ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЕВА. Г. 1521-1534
Присоединение Рязани к Москве. Заключение Кн. Шемякина. Хан
Крымский взял Астрахань. Злодейства в Казани. Бедствие Крыма. Хан Сайдет-Гирей.
Походы на Казань. Пострижение Великой Княгини. Новый брак Великого Князя.
Сношения с Римом, с Императором Карлом V. Перемирие с Литвою. Дружество с
Густавом Вазою. Посольства Солимановы. Набег Крымцев. Рать на Казань. Новый Царь
в Казани. Заточение Шиг-Алея. Рождение Царя Иоанна Васильевича. Посольства
Астраханские, Молдавские, Ногайское, Индейское. Набег Крымцев. Болезнь и кончина
Великого Князя. Характер Василиев. Строгость и милость. Дело Максима Грека.
Жалобы на Великого Князя. Образ жизни Василия, охота, Двор, обеды, титул.
Иноземцы в Москве. Законы. Строения. Церковные деяния. Разные бедствия. Великие
современники Василиевы. Раскол Лютеров.
Распространив Литовскою войною пределы
Государства, Василий в то же время довершил великое дело Единовластия внутри
оного. Еще Рязань была особенным Княжением, хотя треть городов ее, часть
умершего Князя Федора, принадлежала к Московскому и Василий уже именовался
Рязанским. Еще Князья Северский и Стародубский или Черниговский, называясь
слугами Государя Российского, имели права Владетелей. Василий, исполнитель
Иоанновых намерений, ждал только справедливого повода к необходимому уничтожению
сих остатков Удельной системы.
Вдова, Княгиня Агриппина, несколько лет
господствовала в Рязани именем своего малолетнего сына, Иоанна: Василий оставлял
в покое слабую жену и младенца, ибо первая во всем повиновалась ему как
верховному Государю; но сын ее, достигнув юношеского возраста, захотел вдруг
свергнуть с себя опеку и матери и Великого Князя Московского: то есть
властвовать независимо, как его предки, старейшие в роде Ярослава I. Пишут, что
он торжественно объявил сие Василию, вступил в тесную связь с Ханом Крымским и
мыслил жениться на дочери Магмет-Гиреевой. Государь велел ему быть к себе в
Москву: Князь Иоанн долго не ехал; наконец, обманутый советом знатнейшего
Боярина своего, Симеона Крубина, явился пред Василием, который, уличив его в
неблагодарности, в измене, в дружбе с злодеями России, отдал под стражу, взял
всю Рязань, а вдовствующую Княгиню Агриппину сослал в монастырь. Сие случилось в
1517 году. Когда Магмет-Гирей шел к Москве, Князь Иоанн, пользуясь общим
смятением, бежал оттуда в Литву, где и кончил жизнь в неизвестности. - Таким
образом, около четырех столетий быв отдельным, независимым Княжением, Рязань
вслед за Муромом и за Черниговом присоединилась к северным владениям Мономахова
потомства, которые составили Российское единодержавие. Она считалась тогда
лучшею и богатейшею из всех областей Государства Московского, будучи путем нашей
важной торговли с Азовом и Кафою, изобилуя медом, птицами, зверями, рыбою,
особенно хлебом, так что нивы ее, но выражению писателей XVI века, казались
густым лесом. Жители славились воинским духом; их упрекали высокоумием и
суровостию. Чтобы мирно господствовать над ними, Великий Князь многих перевел в
другие области.
Князь Василий Шемякин Северский отличался
доблестию воинскою, был ужасом Крыма, ненавистником Литвы и верным стражем южной
России: за что Великий Князь оказывал ему милость и дал город Путивль; но
опасался и не любил его, во-первых, помня ужасный характер деда Василиева,
Димитрия, а во-вторых, зная беспокойный дух внука, смелого, надменного своими
достоинствами: для того неусыпно наблюдал за ним и с тайным удовольствием видел
непримиримую, взаимную злобу Князей Северских; Шемякина и Василия Симеоновича
Стародубского, женатого на своячине Государевой. Последний доносил, что первый
ссылается с Королем Сигизмундом и мыслит изменить России; а Шемякин требовал
суда и писал к Великому Князю: "Прикажи мне, холопу твоему, быть в
Москве; да оправдаюсь изустно и да умолкнет навеки клеветник мой. Еше отец его,
Симеон, злословил меня: сын хвалится бесстыдством и говорит: уморю Шемякина,
или сам заслужу гнев Государев. Исследуй дело: если я виновен, то голова моя
пред Богом и пред тобою". В Августе 1517 года он приехал в Москву; на другой
день, в праздник Успения, обедал с Государем у Митрополита, совершенно
оправдался и хотел, чтобы ему выдали лживых доносителей. Их было двое: один
слуга Князя Пронского, другой Стародубского, который будто бы в Новегороде
Северском и в Литве узнал о мнимой измене Шемякина. Государь велел выдать
первого доносителя: второго же объявил невинным. Шемякин с честию и с новым
жалованьем возвратился в область Северскую, где властвовал спокойно еще пять
лет, пережив своего злодея, Стародубского. Но в 1523 году возобновились
подозрения: письменно обнадеженный Государем и Митрополитом в личной
безопасности, Шемякин вторично явился на суд в столицу, был обласкан, а чрез
несколько дней заключен в темницу как уличенный в тайной связи и переписке с
Литвою. Сомневались в истине сего обвинения; рассказывали, что один умный шут в
Москве ходил тогда из улицы в улицу с метлою и кричал: время очистить
Государство от последнего сора, то есть избавить оное от последнего Князя
Удельного. Народ смеялся, разгадывая остроумную притчу. Другие осуждали Государя
и в особенности Митрополита, который обманул Шемякина своим ручательством.
Незадолго до сего времени Варлаам, благочестивый, твердый и не льстец Великому
Князю ни в каких случаях, противных совести, должен был оставить Митрополию: на
место его избрали Даниила, Игумена Иосифовского, молодого, тридцатилетнего
человека, свежего, румяного лицом, тучного телом и тонкого умом. Думая о
политических выгодах более, нежели о Христианских добродетелях, Даниил
оправдывал заключение Шемякина и говорил, что Бог избавил Великого Князя от
внутреннего домашнего врага. Не так мыслил Троицкий, Порфирий, муж, воспитанный
в пустыне и в простых обычаях: он торжественно и смело ходатайствовал за
гонимого Князя, беззаконно отягченного цепями; прогневал государя и,
сложив с себя одежду Игуменскую, удалился в тесную пустыню на Белоозеро. Шемякин
умер в темнице. От супруги его. привезенной в Москву, отлучили всех Боярынь,
которые составляли ее пышный двор. - Сим навсегда пресеклись Уделы в России,
хотя не без насилия, не без лишних жертв и несправедливостей, но без народного
кровопролития. В самых благих, общеполезных деяниях государственных видим
примесь страстей человеческих, как бы для того, чтобы история не представляла
нам идолов, будучи историею людей или несовершенства.
