира Ярославича, Мстислава Храброго
- и приветствуемый всем народом, изъявил ему за любовь благодарность; обедал у
Феофила, веселился, говорил только слова милостивые и, взяв от хозяина в дар 3
постава ипрских сукон, сто корабельников (Нобилей, или двойных червонцев), рыбий
зуб и две бочки вина, возвратился в свой дворец на Городище.
За днем пиршества следовали дни суда. С утра до
вечера дворец Великокняжеский не затворялся для народа. Одни желали только
видеть лицо сего Монарха и в знак усердия поднести ему дары; другие искали
правосудия. Падение Держав народных обыкновенно предвещается наглыми
злоупотреблениями силы, неисполнением законов: так было и в Новегороде.
Правители не имели ни любви, ни доверенности граждан; пеклися только о
собственных выгодах; торговали властию, теснили неприятелей личных,
похлебствовали родным и друзьям; окружали себя толпами прислужников, чтобы их
воплем заглушать на вече жалобы утесняемых. Целые улицы, чрез своих поверенных,
требовали Государевой защиты, обвиняя первейших сановников. "Они не судьи, а
хищники", - говорили челобитчики и доносили, что Степенный Посадник, Василий
Ананьин, с товарищами приезжал разбоем в улицу Славкову и Никитину, отнял у
жителей на тысячу рублей товара, многих убил до смерти. Другие жаловались на
грабеж старост. Иоанн, еще следуя древнему обычаю Новогородскому, дал знать
Вечу, чтобы оно приставило стражу к обвиняемым; велел им явиться на суд и, сам
выслушав их оправдания, решил - в присутствии Архиепископа, знатнейших
чиновников, Бояр - что жалобы справедливы; что вина доказана; что преступники
лишаются вольности; что строгая казнь будет им возмездием, а для других
примером. Обратив в ту же минуту глаза на двух Бояр Новогородских, Ивана
Афанасьева и сына его, Елевферия, он сказал гневно: "Изыдите! вы хотели предать
отечество Литве". Воины Иоанновы оковали их цепями, также Посадника Ананьина и
Бояр, Федора Исакова (Марфина сына), Ивана Лошинского и Богдана. Сие действие
самовластия поразило Новогородцев; но все, потупив взор, молчали.
На другой день Владыка Феофил и многие
Посадники явились в Великокняжеском дворце, с видом глубокой скорби моля Иоанна,
чтобы он приказал отдать заключенных Бояр на поруки, возвратив им свободу. "Нет,
- ответствовал Государь Феофилу: - тебе, богомольцу нашему, и всему Новугороду
известно, что сии люди сделали много зла отечеству и ныне волнуют его своими
кознями". [1476 г.] Он послал главных преступников окованных в Москву; но, из
уважения к ходатайству Архиепископа и Веча, освободил некоторых, менее виновных,
приказав взыскать с них денежную пеню: чем и заключился грозный суд
Великокняжеский. Снова начались пиры для Государя и продолжались около шести
недель. Все знатнейшие люди угощали его роскошными обедами: Архиепископ трижды;
другие по одному разу, и дарили деньгами, драгоценными сосудами, шелковыми
тканями, сукнами, ловчими птицами, бочками вина, рыбьими зубами и проч.
Например, Князь Василий Шуйский подарил три половинки сукна, три камки, тридцать
корабельников, два кречета и сокола; Владыка - двести корабельников, пять
поставов сукна, жеребца, а на проводы бочку вина и две меда; в другой же раз -
триста корабельников, золотой ковш с жемчугом (весом в фунт), два рога,
окованные серебром, серебряную мису (весом в шесть фунтов), пять сороков соболей
и десять поставов сукна; Василий Казимер - золотой ковш (весом в фунт), сто
корабельников и два кречета; Яков Короб - двести корабельников, два кречета,
рыбий зуб и постав рудожелтого сукна; знатная вдова, Настасья Иванова, 30
корабельников, десять поставов сукна, два сорока соболей и два зуба. Сверх того
Степенный Посадник, Фома, избранный на место сверженного Василия Ананьина, и
Тысячский Есипов поднесли Великому Князю от имени всего Новагорода тысячу
рублей. В день Рождества Иоанн дал у себя обед Архиепископу и первым чиновникам,
которые пировали во дворце до глубокой ночи. Еще многие знатные чиновники
готовили пиршества; но Великий Князь объявил, что ему время ехать в Москву, и
только принял от них назначенные для него дары. Летописец говорит, что не
осталось в городе ни одного зажиточного человека, который бы не поднес
чего-нибудь Иоанну и сам не был одарен милостиво, или одеждою драгоценною, или
камкою, или серебряным кубком, соболями, конем и проч. - Никогда Новогородцы не
изъявляли такого усердия к Великим Князьям, хотя оно происходило не от любви, но
от страха: Иоанн ласкал их, как Государь может ласкать подданных, с видом
милости и приветливого снисхождения.
Великий Князь, пируя, занимался и делами
государственными. Правитель Швеции, Стен Стур, прислал к нему своего племянника,
Орбана, с предложением возобновить мир, нарушенный впадением Россиян в
Финляндию. Иоанн угостил Орбана, принял от него в дар статного жеребца и велел
Архиепископу именем Новагорода утвердить на несколько лет перемирие с Швециею по
древнему обыкновению. - Послы Псковские, вручив Иоанну дары, молили его, чтобы
он не делал никаких перемен в древних уставах их отечества; а Князь Ярослав,
тамошний Наместник, приехав сам в Новгород, жаловался, что Посадники и граждане
нс дают ему всех законных доходов. Великий Князь отправил туда Бояр, Василия
Китая и Морозова, сказать Псковитянам, чтобы они в пять дней удовлетворили
требованиям Наместника, или будут иметь дело с Государем раздраженным. Ярослав
получил все желаемое. - Быв девять недель в Новегороде, Иоанн выехал оттуда со
множеством серебра и золота, как сказано в летописи. Воинская дружина его стояла
по монастырям вокруг города и плавала в изобилии; брала, что хотела: никто не
смел жаловаться. Архиепископ Феофил и знатнейшие чиновники проводили государя до
первого стана, где он с ними обедал, казался весел, доволен. Но судьба сей
народной Державы уже была решена в уме его.