Обратимся к делам внешним. Вместо того, чтобы
наказать Магмет-Гирея за опустошение России, Великий Князь желал как можно
скорее с ним примириться. Поход на Тавриду казался опасным и бесполезным: даль,
степи, пустыни изнурили бы войско, и самый счастливый успех доставил бы нам
только скудную добычу: в следующее лето Крымцы могли бы снова явиться в наших
пределах. Политика Великокняжеская ограничивалась Литвою: там видели мы прочные,
естественные, языком и верою утверждаемые приобретения, нужные для могущества
России; все другое относилось единственно к сей цели. Посол Василиев, Наумов,
еще оставался в Тавриде и предлагал Хану мир; а Магмет-Гирей, готовя месть
Астрахани, также хотел возобновить дружбу с нами и прислал своих Послов в
Москву: сам же выступил со многочисленным войском к устью Волги.
В Астрахани господствовал тогда Усеин, сын
умершего Царя Ченибека: он искал покровительства России, но не успел защитить
себя от нашествия Магмет-Гирея, который вместе с Ногайским Князем Мамаем осадил
Астрахань, изгнал Усеина и, завоевав сей важный торговый город, исполнил таким
образом свое давнишнее властолюбивое намерение совокупить три Батыевы Царства -
Казань, Астрахань и Тавриду - в единую Державу, которая могла бы и далее
расшириться на Восток покорением Ногаев, Шибанских, или Тюменских, и Хивинских
Моголов, примкнуть от моря Каспийского к Персии, к Сибири и новыми тучами
варваров угрожать образованному Западу. Василий предвидел сию опасность: для
того, стараясь удержать Казань в зависимости от России, не хотел помогать
Магмет-Гирею на Астрахань и, договариваясь с ним о мире, заключил тесный союз с
ее Царем, коего Послы сведали в Москве о бедствии их отечества. Но беспокойство
Великого Князя было непродолжительно: варвар может иметь властолюбие, смелость и
счастие; только не умеет пользоваться успехами: легко приобретая, легко и
теряет. Магмет-Гиреево величие исчезло как сновидение.
Услышав о завоевании Астрахани, Саип-Гирей,
Царь Казанский, вздумал праздновать оное кровопролитием: уже боясь России и в
безумной гордости считая всякую дальнейшую умеренность малодушием, он велел
умертвить всех Московских купцев и Посла Государева, Василия Юрьева. Весть о сем
ужасном злодействе достигла Москвы в одно время с другою, весьма для нас
благоприятною: о внезапной гибели Магмет-Гирея и бедствиях Тавриды. Между тем
как он, торжествуя победу, веселился и пировал в богатой Астрахани, сподвижник
его, Князь Ногайский Мамай, готовил ему сеть по внушениям брата своего Агиша:
"Что ты делаешь? - говорил Агиш. - Служишь орудием сильному, властолюбивому
соседу, который мыслит поработить всех нас, одного за другим. Опомнись, или
будет поздно". Мамай согласился с братом, условился в мерах и начал доказывать
Хану, что их войско слабеет духом и телом в городе, что надобно стоять в поле,
где Татарин дышит свободно и пылает мужеством. Магмет-Гирей, приняв совет, вышел
из города; но в стане вел роскошную, беспечную жизнь, не воображая никаких
опасностей: воины ходили без оружия. Вдруг Агиш и Мамай с толпами Ногайскими
окружают Царский шатер, в коем Магмет-Гирей спокойно обедал с юным сыном
Богатырь-Солтаном: убивают их и многих Вельмож; нападают на стан, режут
изумленных Крымцев, гонят бегущих, топят в Дону. Только двое из сыновей Ханских,
Казы-Гирей и Бибей, с пятидесятью Князьями прибежали в Тавриду: вслед за ними
вринулись и Ногаи в ее беззащитные Улусы, захватили стада, выжгли селения,
плавали в крови жен и младенцев, которые укрывались в лесах или в ущелинах гор.
Вельможи Крымские собрали наконец тысяч двенадцать воинов и сразились с Ногаями;
но, разбитые наголову, едва спаслися бегством в Перекопь, охраняемую Султанскими
Янычарами. В то же время Атаман Днепровских Козаков, Евстафий Дашкович, быв
дотоле союзником Крымским, сжег укрепления Очакова и все истребил, что мог, в
Тавриде.
Московский Боярин Колычев, посланный еще к
Магмет-Гирею, находясь в Перекопи, был свидетелем сих происшествий. Когда Ногаи
и Дашкович удалились, сын Ханский, Казы-Гирей, назвал себя Царем Тавриды; но
должен был уступить престол дяде, Сайдет-Гирею, который, с Султанским указом и с
Янычарами приехав из Константинополя, удавил племянника в Кафе, торжественно
воцарился и спешил предложить Василию свою дружбу, хваляся могуществом и
величием. "Отец твой, - писал он к Государю, - безопасно стоял за хребтом моего
отца и его саблею сек головы неприятелям. Да будет любовь и между нами. Имею
рать сильную: Великий Султан мне покровитель, Царь Астраханский Усеин друг,
Казанский Саип-Гирей брат, Ногаи, Черкасы и Тюмень подданные, Король Сигизмунд
холоп, Волохи Путники мои и Стадники. Исполняя волю Султанову, хочу жить
с тобою в тесном братстве. Не тревожь моего единокровного в Казани. Минувшее
забудем. Литве не дадим покоя" и проч. Новый Хан требовал от Василия шестидесяти
тысяч алтын, уверяя, что истинные братья никогда не отказывают друг другу в
таких безделицах. Хоть в Москве знали, что Крым находится в самом ужасном
опустошении; что Сайдет-Гирей не мог тогда иметь ни двенадцати тысяч исправных
воинов: однако ж Великий Князь старался воспользоваться добрым расположением
Хана и заключить с ним союз, чтобы по крайней мере не опасаться набегов
Крымских; только не дал ему денег и в рассуждении Царя Казанского ответствовал:
"Государи воюют, но Послов и купцев не убивают; нет и не будет мира с злодеем".
Между тем как шли переговоры с Тавридою об
условиях союза, войско наше действовало против Казани. Сам Государь ездил в
Нижний Новгород, откуда послал Царя Шиг-Алея и Князя Василия Шуйского с судовою,
а Князя Бориса-Горбатого с конною ратию. Они не только воевали неприятельскую
землю, убивая, пленяя людей на берегах Волги, но сделали и нечто важнейшее:
основали город при устье Суры, назвав его именем Василия, и, стеснив пределы
Казанского Царства, сею твердынею защитили Россию: вал, острог и деревянные
стены были достаточны для приведения варваров в ужас. Алей и Шуйский
возвратились осенью. Нетрудно было предвидеть, что Россияне возобновят нападение
в благоприятнейшее время: Саип-Гирей искал опоры и решился объявить себя
подданным великого Солимана с ус�огатою добычею удалились в горы. Место Касымово
заступил Акубек, но также не надолго: в 1534 году уже другой Царь Астраханский,
Абдыл-Рахман, дал на себя клятвенную грамоту Василию в истинном к нему
дружестве. - Послы Ногайские тогда же находились в Москве единственно для
исходатайствования купцам своим дозволения продавать лошадей в России. Но
любопытнейшим Посольством было Индейское, от Хана Бабура, одного из Тамерлановых
потомков, знаменитого основателя Империи Великих Моголов, о коем мы упоминали и
который, будучи изгнан из Хоросана, бежал в Индостан, где мужеством и счастием
утвердил свое господство над прекраснейшими землями в мире. Обитав некогда на
берегах Каспийского моря, Бабур имел сведение о России: желал, несмотря на
отдаление, быть в дружелюбной связи с ее Монархом и писал к нему о том с своим
чиновником, Хозею Уссеином, предлагая, чтобы Послы и купцы свободно ездили из
Индии в Москву, а из Москвы в Индию. Великий Князь принял Уссеина милостиво;
ответствовал Бабуру, что рад видеть его подданных в России и не мешает своим
ездить в Индию, но - как сказано в летописи - не приказывал к нему о
братстве, ибо не знал, что он, Самодержец или только Урядник
Индейского Царства?
После войны Казанской Россия наслаждалась
спокойствием. Были только слухи о неприятельских замыслах Крымцев. Сафа-Гирей,
изгнанный из Казани, дышал ненавистию, злобою и всячески убеждал Хана, дядю
своего, ко впадению в Московские пределы. Наконец - когда Великий Князь по
своему обыкновению готовился ехать с двором на любимую охоту в Волок Ламский,
чтобы провести там всю осень - узнали в Москве (14 Августа), что войско Ханское
идет к Рязани. Сам Царевич Ислам, тогдашний Калга, уведомил о сем Великого
Князя, слагая всю вину на Сафа-Гирея; однако ж шел вместе с ним, будто бы
склоняя его к миру. Увеличенные рассказы о силе неприятеля испугали двор, так
что Государь, немедленно послав Воевод к берегам Оки и вслед за ними сам 15
Августа выехав в Коломну, велел Боярам Московским изготовиться к осаде, а
жителям с их имением перевозиться в Кремль. На пути встретились ему гонцы из
Рязани от Наместника, Князя Андрея Ростовского, с вестию, что Ислам и Сафа-Гирей
выжгли посады Рязанские, но что город будет крепким щитом Москвы, если
разбойники захотят осаждать его. Василий в тот же час отрядил легкую конницу за
Оку добывать языков. Смелый Воевода, Князь Димитрий Палецкий, нашел толпы
хищников близ Зарайска; разбил их и взял многих пленников. Другой Воевода, Князь
Оболенский-Телепнев-Овчина, с Московскими дворянами гнал и потопил стражу
неприятельскую в Осетре, но, в горячности наскакав на главную силу Царевичей,
спасся только необычайным мужеством. Ожидая за ними Великого Князя со всеми
полками, Татары ушли в степи. Война кончилась в пять дней; но мы не могли отбить
своих пленников, уведенных неприятелем в Улусы. Многолюдные села Рязанские снова
опустели, и Хан Саип-Гирей хвалился, что Россия лишилась тогда не менее ста
тысяч людей. "Царевичи, - писал он к Василию, - сделали по-своему, а не
по-моему; я велел им воевать Литву: они воевали Россию. Но упрекай себя. Князья
говорят мне: что дает нам дружба с Москвою? по соболю в год. А рать?
тысячи. Я не умел ничего ответствовать им. Избирай любое: хочешь ли мира и
союза? да будут дары твои по крайней мере в цену трех или четырех сот
пленников". Он требовал от Великого Князя денег, ловчих птиц, хлебника и
повара. Калга Ислам уверял Василия, как названого отца, в
непременном дружестве; а Сафа-Гирей писал к нему с такими угрозами: "Я был
некогда тебе сыном; но ты не захотел моей любви - и сколько бедствий пало на
твою голову? Видишь землю свою в пепле и в разорении. Еще снова можешь сделаться
нам другом, или не престанем воевать, пока здравствуют дяди мои, Царь и Калга;
где узнаю врага твоего, соединюсь с ним на тебя и довершу месть ужасную. Ведай!"
Сии грамоты были отданы чиновникам Великокняжеским Декабря 1: Государь уже
находился при последнем издыхании.
Летописцы говорят, что странное небесное
знамение еще 24 Августа [1533 г.] предвестило смерть Василиеву; что в первом
часу дня круг солнца казался вверху будто бы срезанным; что оно мало-помалу
темнело среди ясного неба и что многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали
какой-нибудь великой государственной перемены. Василий имел 54 года от рождения;
бодрствовал духом и телом; не чувствовал дотоле никаких припадков старости; не
знал болезней; любил всегда деятельность и движение. Радуясь изгнанию
неприятеля, он с супругою и детьми праздновал 25 Сентября, день Св. Сергия, в
Троицкой Лавре; поехал на охоту в Волок Ламский и в своем селе Озерецком занемог
таким недугом, который сперва нимало не казался опасным. На сгибе левого стегна
явилась болячка с булавочную головку, без верха и гноя, но мучительная. Великий
Князь с нуждою доехал до Волока; однако ж был на пиру у Дворецкого, Ивана
Юрьевича Шигоны, а на другой день ходил в мыльню и обедал с Боярами. Время
стояло прекрасное для охоты: Государь выехал с собаками; но от сильной боли
возвратился с поля в село Колпь и лег в постелю. Немедленно призвали Михаила
Глинского и двух Немецких Медиков, Николая Люева и Феофила. Лекарства
употреблялись Русские: мука с медом, печеный лук, масть, горшки и семенники.