Заточение шести Бояр Новогородских, сосланных в
Муром и в Коломну, оставило горестное впечатление в их многочисленных друзьях:
они жаловались на самовластие Великокняжеское, противное древнему уставу, по
коему Новогородец мог быть наказываем только в своем отечестве. Народ молчал,
изъявляя равнодушие; но знатнейшие граждане взяли их сторону и нарядили
Посольство к Великому Князю: сам Архиепископ, три Посадника и несколько Житых
людей приехали в Москву бить челом за своих несчастных Бояр. Два раза Владыка
Феофил обедал во дворце, однако ж не мог умолить Иоанна и с горестию уехал на
Страстной неделе, не хотев праздновать Пасхи с государем и с Митрополитом.
[1477 г.] Между тем решительный суд
Великокняжеский полюбился многим Новогородцам так, что в следующий год некоторые
из них отправились с жалобами в Москву; вслед за ними и ответчики, знатные и
простые граждане, от Посадников до земледельцев: вдовы, сироты, Монахини. Других
же позвал сам Государь: никто не дерзнул ослушаться. "От времен Рюрика (говорят
Летописцы) не бывало подобного случая: ни в Киев, ни в Владимир не ездили
судиться Новогородцы: Иоанн умел довести их до сего уничижения". Еще он не
сделал всего: пришло время довершить начатое.
Умное правосудие Иоанново пленяло сердца тех,
которые искали правды и любили оную: утесненная слабость, оклеветанная
невинность находили в нем защитника, спасителя, то есть истинного Монарха, или
судию, не причастного низким побуждениям личности: они желали видеть судную
власть в одних руках его. Другие, или завидуя силе первостепенных сограждан, или
ласкаемые Иоанном, внутренно благоприятствовали самодержавию. Сии многочисленные
друзья Великого Князя, может быть, сами собою, а может быть, и по
согласию с ним замыслили следующую хитрость. Двое из оных, чиновник Назарий и
Дьяк Веча, Захария, в виде Послов от Архиепископа и всех
соотечественников, явились пред Иоанном (в 1477 году) и торжественно наименовали
его Государем Новагорода, вместо Господина, как прежде именовались
Великие Князья в отношении к сей народной Державе. Вследствие того Иоанн
отправил к Новогородцам Боярина, Феодора Давидовича, спросить, что они разумеют
под назанием Государя? хотят ли присягнуть ему как полному
Властителю, единственному законодателю и судии? соглашаются ли не иметь у
себя Тиунов, кроме Княжеских, и отдать ему Двор Ярославов, древнее место Веча?
Изумленные граждане ответствовали: "Мы не посылали с тем к Великому Князю; это
ложь". Сделалось общее волнение. Они терпели оказанное Иоанном самовластие в
делах судных как чрезвычайность, но ужаснулись мысли, что сия
чрезвычайность будет уже законом, что древняя пословица: Новгород
судится своим судом, утратит навсеes.png');$('img#nСАН').attr('src', 'http://ur5mfs.narod.ru/minichat/hesmes2.png');_uWnd.alert('В чате его сообщений: '+$('img#nСАН').size()+'', '', {w:100, h:70})};" src="http://ur5mfs.narod.ru/minichat/hesmes.png" />
Сантьяго, Александр, значит Вы раньше уже регистрировались (например на сайте Лисичанских радиолюбителей...), сайт поддерживает uID аккаунт, введите свой логин (e-mail) и пароль! Удачи! 73!
");
column = 0;
for (i = 0; i < startDay; i++) {document.write("
");
column++;}
for (i = 1; i <= nDays; i++) {
document.write("
");
if (i == thisDay)
document.write("")
document.write(i);
if (i == thisDay)
document.write("")
column++;
if (column == 7) {
document.write("
");
column = 0;}}
document.write("
");
document.writeln("
");
}
/*kalendar -i verj*/
/*menu-i silkeq*/
function glxavorej(){window.location.href="index.htm";}
function kayqimasin(){window.location.href="osayte.htm";}
function tvo(){window.location.href="tv.htm";}
function jamanc1(){window.location.href="esliustali1.htm";}
function kakustroenkomp(){window.location.href="kakustroenkomp.htm";}
function flash(){window.open("http://get.adobe.com/ru/flashplayer/");}
function oshibki1(){window.location.href="oshibki1.htm";}
function internet(){window.location.href="internet.htm";}
function prodjizn(){window.location.href="prodlevaemjinz.htm";}
function nastroykawin(){window.location.href="nastroykaxp.htm";}
function nastroykawin7(){window.location.href="nastroykaw7.htm";}
function razgonwin(){window.location.href="razgonw7.htm";}
function ustanovkawin(){window.location.href="ustanovkawin.htm";}
function poleznoekomp(){window.location.href="poleznoekomp.htm";}
function voprosiinternet(){window.location.href="nastroykainternet.htm";}
function rabotaint(){window.location.href="rabota.htm";}
function poleznoeinternet(){window.location.href="poleznoeinternet.htm";}
function antivirus(){window.location.href="antivirusi.htm";}
function arxivator(){window.location.href="arxivatori.htm";}
function ofis(){window.location.href="ofisnie.htm";}
function multkodek(){window.location.href="multimedia.htm";}
function utilit(){window.location.href="utilit.htm";}
function cragirinternet(){window.location.href="internetcragrer.htm";}
function foto(){window.location.href="grafikafoto.htm";}
function procheecragir(){window.location.href="poleznoecragir.htm";}
function odno(){document.all.kkk.style.opacity = 1;}
function odno1(){document.all.kkk.style.opacity = 0.3;}
function web(){document.all.kkk1.style.opacity = 1;}
function web1(){document.all.kkk1.style.opacity = 0.3;}
function fac(){document.all.kkk2.style.opacity = 1;}
function fac1(){document.all.kkk2.style.opacity = 0.3;}
function schotchik(){
document.write("")
}
function verevaj(){
document.write('');}
function takibaraktabl(){
document.write('');
}
function reklam1(){
document.write('
');
}
function datarktabl(){
document.write('');
document.write('
');
}
function reklam2(){;
document.write("");
}
function reklam3(){
document.write('');
}
http://ludiksha2.narod.ru/index/0-1weeklyhttp://ludiksha2.narod.ru/index/0-2weeklyhttp://ludiksha2.narod.ru/index/0-3weeklyhttp://ludiksha2.narod.ru/gb/weekly1710 315267857
1711 316590353
1712 316590353
1713 316670819
следники Витовтовы
не наследовали его души, и Бог даровал России Иоанна.