Сделалось воспаление: гной шел целыми тазами из чирья. Боярские Дети перенесли
Государя в Волок Ламский. Он перестал есть; чувствовал тягость в груди и,
скрывая опасность не от себя, но единственно от других, послал Стряпчего
Мансурова с Дьяком Путятиным в Москву за духовными грамотами своего отца и деда,
не велев им сказывать того ни Великой Княгине, ни Митрополиту, ни Боярам. С ним
находились в Волоке, кроме брата, Андрея Иоанновича, и Глинского, Князья
Бельский, Шуйский, Кубенский: никто из них не знал сей печальной тайны, кроме
Дворецкого Шигоны. Другой брат Василиев, Юрий Иоаннович, спешил к нему из
Дмитрова: Великий Князь отпустил его с утешением, что надеется скоро
выздороветь; приказал вести себя в Москву шагом, в санях, на постеле; заехал в
Иосифову обитель, лежал в церкви на одре, и когда Диакон читал молитву о здравии
Государя, все упали на колени и рыдали: Игумен, Бояре, народ. Василий желал
въехать в Москву скрытно, чтобы иноземные Послы, там бывшие, не видали его в
слабости, в изнеможении; остановился в Воробьеве, принял Митрополита, Епископов,
Бояр, воинских чиновников, и только один показывал твердость: Духовные и миряне,
знатные и простые граждане обливались слезами. Навели мост на реке, просекая
тонкий лед. Едва сани Государевы взъехали, сей мост обломился: лошади упали в
воду, но Боярские Дети, обрезав гужи, удержали сани на руках. Великий Князь
запретил наказывать строителей. Внесенный в Кремлевские постельные
хоромы, он созвал Бояр, Князей Ивана и Василия Шуйских, Михайла Юрьевича
Захарьина, Михаила Семеновича Воронцова, Тучкова, Глинского, Казначея Головина,
Дворецкого Шигону и велел при них Дьякам своим писать новую духовную грамоту,
уничтожив прежнюю, сочиненную им во время Митрополита Варлаама; объявил
трехлетнего сына, Иоанна, наследником Государства под опекою матери и Бояр до
пятнадцати лет его возраста; назначил Удел меньшему сыну; устроил Державу и
Церковь; не забыл ничего, как сказано в летописях: но, к сожалению, сия важная
хартия утратилась, и мы не знаем ее любопытных подробностей.
Желая утвердить душу свою в сии торжественные
минуты, Государь тайно причастился. Быв дотоле на одре недвижим, он с легкою
помощию Боярина Захарьина встал, принял Святые Дары с верою, любовию и слезами
умиления; лег снова и хотел видеть Митрополита, братьев, всех Бояр, которые,
узнав о недуге его, съехались из деревень в столицу; сказал им, что поручает
юного Иоанна Богу, Деве Марии, Святым Угодникам и Митрополиту; что дает ему
Государство, наследие великого отца своего; что надеется на совесть и честь
братьев, Юрия и Андрея; что они, исполняя крестные обеты, должны служить
племяннику усердно в делах земских и ратных, да будет тишина в Московской
Державе и да высится рука Христиан над неверными. Отпустив Митрополита и
братьев, так говорил Боярам: "Ведаете, что Державство наше идет от Великого
Князя Киевского, Святого Владимира; что мы природные вам Государи, а вы наши
извечные Бояре. Служите сыну моему, как мне служили: блюдите
крепко, да царствует над землею; да будет в ней правда! Не оставьте моих
племянников, Князей Бельских; не оставьте Михаила Глинского: он мне ближний по
Великой Княгине. Стойте все заедино как братья, ревностные ко благу отечества! А
вы, любезные племянники, усердствуйте нашему юному Государю в правлении и в
войнах; а ты, Князь Михаил, за моего сына Иоанна и за жену мою Елену должен
охотно пролить всю кровь свою и дать тело свое на раздробление!"
Василий изнемогал более и более. Выслав всех,
кроме Глинского, Захарьина, ближних Детей Боярских и двух врачей, Люева и
Феофила, он требовал, чтобы ему впустили в рану чего-нибудь крепкого: ибо она
гнила и смердела. Захарьин утешал его вероятностию скорого выздоровления.
Великий Князь сказал Немцу Люеву: "Друг и брат! ты добровольно пришел ко мне из
земли своей и видел, как я любил тебя и жаловал: можешь ли исцелить меня?" Люев
ответствовал: "Государь! слышав о твоей милости и ласке к добрым иноземцам, я
оставил отца и мать, чтобы служить тебе; благодеяний твоих не могу исчислить;
но, Государь! не умею воскрешать мертвых: я не Бог!" Тут Великий Князь обратился
к Детям Боярским и молвил с улыбкою: "Друзья! слышите, что я уже не ваш!" Они
горько заплакали; не хотели растрогать его, вышли вон и пали на землю, как
мертвые. Он забылся на несколько минут; открыл глаза и громко произнес: "да
исполнится воля Божия! буди имя Господне благословенно отныне и до века".
Сие было 3 Декабря [1533 г.]. Игумен Троицкий,
Иоасаф, тихо приближился к одру болящего. Василий сказал ему: "Отче! молись за
Государство, за моего сына и за бедную мать его! У вас я крестил Иоанна, отдал
Угоднику Сергию, клал на гроб Святого, поручил вам особенно: молитесь о младенце
Государе!" Он не велел Иоасафу выезжать из Москвы и, пользуясь слабыми остатками
жизни, еще призвал Думных Бояр: Шуйских, Воронцова, Тучкова, Глинского, Шигону,
Головина и Дьяков; беседовал с ними от третьего до седьмого часа о новом
правлении, о сношениях Бояр с Великою Княгинею Еленою во всех важных делах,
изъявляя удивительную твердость, хладнокровие и заботливость о судьбе
оставляемой им Державы. Пришли братья и неотступно молили его, чтобы он
подкрепил свои силы пищею; но Василий не мог есть и сказал: "Смерть предо мною;
желаю благословить сына, видеть жену, проститься с нею... Нет! боюсь ее горести;
вид мой устрашит младенца". Братья и Бояре настояли, чтобы он призвал Елену.
Князь Андрей Иоаннович и Михаил Глинский пошли за нею. Государь возложил на себя
крест Св. Петра Митрополита и хотел прежде видеть сына. Брат Еленин, Князь Иван
Глинский, принес его на руках. Держа крест, Василий сказал младенцу: "Буди на
тебе милость Божия и на детях твоих! Как Св. Петр благословил сим крестом нашего
прародителя, Великого Князя Иоанна Данииловича, так им благословляю тебя, моего
сына". Он просил надзирательницу, Боярыню Агриппину, чтобы она неусыпно берегла
своего державного питомца и, слыша голос супруги, велел унести Иоанна. Князь
Андрей и Боярыня Челяднина вели Елену под руки: она страшно вопила и билась об
землю в отчаянии. Великий Князь утешал ее, говоря: "мне лучше; не чувствую
никакой боли", - и с нежностию молил успокоиться. Елена наконец ободрилась и
спросила: "Кому же поручаешь бедную супругу и детей?" Василий отвечал: "Иоанн
будет Государем; а тебе, следуя обыкновению наших отцев, я назначил в духовной
своей грамоте особенное достояние". Исполняя желание супруги, он велел принести
и меньшего сына, Юрия; также благословил его крестом и сказал, что он не забыт в
духовной. - Умилительное прощание с Еленою раздирало сердца жалостию: все
плакали и стенали. Она не хотела удалиться: Василий приказал вывести ее и,
заплатив последнюю дань миру, Государству и чувствительности, уже думал только о
Боге.
Еще находясь в Волоке, он говорил Духовнику
своему, Протоиерею Алексию, и любимому старцу Мисаилу: "Не предайте меня земле в
белой одежде! Не останусь в мире, если и выздоровлю". Отпустив Елену, Государь
велел Мисаилу принести Монашескую ризу и спросил Игумена Кирилловской обители, в
которой он издавна желал быть постриженным; но сего Игумена не было в Москве.
Послали за Иоасафом Троицким, за образами Владимирской Богоматери и Св. Николая
Гостунского. Духовник Алексий пришел с Запасными Дарами, чтобы дать их Василию в
самую минуту кончины. "Будь передо мною, - сказал Великий Князь, - смотри и не
пропусти сего мгновения". Подле Духовника стоял Стряпчий Государев, Феодор
Кучецкой, бывший свидетелем Иоанновой смерти. Читали канон на исход души.
Василий лежал в усыплении; потом, кликнув ближнего Боярина, Михайла Воронцова,
обнял его с горячностию; сказал брату Юрию: "Помнишь ли преставление нашего
родителя? я так же умираю", - и требовал немедленного пострижения, одобряемого
Митрополитом и некоторыми Боярами; но Князь Андрей Иоаннович, Воронцов и Шигона
говорили, что Св. Владимир не хотел быть Монахом и называн Равноапостольным; что
Герой Донской также скончался мирянином, но своими добродетелями без сомнения
заслужил Царствие Небесное. Шумели, спорили, а Василий крестился и читал
молитвы; уже язык его тупел, взор меркнул, рука упала: он смотрел на образ
Богоматери и целовал простыню, с явным нетерпением ожидая священного обряда.
Митрополит Даниил взял черную ризу и подал Игумену Иоасафу: Князь Андрей и
Воронцов хотели вырвать ее. Тогда Митрополит с гневом произнес ужасные слова:
"Не благословляю вас ни в сей век, ни в будущий. Никто не отнимет у меня
души его. Добр сосуд сребряный, но лучше позлащенный!" Василий отходил. Спешили
кончить обряд. Митрополит, надев епитрахиль на Игумена Иоасафа, сам постриг
Великого Князя, переименованного Варлаамом. Второпях забыли мантию для нового
Инока: Келарь Троицкий Серапион дал свою. Евангелие и Схима Ангельская лежали на
груди умирающего. Несколько минут продолжалось безмолвие: Шигона, стоя подле
одра, первый воскликнул: "Государь скончался!" и все зарыдали. - Пишут, что лицо
Василиево сделалось вдруг светло, что, вместо бывшего несносного запаха от его
раны, комната наполнилась благоуханием. Митрополит омыл тело и вытер хлопчатою
бумагою.
Была полночь. Никто не спал в Москве. С ужасом
ждали вести: народ толпился в улицах. Плач и вой раздался от дворца до Красной
площади. Напрасно Бояре, сами заливаясь слезами, удерживали других от громкого
стенания, представляя, что Великая Княгиня еще не знает о кончине супруга.
Митрополит, облачив умершего в полное Монашеское одеяние, вывел его братьев в
переднюю горницу и взял с них клятву быть верными слугами Иоанна и матери его,
не мыслить о Великом Княжении, не изменять ни делом, ни словом. Обязав такою же
присягою и всех Вельмож, чиновников, Детей Боярских, он пошел с знатнейшими
людьми к Елене, которая, видя их, упала в обморок и два часа не открывала глаз.
Бояре безмолвствовали: говорил один Митрополит именем Веры, утешая со слезами.
Между тем ударили в большой колокол: тело
положили на одр, принесенный из Чудова монастыря, и растворили двери: народ с
воплем устремился лобызать хладные руки мертвого. Любимые певчие Василиевы хором
пели: Святый Боже! Их никто не слыхал. Иноки Иосифова и Троицкого
монастыря несли тело в церковь Св. Михаила. Елена не могла идти. Дети Боярские
взяли ее на руки. Все Бояре окружали гроб: Князья Василий Шуйский, Михаил
Глинский, Иван Телепнев-Оболенский и Воронцов шли за Еленою, вместе с
знатнейшими Боярынями. Погребение было великолепно и скорбь неописанная в
народе. "Дети хоронили своего отца", по словам Летописцев, которые с
чувствительностию называют Василия добрым, ласковым государем: имя
скромное, но умилительное, и простота его ручается за его истину.
Василий стоит с честию в памятниках нашей
Истории между двумя великими характерами, Иоаннами III и IV, и не затмевается их
сиянием для глаз наблюдателя; уступая им в редких природных дарованиях - первому
в обширном, плодотворном уме государственном, второму в силе душевной, в
особенной живости разума и воображения, опасной без твердых правил добродетели,
- он шел путем, указанным ему мудростию отца, не устранился, двигался вперед
шагами, размеренными благоразумием, без порывов страсти, и приближился к цели, к
величию России, не оставив преемникам ни обязанности, ни славы исправлять его
ошибки; был не Гением, но добрым Правителем; любил Государство более
собственного великого имени и в сем отношении достоин истинной, вечной хвалы,
которую не многие Венценосцы заслуживают. Иоанны III творят, Иоанны IV
прославляют и нередко губят; Василии сохраняют, утверждают Державы и даются тем
народам, коих долговременное бытие и целость угодны Провидению.
Василий имел наружность благородную, стан
величественный, лицо миловидное, взор проницательный, но не строгий; казался и
был действительно более мягкосердечен, нежели суров, по тогдашнему времени.