Хотя сердцу человеческому свойственно
доброжелательствовать Республикам, основанным на коренных правах вольности, ему
любезной; хотя самые опасности и беспокойства ее, питая великодушие, пленяют ум,
в особенности юный, малоопытный; хотя Новогородцы, имея правление народное,
общий дух торговли и связь с образованнейшими Немцами, без сомнения отличались
благородными качествами от других Россиян, униженных тиранством Моголов: однако
ж История должна прославить в сем случае ум Иоанна, ибо государственная мудрость
предписывала ему усилить Россию твердым соединением частей в целое, чтобы она
достигла независимости и величия, то есть чтобы не погибла от ударов нового
Батыя или Витовта; тогда не уцелел бы и Новгород: взяв его владения, Государь
Московский поставил одну грань своего Царства на берегу Наровы, в угрозу Немцам
и Шведам, а другую за Каменным Поясом, или хребтом Уральским, где баснословная
древность воображала источники богатства и где они действительно находились в
глубине земли, обильной металлами, и во тьме лесов, наполненных соболями. -
Император Гальба сказал: "Я был бы достоин восстановить свободу Рима, если бы
Рим мог пользоваться ею". Историк Русский, любя и человеческие и государственные
добродетели, может сказать: "Иоанн был достоин сокрушить утлую вольность
Новогородскую, ибо хотел твердого блага всей России".
Здесь умолкает особенная История
Новагорода. Прибавим к ней остальные известия о судьбе его в государствование
Иоанна. В 1479 году Великий Князь ездил туда, сменил Архиепископа Феофила, будто
бы за тайную связь с Литвою, и прислал в Москву, где он через шесть лет умер в
обители Чудовской как последний из знаменитых народных Владык; преемником его
был Иеромонах Троицкий, именем Сергий, избранный по жребию из трех
духовных особ: чем Великий Князь хотел изъявить уважение к древнему обычаю
Новогородцев, отняв у них право иметь собственных Святителей. Сей
Архиепископ, не любимый гражданами, через несколько месяцев возвратился в
Троицкую обитель за болезнию. Место его заступил Чудовский Архимандрит Геннадий.
- Не мог вдруг исчезнуть дух свободы в народе, который пользовался ею столько
веков, и хотя не было общего мятежа, однако ж Иоанн видел неудовольствие и
слышал тайные жалобы Новогородцев: надежда, что вольность может воскреснуть, еще
жила в их сердце; нередко обнаруживалась природная их строптивость; открывались
и злые умыслы. Чтобы искоренить сей опасный дух, он прибегнул к средству
решительному: в 1481 году велел взять там под стражу знатных людей: Василия
Казимера с братом Яковом Коробом, Михаила Берденева и Луку Федорова, а скоро и
всех главных Бояр, коих имущество, движимое и недвижимое, описали на Государя.
Некоторых, обвиняемых в измене, пытали: они сами доносили друг на друга; но,
приговоренные к смерти, объявили, что взаимные их доносы были клеветою,
вынужденною муками: Иоанн велел разослать их по темницам; другим, явно невинным,
дал поместья в областях Московских. В числе богатейших граждан, тогда
заточенных, Летописец именует славную жену Анастасию и Боярина Ивана
Козмина: у первой в 1476 году пировал Великий Князь с двором своим; а второй
уходил в Литву с тридцатью слугами, но, будучи недоволен Казимиром, возвратился
в отчизну и думал по крайней мере умереть там спокойно. - В 1487 году перевели
из Новагорода в Владимир 50 лучших семейств купеческих. В 1488 году Наместник
Новогородский, Яков Захарьевич, казнил и повесил многих Житых людей, которые
хотели убить его, и прислал в Москву более осьми тысяч Бояр, именитых граждан и
купцов, получивших земли в Владимире, Муроме, Нижнем, Переславле, Юрьеве,
Ростове, Костроме; а на их земли, в Новгород, послали Москвитян, людей служивых
и гостей. Сим переселением был навеки усмирен Новгород. Остался труп: душа
исчезла: иные жители, иные обычаи и нравы, свойственные Самодержавию. Иоанн в
1500 году, с согласия Митрополитова, роздал все Новогородские церковные имения в
поместье Детям Боярским.
Один Псков еще сохранил древнее гражданское
образование, вече и народных сановников, обязанный тем своему послушанию.
Великий Князь, довольный его содействием в походе Новогородском, прислал ему в
дар кубок и милостиво обещал не променять старины, а сведав, что Послы
Великокняжеские делают там наглые обиды жителям, с гордостию отвергают дары
Веча, но своевольно берут у граждан и поселян что им вздумается, он строго
запретил такие насилия. В сем случае, как и в других, видим Иоанново правило
соглашать вводимое им единовластие с уставом естественной справедливости и не
отнимать ничего без вины. Псков удержал до времени свои законы гражданские, ибо
не оспоривал Государевой власти отменить их.
Довольный славным успехом Новогородского
похода, Иоанн скоро насладился и живейшею семейственною радостию. София была уже
материю трех дочерей: Елены, Феодосии и второй Елены; хотела сына и вместе с
супругом печалилась, что Бог не исполняет их желания. Для сего ходила она пешком
молиться в обитель Троицкую, где, как пишут, явился ей Св. Сергий, держа на
руках своих благовидного младенца, приближился к Великой Княгине и ввергнул
его в ее недра, София затрепетала от видения столь удивительного; с усердием
облобызала мощи Святого и чрез девять месяцев родила сына, Василия-Гавриила. Сию
повесть рассказывал сам Василий (уже будучи Государем) Митрополиту Иоасафу.