Читая письма его к Елене, видим нежность супруга и отца, который, будучи в
разлуке с женою и детьми, непрестанно обращается к ним в мыслях, изъясняемых
простыми словами, но внушаемыми только чувствительным сердцем. Рожденный в век
еще грубый и в Самодержавии новом, для коего строгость необходима, Василий по
своему характеру искал средины между жестокостию ужасною и слабостию вредною:
наказывал Вельмож, и самых ближних, но часто и миловал, забывал вины. Умный
Боярин Беклемишев заслужил его гнев: удаленный от двора, жаловался на Великого
Князя с нескромною досадою; находил в нем пороки и предсказывал несчастия для
Государства. Беклемишева судили, уличили в дерзости и казнили смертию на
Москве-реке; а Дьяку Федору Жареному отрезали язык за лживые слова,
оскорбительные для Государевой чести. Тогда не отличали слов от дел и думали,
что государь, как земной Бог, может наказывать людей и за самые мысли, ему
противные! Опасались милосердия в таких случаях, где святая особа Венценосца
могла унизиться в народном мнении; боялись, чтобы вина отпускаемая не показалась
народу виною малою. - Кроме двух несчастных жертв Политики, юного Великого Князя
Димитрия и Шемякина, сын Героя Даниила Холмского, Воевода и Боярин Князь
Василий, супруг Государевой сестры Феодосии, в 1508 году был сослан на Белоозеро
и в темнице умер. Такую же участь имел и знатный Дьяк Долматов: назначенный в
Посольство к Императору Максимилиану, он не хотел ехать, отговариваясь своею
бедностию: велели опечатать его дом, нашли в оном 3000 рублей денег и наказали
Долматова как преступника. Государь простил Князей Ивана Воротынского и Шуйских,
которые думали уйти в Литву. Иван Юрьевич Шигона, быв несколько лет в опале,
сделался после одним из первых любимцев Василиевых, равно как и Георгий Малый
Траханиот, Грек, выехавший с великою Княгинею Софиею: пишут, что он впал в
немилость от тайной связи с купцем Греческим Марком, осужденным в Москве за
какую-то опасную для Церкви ересь. Зная способности и необыкновенный разум
Георгия, Великий Князь возвратил ему свою милость, советовался с ним о важнейших
делах и для того приказывал знатным чиновникам возить его нездорового во дворец
на тележке. Муж славный в нашей церковной истории, Инок Максим Грек, был также в
числе знаменитых, винных или невинных страдальцев сего времени. Судьба его
достопамятна: расскажем обстоятельства.
Василий, в самые первые дни своего правления
осматривая богатства, оставленные ему родителем, увидел множество Греческих
духовных книг, собранных отчасти древними Великими Князьями, отчасти привезенных
в Москву Софиею и лежавших в пыли, без всякого употребления. Он хотел иметь
человека, который мог бы рассмотреть оные и лучшие перевести на язык Славянский:
не нашли в Москве и писали в Константинополь. Патриарх, желая угодить Великому
Князю, искал такого Философа в Болгарии, в Македонии, в Фессалонике; но
иго Оттоманское задушило все остатки древней учености: тьма и невежество
господствовали в областях Султанских. Наконец узнали, что в славной обители
Благовещения, на горе Афонской, есть два Инока, Савва и Максим, богословы
искусные в языках Греческом и Славянском. Первый в изнеможении старости не мог
предприять дальнего путешествия в Россию: второй согласился исполнить волю
Патриарха и Великого Князя. В самом деле нельзя было найти человека,
способнейшего для замышляемого труда. Рожденный в Греции, но воспитанный в
образованной Западной Европе, Максим учился в Париже, во Флоренции; много
путешествовал, знал разные языки, имел сведения необыкновенные, приобретенные в
лучших университетах и беседах с мужами просвещенными. Василий принял его с
отменною милостию. Увидев нашу библиотеку, изумленный Максим сказал в восторге:
"Государь! вся Греция не имеет ныне такого богатства, ни Италия, где Латинский
фанатизм обратил в пепел многие творения наших богословов, спасенные моими
единоземцами от варваров Магометовых". Великий Князь слушал его с живейшим
удовольствием и поручил ему библиотеку; а ревностный Грек, описав все, еще
неизвестные Славянскому народу книги, по желанию Государеву перевел Толковую
Псалтирь с помощию трех Москвитян, Власия, Димитрия и Михайла Медоварцова.
Одобренная Митрополитом Варлаамом и всем духовным Собором, сия важная книга,
прославив Максима, сделала его любимцем Великого Князя, так что он не мог с ним
расстаться и ежедневно беседовал о предметах Веры. Умный Грек не ослепился сею
честию: благодаря Василия, убедительно требовал отпуска в тишину своей Афонской
обители и говорил: "Там буду славить имя твое, скажу моим единоземцам, что мир
еще имеет Царя Христианского, сильного и великого, который, если угодно
Всевышнему, может осободить нас от тиранства неверных". Но Василий ответствовал
ему новыми знаками благоволения и держал его девять лет в Москве: время,
употребленное Максимом на переводы разных книг, на исправление ошибок в старых
переводах и на сочинения душеспасительные, из коих знаем более ста. Имея
свободный доступ к Великому Князю, он ходатайствовал иногда за Вельмож, лишаемых
Государевой милости, и возвращал им оную, к неудовольствию и зависти многих
людей, в особенности Духовенства и суетных Иноков Иосифова монастыря, любимых
Великим Князем. Смиренный Митрополит Варлаам мало думал о земном; но преемник
Варлаамов, гордый Даниил, не замедлил объявить себя врагом чужеземца. Говорили:
"Кто сей человек, дерзающий искажать древнюю святыню наших церковных книг и
снимать опалу с Бояр?" Одни доказывали, что он еретик; другие представили его
Великому Князю злоязычником, неблагодарным, втайне осуждающим дела Государевы.
Сие было во время развода Василиева с несчастною Соломониею: уверяют, что сей
благочестивый муж действительно не хвалил оного; по крайней мере находим в
Максимовых творениях "Слово к оставляющим жен своих без вины законны".
Любя вступаться за гонимых, он тайно принимал их у себя в келье и слушал иногда
речи, оскорбительные для Государя и Митрополита. Например: несчастный Боярин
Иван Беклемишев, жалуясь ему на вспыльчивость Великого Князя, сказал, что прежде
достойные Церковные Пастыри удерживали Государей от страстей и несправедливости,
но что Москва уже не имеет Митрополита; что Даниил носит только имя и личину
Пастыря, не мысля быть наставником совести, ни покровителем невинных; что
Максима никогда не выпустят из России: ибо Великий Князь и Митрополит опасаются
его нескромности в чужих землях, где он мог бы огласить их слабости. Наконец
умели довести Государя до того, что он велел судить Максима: обвинили его и
заточили в один из тверских монастырей как уличенного в ложных толкованиях Св.
Писания и догматов церковных: что, по мнению некоторых современников, было
клеветою, вымышленною Чудовским Архимандритом Ионою, Коломенским Епископом
Вассианом и Митрополитом.
В государственных бумагах сего времени находим,
что знатные люди, недовольные Василием, обвиняли его в излишней надежности на
самого себя, в неуважении советов, в упрямстве, нетерпении противоречий,
несмотря на то, что он решил все дела именем Боярским. "Иоанн, - говорили
они, - не употреблял сего выражения в бумагах, но охотно слушал противоречия и
любил смелых; а Василий не чтит старых людей и делает все дела запершися
сам-третей, у постели". Жаловались также на любовь его к новым обычаям,
привезенным в Москву с Софииными Греками, которые, по их словам, замешали
Русскую землю. Но все такие, можно сказать, легкие обвинения, если и
справедливые, доказывая, что Василий не был чужд обыкновенных слабостей
человеческих, опровергают ли сказание Летописцев о природном его добродушии?
Снискав общую любовь народа, он, по словам Историка Иовия, не имел воинской
стражи во дворце: ибо граждане служили ему верными телохранителями.
Великий Князь, как говорили тогда, судил
и рядил землю всякое утро до самого обеда, после коего уже не занимался
делами; любил сельскую тишину; живал летом в Острове, Воробьеве или в Москве на
Воронцове поле до самой осени; часто ездил по другим городам и на псовую охоту,
в Можайск и Волок Ламский; но и там не забывал Государства: трудился с Думными
Боярами и Дьяками; иногда принимал Послов иноземных. Барон Герберштеин описывает
так охоту Великокняжескую: "Мы увидели Государя в поле; оставили лошадей своих и
приближились к нему. Он сидел на гордом коне, в богатом терлике, в высокой,
осыпанной драгоценными каменьями шапке, с златыми перьями, которые развевались
ветром; на бедре висели кинжал и два ножа; за спиною, ниже пояса, кистень. Подле
него ехали с правой стороны Царь Казанский, Алей, вооруженный луком и стрелами,
а с левой два Князя молодые, из коих один держал секиру, другой булаву, или
шестопер; вокруг более трехсот всадников". Перед вечером сходили с коней;
расставляли шатры на лугу. Государь, переменив одежду, садился в своем шатре на
кресла, призывал Бояр и весело беседовал с ними о подробностях счастливой или
неудачной ловли того дня. Служители подавали закуски, вино и мед. - Самые
древние Князья наши, Всеволод I, Мономах и другие любили звериную ловлю; но
Василий едва ли не первый завел псовую охоту: ибо Россияне в старину считали
псов животными нечистыми и гнушались ими.
Двор его был великолепен. Василий умножил число
сановников оного, прибавив к ним Оружничего, Ловчих, Крайчего и Рынд.
Крайчий был то же, что ныне обер-шенк; а Рындами именовались
Оруженосцы, молодые знатные люди, избираемые по красоте, нежной приятности лица,
стройному стану: одетые в белое атласное платье и вооруженные маленькими
серебряными топориками, они ходили перед Великим Князем, когда он являлся
народу; стояли у трона и казались иноземцам подобием Ангелов Небесных; а в
воинских походах хранили доспех Государев. - Смиренный в церкви, где - удаляя от
себя многочисленных Царедворцев, он стоял всегда один у стены, близ дверей,
опираясь на свой посох, - Василий любил пышность во всех иных торжественных
собраниях, особенно в приеме иноземных Послов. Чтобы они видели множество и
богатство народа, славу и могущество Великого Князя, для того в день их
представления запирались все лавки, останавливались все работы и дела: граждане
в лучшем своем платье спешили к Кремлю и густыми толпами окружали стены его. Из
окрестных городов призывали Дворян и Детей Боярских. Войско стояло в ружье.
Чиновники за чиновниками, одни других знатнее, выходили навстречу к Послам. В
приемной палате, наполненной людьми, Царствовало глубокое молчание. Государь
сидел на троне; близ него, на стене, висел образ; перед ним, с правой стороны,
лежал колпак, с левой посох. Бояре сидели на скамьях в одежде, усеянной
жемчугом, в высоких горлатных шапках. Обеды Великокняжеские продолжались
иногда до самой ночи. В большой комнате накрывались столы в несколько рядов.
Подле Государя занимали место братья его или Митрополит; далее Вельможи и
чиновники, между коими угощались иногда и простые воины, отличные заслугами. В
средине, на высоком столе, сияло множество золотых сосудов, чаш, кубков и проч.
Первым блюдом были всегда жареные лебеди. Разносили кубки с мальвазисю и с
другими Греческими винами. Государь в знак милости сам к некоторым посылал
кушанье: тогда они вставали и кланялись ему; другие также вставали, из учтивости
к ним: за что надлежало их благодарить особенными поклонами. Для сокращения
времени гости могли свободно разговаривать друг с другом. Беседы веселые,
благочинные без принуждения, нравились Василию. С иноземцами говаривал он за
обедом весьма ласково; называл их Монархов великими; желал, чтобы они,
утружденные дальним путем, насладились в Москве отдохновением и собрали новые
силы для пути обратного; предлагал им вопросы, и проч. "Когда мы, - пишет
Франциск да-Колло, Посол Максимилианов - ночью возвращались домой из Кремля, все
улицы были освещены так ярко, что ночь казалась днем". - Сверх даров Послам
ежедневно отпускалось в изобилии все для них нужное; считалось за обиду, если
они что-нибудь покупали. Приставы смотрели им в глаза, ответствуя за малейшее
неудовольствие сих почетных гостей.
Василий так же, как и родитель его, назывался
только Великим Князем для России, употребляя следующий титул в сношениях с
Державами иноземными: "Великий Государь Василий, Божиею милостию Царь и
Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, Московский, Новогородский,
Псковский, Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных;
Государь и Великий Князь Новагорода Низовской земли, и Черниговский, и
Рязанский, и Волоцкий, и Ржевский, и Бельский, и Ростовский, и Ярославский, и
Белозерский, и Удорский, и Обдорский, и Кондинский, и иных". Иоанн на
предложение Императора дать ему Королевское достоинство ответствовал, как мы
видели, гордо; а Василий на такое же предложение Папы Леона Х не ответствовал ни
слова, вопреки басням иностранных Писателей, которые думали, что наши Великие
Князья издревле домогались Королевского титула.
Следуя во всем Иоанну, Василий старался
привлекать иноземцев полезных в Россию. Кроме людей, искусных в деле воинском,
он первый из Великих Князей имел Немецких Лекарей при дворе. Мы упоминали о
Люеве и Феофиле: сей последний был Любчанин, взятый в плен Воеводою Сабуровым в
Литве. Магистр Прусский ходатайствовал о свободе его; но Великий Князь сказал,
что сей Немец лечит одного из наших Вельмож и должен прежде возвратить ему
здоровье, а после требовать отпуска в свою землю. Волею или неволею Феофил
остался в Москве, где находился и третий знаменитый Лекарь, родом Грек, именем
Марко, коего жена и дети жили в Цареграде. Султан писал к Великому Князю:
"Отпусти Марка к его семейству; он заехал в Россию единственно для торговли"; но
Государь отвечал: "Марко издавна служит мне добровольно и лечит моего
Новогородского Наместника; пришли к нему жену и детей". Иноземцам с умом и с
дарованием легче было тогда въехать в Россию, нежели выехать из нее.
Василий издал многие законы для внутреннего
благоустройства государственного, которые вместе с Уложением отца его вошли в
Судебник Царя Иоанна Василиевича. Например, сей Великий Князь уставил, чтобы
Владельцы Тверские, Оболенские, Белозерские и Рязанские не продавали отчин своих
жителям других областей; чтобы наследники людей, отказавших имение монастырям,
не выкупали оного, если в завещании не дано им право на сей выкуп, и проч.