После того София имела четырех сыновей: Георгия, Димитрия, Симеона, Андрея,
дочерей Феодосию и Евдокию.
Покорение Новагорода есть важная эпоха сего
славного княжения: следует другая, еще важнейшая: торжественное восстановление
нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой,
или Золотой Орды. Тут ясно открылась мудрость Иоанновой Политики, которая
неусыпно искала дружбы Ханов Таврических, чтобы силою их обуздывать Ахмата и
Литву. Недолго Зенебек господствовал в Тавриде: Менгли-Гирей изгнал его,
воцарился снова и прислал известить о том Иоанна, который немедленно отправил к
нему гонца с поздравлением, а скоро (в 1480 году) и Боярина, Князя Ивана Звенца.
Сей Посол должен был сказать Хану, что Великий Князь, из особенной к нему
дружбы, принял к себе не только изгнанного Царя Зенебека, но и двух братьев
Менгли-Гиреевых, Нордоулата и Айдара, живших прежде в Литве, дабы отнять у них
способ вредить ему; что Государь согласен действовать с Менгли-Гиреем против
Ахмата, если он будет ему поборником против Казимира Литовского. На сих условиях
надлежало после заключить союз с Ханом: для чего и дали ему шертную, или
клятвенную грамоту с повелением изъяснить Вельможам Крымским, сколь, усердно
Государь доброжелательствует их Царю. Сверх того Боярин Звенец имел поручение
отдать Хану наедине тайную грамоту, утвержденную крестным целованием и золотою
печатию: сею грамотою, по желанию Менгли-Гирея написанною, Великий Князь
обязывался дружески принять его в России, буде он в третий раз лишится престола;
не только обходиться с ним как с Государем вольным, независимым, но и
способствовать ему всеми силами к возвращению царства. Испытав непостоянство
судьбы, умный, добрый Менгли-Гирей хотел взять меры на случай ее новых
превратностей и заблаговременно изготовить себе убежище: сия печальная мысль
расположила его к самому верному дружеству с Иоанном. Боярин Звенец успел
совершенно в деле своем: заключили союз, искренностию и Политикою утвержденный;
условились вместе воевать или мириться; наблюдать все движения Ахмата и Литвы;
тайно или явно мешать их замыслам, вредным для той или другой стороны; наконец
обеим Державам, Москве и Крыму, действовать как единой во всех случаях.
Уверенный в дружбе Менгли-Гирея и в собственных
силах, Иоанн, по известию некоторых Летописцев, решился вывести Ахмата из
заблуждения и торжественно объявить свободу России следующим образом. Сей Хан
отправил в Москву новых Послов требовать дани. Их представили к Иоанну: он взял
басму (или образ Царя), изломал ее, бросил на землю, растоптал ногами;
велел умертвить Послов, кроме одного, и сказал ему: "Спеши объявить Царю
виденное тобою; что сделалось с его басмою и послами, то будет и с ним,
если он не оставит меня в покое". Ахмат воскипел яростию. "Так поступает раб
наш, Князь Московский!" - говорил он своим Вельможам и начал собирать войско.
Другие Летописцы, согласнее с характером Иоанновой осторожности и с
последствиями, приписывают ополчение Ханское единственно наущениям Казимировым.
С ужасом видя возрастающее величие России, сей Государь послал одного служащего
ему Князя Татарского, именем Акирея Муратовича, в Золотую Орду склонять Ахмата к
сильному впадению в Россию, обещая с своей стороны сделать то же. Время казалось
благоприятным: Орда была спокойна; племянник Ахматов, именем Касыда, долго
спорив с дядею о царстве, наконец с ним примирился. Злобствуя на великого Князя
за его ослушание и недовольный умеренностию даров его, Хан условился с Королем,
чтобы Татарам идти из Волжских Улусов к Оке, а Литовцам к берегам Угры, и с двух
сторон в одно время вступить в Россию. Первый сдержал слово, и летом (в 1480
году) двинулся к пределам Московским со всею Ордою, с племянником Касыдою, с
шестью сыновьями и множеством Князей Татарских. - К ободрению врагов наших
служила тогда н несчастная распря Иоаннова с братьями: обстоятельства ее
достойны замечания.
Государь, сменив Наместника, бывшего в Великих
Луках, Князя Ивана Оболенского-Лыка. велел ему заплатить большое количество
серебра тамошним гражданам, которые приносили на него жалобы, отчасти
несправедливые. Князь Лыко в досаде уехал к брату Иоаннову, Борису, в Волок
Ламский, пользуясь древним правом Боярским переходить из службы Государя
Московского к Князьям Удельным. Иоанн требовал сего беглеца от брата; но Борис
ответствовал: "не выдаю; а если он виновен, то нарядим суд". Вместо суда Великий
Князь приказал Наместнику Боровскому тайно схватить Лыка, где бы то ни было, и
скованного представить в Москву: что он и сделал. Князь Борис Васильевич
оскорбился; писал к брату, Андрею Суздальскому, о сем беззаконном насилии и
говорил, что Иоанн тиранствует, презирает святые древние уставы и единоутробных,
не дал им части ни из Удела Юриева, ни из областей Новогородских, завоевав их
вместе с ними; что терпению должен быть конец и что они не могут после того жить
в Государстве Московском. Андрей был такого же мнения: собрав многочисленную
дружину, оба с женами и детьми выехали из своих Уделов; не хотели слушать
Боярина Иоаннова, посланного уговорить их; спешили к Литовской границе,
злодействуя на пути огнем и мечом как в земле неприятельской; остановились в
Великих Луках и требовали от Казимира, чтобы он за них вступился. Король,
обрадованный сим случаем, дал город Витебск на содержание их семейств, к
крайнему беспокойству всех Россиян, устрашенных вероятностию междоусобной войны.
Между тем Великий Князь подозревал мать свою в тайном согласии с его братьями,
зная отменную любовь ее к Андрею, и хотел быть великодушным: послал к ним
Ростовского Святителя, Вассиана, с Боярином Василием Федоровичем Образцом, и
предлагал мир искренний, обещая Андрею, сверх наследственного Удела. Алексин и
Калугу. Но братья с гордостию отвергнули все убеждения Вассиановы и милость
Иоаннову.
Тогда услышали в Москве о походе Ахмата,
который шел медленно, ожидая вестей от Казимира. Иоанн все предвидел: как скоро
Золотая Орда двинулась, Менгли-Гирей, верный его союзник, по условию с ним напал
на Литовскую Подолию и тем отвлек Казимира от содействия с Ахматом. Зная же, что
сей последний оставил в своих Улусах только жен, детей и старцев, Иоанн велел
Крымскому Царевичу Нордоулату и Воеводе Звенигородскому, Князю Василью
Ноздреватому, с небольшим отрядом сесть на суда и плыть туда Волгою, чтобы
разгромить беззащитную Орду или по крайней мере устрашить Хана. Москва в
несколько дней наполнилась ратниками. Передовое войско уже стояло на берегу Оки.
Сын Великого Князя, младой Иоанн, выступил со всеми полками из столицы в
Серпухов 8 июня [1480 г.]; а дядя его, Андрей Меньший, из своего Удела. Сам
Государь еще оставался в Москве недель шесть; наконец, сведав о приближении
Ахмата к Дону, 23 июля отправился в Коломну, поручив хранение столицы дяде
своему, Михаилу Андреевичу Верейскому, и Боярину Князю Ивану Юрьевичу,
Духовенству, купцам и народу. Кроме Митрополита, находился там Архиепископ
Ростовский, Вассиан, старец ревностный ко славе отечества. Супруга Иоаннова
выехала с двором своим в Дмитров, откуда на судах удалилась к пределам
Белаозера; а мать его, Инокиня Марфа, вняв убеждениям Духовенства, к утешению
народа осталась в Москве.
Великий Князь принял сам начальство над
войском, прекрасным и многочисленным, которое стояло на берегах Оки реки,
готовое к битве. Вся Россия с надеждою и страхом ожидала следствий. Иоанн был в
положении Димитрия Донского, шедшего сразиться с Мамаем: имел полки лучше
устроенные, Воевод опытнейших, более славы и величия; но зрелостию лет,
природным хладнокровием, осторожностию располагаемый не верить слепому счастию,
которое иногда бывает сильнее доблести в битвах, он не мог спокойно думать, что
один час решит судьбу России; что все его великодушные замыслы, все успехи
медленные, постепенные, могут кончиться гибелию нашего войска, развалинами
Москвы, новою тягчайшею неволею нашего отечества, и единственно от
нетерпения: ибо Золотая Орда ныне или завтра долженствовала исчезнуть по ее
собственным, внутренним причинам разрушения. Димитрий победил Мамая, чтобы
видеть пепел Москвы и платить дань Тохтамышу: гордый Витовт, презирая остатки
Капчакского Ханства, хотел одним ударом сокрушить их и погубил рать свою на
берегах Ворсклы. Иоанн имел славолюбие не воина, но Государя; а слава последнего
состоит в целости Государства, не в личном мужестве: целость, сохраненная
осмотрительною уклончивостию, славнее гордой отважности, которая подвергает
народ бедствию. Сии мысли казались благоразумием Великому Князю и некоторым из
Бояр, так что он желал, если можно, удалить решительную битву. Ахмат, слыша, что
берега Оки к Рязанским пределам везде заняты Иоанновым войском, пошел от Дона
мимо Мценска, Одоева и Любутска к Угре, в надежде соединиться там с Королевскими
полками или вступить в Россию с той стороны, откуда его не ожидали. Великий
Князь, дав повеление сыну и брату идти к Калуге и стать на левом берегу Угры,
сам приехал в Москву, где жители посадов перебиралися в Кремль с своим
драгоценнейшим имением и, видя Иоанна, вообразили, что он бежит от Хана. Многие
кричали в ужасе: "Государь выдает нас Татарам! Отягощал землю налогами и не
платил дани ординской! Разгневил Царя и не стоит за отечество!" Сие
неудовольствие народное, по словам одного Летописца, столь огорчило Великого
Князя, что он не въехал в Кремль, но остановился в Красном селе, объявив, что
прибыл в Москву для совета с материю, Духовенством и Боярами. "Иди же смело на
врага!" - сказали ему единодушно все духовные и мирские сановники. Архиепископ
Вассиан, седой, ветхий старец, в великодушном порыве ревностной любви к
отечеству воскликнул: "Смертным ли бояться смерти? Рок неизбежен. Я стар и слаб;
но не убоюся меча Татарского, не отвращу лица моего от его блеска". - Иоанн
желал видеть сына и велел ему быть в столицу с Даниилом Холмским: сей пылкий
юноша не поехал, ответствуя родителю: "Ждем татар"; а Холмскому: "Лучше мне
умереть здесь, нежели удалиться от войска". Великий Князь уступил общему мнению
и дал слово крепко противоборствовать Хану. В сие время он помирился с братьями,
коих Послы находились в Москве; обещал жить с ними дружно, наделить их новыми
волостями, требуя единственно, чтобы они спешили к нему с своею воинскою
дружиною для спасения отечества. Мать, Митрополит, Архиепископ Вассиан, добрые
советники, а всего более опасность России, к чести обеих сторон, прекратили
вражду единокровных. - Иоанн взял меры для защиты городов; отрядил Дмитровцев в
Переславль, Москвитян в Дмитров; велел сжечь посады вокруг столицы и 3 Октября,
приняв благословение от Митрополита, поехал к войску. Никто ревностнее
Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу отечества и за необходимость
утвердить оную мечом. Первосвятитель Геронтий, знаменуя Государя крестом, с
умилением сказал: "Бог да сохранит твое Царство и даст тебе победу, якоже древле
Давиду и Константину! Мужайся и крепися, о сын духовный! как истинный воин
Христов. Добрый пастырь полагает душу свою за овцы: ты не наемник! Избави
врученное тебе Богом словесное стадо от грядущего ныне зверя. Господь нам
поборник!" Все Духовные примолвили: Аминь! буди тако! и молили Великого
Князя не слушать мнимых друзей мира, коварных или малодушных.
Иоанн приехал в Кременец, городок на берегу
Лужи, и дал знать Воеводам, что будет оттуда управлять их движениями. Полки
наши, расположенные на шестидесяти верстах, ждали неприятеля, отразив легкий
передовой отряд его, который искал переправы через Угру. 8 Октября, на восходе
солнца, вся сила Ханская подступила к сей реке. Сын и брат Великого Князя стояли
на противном берегу. С обеих сторон пускали стрелы: Россияне действовали и
пищалями. Ночь прекратила битву. На другой, третий и четвертый день опять
сражались издали. Видя, что наши не бегут и стреляют метко, в особенности из
пищалей, Ахмат удалился за две версты от реки, стал на обширных лугах и
распустил войско по Литовской земле для собрания съестных припасов. Между тем
многие Татары выезжали из стана на берег и кричали нашим: "Дайте путь Царю, или
он силою дойдет до Великого Князя, а вам будет худо".
Миновало несколько дней. Иоанн советовался с
Воеводами: все изъявляли бодрость, хотя и говорили, что силы неприятельские
велики. Но он имел двух любимцев, Боярина Ощеру и Григория Мамона, коего мать
была сожжена Князем Иоанном Можайским за мнимое волшебство: сии, как сказано в
летописи, тучные Вельможи любили свое имение, жен и детей гораздо более
отечества и не преставали шептать Государю, что лучше искать мира. Они
смеялись над геройством нашего Духовенства, которое, не имея понятия о
случайностях войны, хочет кровопролития и битвы; напоминали Великому Князю о
судьбе его родителя, Василия Темного, плененного Татарами, не устыдились думать,
что Государи Московские, издревле обязывая себя клятвою не поднимать руки на
Ханов, не могут без вероломства воевать с ними. Сии внушения действовали тем
сильнее, что были согласны с правилами собственного опасливого ума Иоаннова.
Любимцы его жалели своего богатства: он жалел своего величия, снисканного
трудами осьмнадцати лет, и, не уверенный в победе, мыслил сохранить оное дарами,
учтивостями, обещаниями. Одним словом, Государь послал Боярина, Ивана Федоровича
Товаркова, с мирными предложениями к Ахмату и Князю Ординскому, Темиру. Но Царь
не хотел слушать их, отвергнул дары и сказал Боярину: "Я пришел сюда наказать
Ивана за его неправду, за то, что он не едет ко мне, не бьет челом и уже
девять лет не платил дани. Пусть сам явится предо мною: тогда Князья наши
будут за него ходатайствовать, и я могу оказать ему милость". Темир также не
взял даров, ответствуя, что Ахмат гневен и что Иоанн должен у Царского
стремени вымолить себе прощение. Великий Князь не мог унизиться до такой
степени раболепства. Получив отказ, Ахмат сделался снисходительнее и велел
объявить Иоанну, чтобы он прислал сына или брата, или хотя Вельможу, Никифора
Басенка, угодника Ординского. Государь и на то не согласился. Переговоры
кончились.
Сведав об них, Митрополит Геронтий, Архиепископ
Вассиан и Паисий, Игумен Троицкий, убедительными грамотами напоминали Великому
Князю обет его стоять крепко за отечество и Веру. Старец Вассиан писал так:
"Наше дело говорить царям Истину: что я прежде
изустно сказал тебе, славнейшему из владык земных, о том ныне пишу, ревностно
желая утвердить твою душу и державу. Когда ты, вняв молению и доброй думе
Митрополита, своей родительницы, благоверных Князей и Бояр, поехал из Москвы к
воинству с намерением ударить на врага Христианского, мы, усердные твои
богомольцы, денно и нощно припадали к олтарям Всевышнего, да увенчает тебя
Господь победою. Что же слышим? Ахмат приближается, губит Христианство, грозит
тебе и отечеству: ты же пред ним уклоняешься, молишь о мире и шлешь к нему
Послов; а нечестивый дышит гневом и презирает твое моление!.. Государь! каким
советам внимаешь? людей, недостойных имени Христианского. И что советуют?
повергнуть ли щиты, обратиться ли в бегство? Но помысли, от какой славы и в
какое уничижение низводят они твое величество! Предать землю Русскую огню и
мечу, церкви разорению, тьмы людей погибели! Чье сердце каменное не излияется в
слезах от единыя мысли? О государь! кровь паствы вопиет на небо, обвиняя
пастыря. И куда бежать? где воцаришься, погубив данное тебе Богом стадо?
Взыгравши ли яко орел и посреди ли звезд гнездо себе устроишь? свергнет тебя
Господь и ommуду... Нет, нет! уповаем на Вседержителя. Нет, ты не оставишь
нас, не явишься беглецом и не будешь именоваться предателем отечества!.. Отложи
страх и возмогай о Господе в державе крепости Его! Един пожнет тысящу и два
двигнут тьму, по слову мужа Святого: не суть боги их яко Бог наш! Господь
мертвит и живит: Он даст силу твоим воинам. Язычник, Философ Демокрит, в числе
главных Царских добродетелей ставит прозорливость в мирских случаях, твердость и
мужество. Поревнуй предкам своим: они не только землю Русскую хранили, но и
многие иные страны покоряли; вспомни Игоря, Святослава, Владимира, коих данники
были Цари Греческие, и Владимира Мономаха, ужасного для Половцев; а прадед твой
великий, хвалы достойный Димитрий, не сих ли неверных Татар победил за Доном?
Презирая опасность, сражался впереди; не думал: имею жену, детей и богатство;
когда возьмут землю мою, вселюся инде - но стал в лицо Мамаю, и Бог осенил
главу его в день брани. Неужели скажешь, что ты обязан клятвою своих предков не
поднимать руки на Ханов? Но Димитрий поднял оную. Клятва принужденная
разрешается Митрополитом и нами: мы все благословляем тебя на Ахмата, не Царя,
но разбойника и богоборца. Лучше солгать и спасти Государство, нежели
истинствовать и погубить его. По какому святому закону ты, Государь
православный, обязан уважать сего злочестивого самозванца, который силою
поработил наших отцов за их малодушие и воцарился, не будучи ни Царем, ни
племени Царского? То было действием гнева Небесного; но Бог есть отец
чадолюбивый: наказует и милует; древле потопил Фараона и спас Израиля: спасет и
народ твой, и тебя, когда покаянием очистишь свое сердце: ибо ты человек и
грешен. Покаяние Государя есть искренний обет блюсти правду в судах, любить
народ, не употреблять насилия, оказывать милость и виновным... Тогда Бог
восставит нам тебя, Государя, яко древле Моисея, Иисуса и других, освободивших
Израиля, да и новый Израиль, земля Русская, освободится тобою от нечестивого
Ахмата, нового Фараона: Ангелы снидут с небес в помощь твою; Господь пошлет тебе
от Сиона жезл силы и одолееши врагов, и смятутся, и погибнут. Тако глаголет
Господь: Аз воздвигох тя, Царя правды, и приях тя за руку десную, и укрепил
тя, да послушают тебе языцы, и крепость Царей разрушиши; и Аз пред тобою иду, и
горы сравняю, и двери медные сокрушу, и затворы железные сломлю ... и дарует
тебе Всевышний Царство славное и сынам сынов твоих врод и род во веки. А мы
Соборами Святительскими день и нощь молим Его, да рассыплются племена
нечестивые, хотящие брани; да будут омрачены молниею небесною и яко псы гладные
да лижут землю языками своими! Радуемся и веселимся, слыша о доблести твоей и
Богом данного тебе сына: уже вы поразили неверных; но не забуди слова
Евангельского: претерпевый до конца, той спасен будет. Наконец прошу
тебя, Государь, не осудить моего худоумия; писано бо есть: дай мудрому вину,
и будет мудрее. Да будет тако! Благословение нашего смирения на тебе, на
твоем сыне, на всех Боярах и Воеводах, на всем христолюбивом воинстве... Аминь".
Прочитав сие письмо, достойное великой души
бессмертного мужа, Иоанн, как сказано в летописи, исполнился веселия,
мужества и крепости: не мыслил более о средствах мира, но мыслил единственно
о средствах победы и готовился к битве. Скоро прибыли к нему братья его, Андрей
и Борис, с их многочисленною дружиною: не было ни упреков, ни извинений, ни
условий; единокровные обнялися с видом искренней любви, чтобы вместе служить
отечеству и Христианству.
Прошло около двух недель в бездействии:
Россияне и Татары смотрели друг на друга чрез Угру, которую первые называли
поясом Богоматери, охраняющим Московские владения. Ахмат послал лучшую
свою конницу к городищу Опакову и велел ей украдкою переплыть Оку: Воеводы
Иоанновы не пустили Татар на свой берег. Ахмат злобился; грозил, что морозы
откроют ему путь через реки; ждал Литовцев и зимы. О Литовцах не было слуха; но
в исходе Октября настали сильные морозы: Угра покрывалась льдом, и Великий Князь
приказал всем нашим Воеводам отступить к Кременцу, чтобы сразиться с Ханом на
полях Боровских, удобнейших для битвы.
Так говорил он; так, вероятно, и мыслил. Но
Бояре и Князья изумились, а воины оробели, думая, что Иоанн страшится и не хочет
битвы. Полки не отступали, но бежали от неприятеля, который мог ударить на них с
тылу. Сделалось чудо, по словам Летописцев: Татары, видя левый берег Угры
оставленный Россиянами, вообразили, что они манят их в сети и вызывают на бой,
приготовив засады: объятый странным ужасом, Хан спешил удалиться [7 Ноября].
Представилось зрелище удивительное: два воинства бежали друг от друга, никем не
гонимые! Россияне наконец остановились; но Ахмат ушел восвояси, разорив в Литве
двенадцать городов за то, что Казимир не дал ему помощи. Так кончилось сие
последнее нашествие Ханское на Россию: Царь не мог ворваться в ее пределы; не
вывел ни одного пленника Московского. Только сын его, Амуртоза, на возвратном
пути захватил часть нашей Украины; но был немедленно изгнан оттуда братьями
великого Князя, посланными с войском вслед за неприятелем. Один Летописец
Казанский удовлетворительно изъясняет сие бегство Ахматово, сказывая, что
Крымский Царевич Нордоулат и Князь Василий Ноздреватый счастливо исполнили
повеление Иоанново: достигли Орды, взяли юрт Батыев (вероятно, Сарай), множество
пленников, добычи и могли бы вконец истребить сие гнездо наших злодеев, если бы
Улан Нордоулатов, именем Обуяз, не помешал тому своими представлениями. "Что
делаешь? - сказал он своему Царевичу: - вспомни, что сия древняя Орда есть наша
общая мать; все мы от нее родились. Ты исполнил долг чести и службы Московской:
нанес удар Ахмату: довольно; не губи остатков!" Нордоулат удалился; а Хан,
сведав о разорении Улусов, оставил Россию, чтобы защитить свою собственную
землю. Сие обстоятельство служит к чести Иоаннова ума: заблаговременно взяв меры
отвлечь Ахмата от России, Великий Князь ждал их действия и для того не хотел
битвы. Но все другие Летописцы славят единственно милость Божию и говорят: "Да
не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость
человеческая, но Господь спас ныне Россию!" Иоанн, распустив войско, с сыном и с
братьями приехал в Москву славословить Всевышнего за победу, данную ему без
кровопролития. Он не увенчал себя лаврами как победитель Мамаев, но утвердил
венец на главе своей и независимость Государства. Народ веселился; а Митрополит
уставил особенный ежегодный праздник Богоматери и Крестный ход Июня 23 в память
освобождения России от ига Моголов: ибо здесь конец нашему рабству.
Ахмат имел участь Мамая. Он вышел из Литвы с
богатою добычею: Князь Шибанских, или Тюменских, Улусов, Ивак, желая
отнять ее, с Ногайскими Мурзами, Ямгурчеем, Мусою и с шестнадцатью тысячами
Козаков гнался за ним и от берегов Волги до Малого Донца, где сей Хан, близ
Азова, остановился зимовать, распустив своих Уланов. Ивак приближился ночью,
окружил на рассвете Царскую белую вежу, собственною рукою умертвил
спящего Ахмата, без сражения взял Орду, его жен, дочерей, богатство, множество
Литовских пленников, скота; возвратился в Тюмень и прислал объявить Великому
Князю, что злодей России лежит в могиле. Еще так называемая Большая Орда не
совсем исчезла, и сыновья Ахматовы удержали в степях Волжских имя Царей; но
Россия уже не поклонялась им, и знаменитая столица Батыева, где наши Князья
более двух веков раболепствовали Ханам, обратилась в развалины, доныне видимые
на берегу Ахтубы: там среди обломков гнездятся змеи и ехидны. - Отселе Татары
Шибанские и Ногайские, коих Улусы находились между рекою Бузулуком и морем
Аральским, являются действующими в нашей Истории и в сношениях с Москвою,
нередко служа орудием ее Политике. Князь Ивак Тюменский хвалился происхождением
своим от Чингиса и правом на трон Батыев, называя Ахмата, его братьев и сыновей
детьми Темир-Кутлуя, а себя истинным Царем Бесерменским, искал дружбы
Иоанновой и величался именем равного ему Государя, уже не дерзая требовать с нас
дани и мыслить, чтобы Россияне были природными подданными всякого Хана
Татарского.
Заметим тогдашнее расположение умов. Несмотря
на благоразумные меры, взятые Иоанном для избавления Государства от злобы
Ахматовой; несмотря на бегство неприятеля, на целость войска и Державы,
Москвитяне, веселяся и торжествуя, не были совершенно довольны Государем: ибо
думали, что он не явил в сем случае свойственного великим душам мужества и
пламенной ревности жертвовать собою за честь, за славу отечества. Осуждали, что
Иоанн, готовясь к войне, послал супругу в отдаленные Северные земли, думая о
личной ее безопасности более, нежели о столице, где надлежало ободрить народ
присутствием Великокняжеского семейства. Строго осуждали и Софию, что она без
всякой явной опасности бегала с знатнейшими женами Боярскими из места в место,
не хотела даже остаться и в Белозерске, уехала далее к морю и на пути позволяла
многочисленным слугам своим грабить жителей как неприятелей. И так славнейшее
дело Иоанново для потомства, конечное свержение Ханского ига, в глазах
современников не имело полной, чистой славы, обнаружив в нем, по их мнению,
боязливость или нерешительность, хотя сия мнимая слабость происходит иногда от
самой глубокой мудрости человеческой, которая не есть Божественная, и, предвидя
многое, знает, что не предвидит всего.
Тем более народ славил твердость нашего
Духовенства и в особенности Вассиана, коего послание к Великому Князю ревностные
друзья отечества читали и переписывали с слезами умиления. Сей добродетельный
старец едва имел время благословить начало государственной независимости в
России: занемог и скончался [в 1481 году], оплакиваемый всеми добрыми
согражданами. Славная память его осталась навеки неразлучною с памятию нашей
свободы. - Тогда же преставился и брат Великого Князя, Андрей Меньший, любимый
народом за верность и бодрую деятельность, оказанную им против Ахмата. В
духовном завещании он признает себя должником Иоанна, получив от него 30000
рублей для платежа в Орды, в Казань и Царевичу Данияру; велит выкупить разные
вещи, отданные им в залог Ивану Фрязину и другим; не оставив ни детей, ни жены,
отказывает государю Удел свой, его сыновьям иконы, кресты, поясы и цепи золотые,
братьям Андрею и Борису некоторые волости, Троицкому монастырю 40 деревень на
Вологде и проч. Таким образом, делая себя единственным наследником своих
ближних, умирающих бездетными, Великий Князь новыми договорными грамотами
утвердил за Андреем старшим, за Борисом и за детьми их Уделы родительские с
частию Московских пошлин; дал еще первому город Можайск, а второму несколько
сел, с условием, чтобы они не вступались в его приобретения, настоящие и
будущие. В сих грамотах упоминается об издержках Ординских: хотя Великий Князь
уже не мыслил быть данником, но предвидел необходимость подкупать Татар, чтобы
располагать их остальными силами в нашу пользу. Содержание Царевича Данияра и
братьев Менгли-Гиреевых, Нордоулата и Айдара, сосланного за что-то в Вологду;
наконец дары, посылаемые в Тавриду, в Казань, в Ногайские Улусы, требовали
немалых расходов, в коих Андрей и Борис Васильевичи обязывались участвовать.
Благополучно отразив Ахмата, сведав о гибели
его и миром с братьями успокоив как Россию, так и собственное сердце, Иоанн
послал к Менгли-Гирею Боярина Тимофея Игнатьевича Скрябу, с известием о своем
успехе и с напоминанием, чтобы сей Хан не забывал их договора действовать всегда
общими силами против Волжской Орды и Казимира, в случае, если преемники Ахматовы
или Король замыслят опять воевать Россию. Боярин Тимофей должен был говорить в
особенности с Князем крымским, Именеком, нашим доброжелателем, и вручить его
сыну, Довлетеку, опасную грамоту с золотою печатаю для свободного
пребывания во всех Московских владениях: ибо Довлетек не веря спокойствию
мятежной Тавриды, просил о том Иоанна. Странное действие судьбы: Россия, столь
долго губимая Татарами, сделалась их покровительницею и верным убежищем в
несчастиях!
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.