Жалованная Смоленская грамота велит Наместникам отдавать всякое поличное истцам,
искоренять ябедников и немедленно освобождать судимого, представляющего надежных
порук; дозволяет мещанам без явки рубить лес около города; запрещает Боярам
кабалить вольных людей и держать корчмы; определяет пошлину судную, мировую,
брачную, стадную, убойную и показывает нам тогдашнюю многосложную,
запутанную, мелочную систему казенных доходов, изобретенную в веки невежества.
Важное и любопытное судное постановление сделано было Василием в Новегороде:
узнав, что Наместники и Тиуны кривят душою в решении тяжб, он велел избрать там
48 Целовальников или Присяжных, с тем, чтобы сии люди, достойные общего
уважения, по очереди судили все дела с Тиунами. Для чего не распространил он
столь мудрого и благодетельного учреждения на все Государство? Может быть,
другие Россияне еще не имели довольно гражданского ума и навыка: они молчали, а
Новогородцы, воспоминая старину, жаловались и требовали. Самодержавие не мешало
Государю дать лучшим гражданам участие в судном праве. - Летописцы хвалят еще
Василия за утверждение тишины и безопасности в Новегороде: он учредил там
пожарную и ночную стражу; велел, как и в Москве, замыкать ввечеру улицы
рогатками и совершенно прекратил воровство. Лишенные способа жить кражею и
злодействами, негодники ушли или обратились к трудолюбию, выучились ремеслам и
сделались людьми полезными.
При сем Великом Князе построены четыре важные
крепости с каменными стенами: в Нижнем Новегороде, Туле, Коломне и Зарайске;
первую строил Петр Фрязин: она еще цела. Коширу и Чернигов укрепили только валом
и деревянными башнями. В Москве Фрязин Алевиз обложил Кремлевские рвы кирпичом и
выкопал несколько прудов в предместиях. В Новегороде, опустошенном пожарами,
чиновники Великокняжеские размерили улицы, площади, ряды на образец Московских.
- Из храмов, созданных Василием, доныне существуют в Москве Кремлевская церковь
Св. Николая Гостунского (на том месте, где была деревянная) и Девичий монастырь,
основанный в знак благодарности ко Всевышнему за взятие Смоленска. Государь из
собственной казны своей отложил на то 3000 рублей (около шестидесяти тысяч
нынешних), кроме дворцовых сел и деревень, данных сему монастырю. Главным
строителем церковным был тогда Фрязин Алевиз Новый. Довершив храм Михаила
Архангела, Василий (в 1507 году) перенес туда гробы своих предков и сам назначил
себе могилу подле родителя. Собор Успенский был (в 1515 году) украшен живописью,
чудною и столь искусною, говорят Летописцы, что Великий Князь, Святители
и Бояре, вступив в церковь, сказали: "Мы видим небеса!" Между иконописцами
славился Россиянин Федор Едикеев, который расписывал церковь Благовещения,
соединенную с новым великолепным дворцом, куда Василий перешел в Мае 1508 года.
Церковная история Василиева государствования,
кроме мнимой ереси Максима Грека в исправлении священных книг, представляет не
мною достопамятных случаев. Уже давно мощи Алексия Митрополита, по сказанию
Летописцев, исцеляли недужных: но в 1519 году были священным обрядом утверждены
во славе чудотворения. Митрополит Варлаам донес Государю, что многие слепцы, с
усердием лобызая руку Алексия, прозрели. Собралось все Духовенство и несметное
число людей при колокольном звоне. Объявили чудеса и доказательства оных. Пели
молебен над Святым гробом: Великий Князь, обливаясь слезами умиления, первый
поклонился оному и восхвалил милость Неба, которая во дни его Царствования
открыла второй источник благодати и спасения для Москвы. Светло
праздновали сей день, и Св. Алексий, в народном мнении, стал наряду с древним
Московским Угодником Божиим, Митрополитом Петром.
Немалым соблазном для Духовенства и мирян была
тогдашняя ссора Архиепископа Новогородского, Серапиона, с Св. Иосифом Волоцким
за то, что сей последний с монастырем своим отложился от его ведомства к
Митрополии. Великий Князь в гневе лишил Серапиона Епархии, и Новогородцы, 17 лет
не имев Святителя, с радостию встретили наконец знаменитого Макария, бывшего
Архимандрита Лужковского, согласно с древним обычаем поставленного к ним в
Архиепископы. Летописец их славит сие время как счастливейшее для его отчизны,
где молитвами ревностного Пастыря вселилась тишина, сопутствуемая здравием
людей, обилием и веселием. Макарий первый учредил общежительство в
монастырях Новогородских и тем умножил везде число Иноков, доставив им способ
жить беспечно: ибо прежде каждый из них имел свое хозяйство, соединенное с
заботами. Строгий в наблюдении благочиния, он вывел Игуменов из всех женских
монастырей и дал Инокиням настоятельниц; отличался также усердием к лепоте
церковной: сделал в Софии, на место обветшалых, новые богатые царские двери и
великолепный амвон; расписал стены, обновил иконы, между которыми древнейшие
были Греческие: Спасителя и Апостолов, Петра и Павла, устроенные (как
сказано в летописи) из золота и серебра. - В первые годы Макариева
Архиепископства Лапландские Поморяне, обитавшие близ устья реки Нивы и
Кандалажской Губы, прислали старейшин к Великому Князю, моля его дать им
учителей Христианских; а Государь велел Макарию отправить туда Софийского Иерея
с Диаконом, которые просветили жителей истиною Евангельскою. Чрез несколько лет
еще отдаленнейшие дикари, Лапландцы Кольские, изъявили Макарию желание
креститься и с великим усердием приняли Священников. Так Россияне, от самых
древних времен до новейших, насаждали Веру Спасителеву, не употребляя ни
малейшего принуждения. Но сии люди полудикие, уже веруя во Христа, еще держались
старых обычаев: в пятине Вотской, в Ижере, около Иванягорода, Ямы, Копорья,
Ладоги, Невы, до Каянии и Лапландии, на пространстве тысячи верст или более,
народ еще обожал солнце, луну, звезды, озера, источники, реки, леса, камни,
горы; имел жрецов, именуемых арбуями, и, ходя в церкви Христианские, не изменял
и кумирам. Макарий, с дозволения Государева, послал туда умного Монаха Илию с
наставительною грамотою к жителям, которые, уверяя его в их ревности к
Христианству, говорили, что они не смеют коснуться своих идолов, хранимых
ужасными духами. Илия зажег мнимые леса священные, бросил в воду кумиры, удивил
народ и проповедью слова Божия довершил торжество Христианства. Летописец
сказывает, что пятилетние младенцы помогали сему добродетельному Иноку сокрушать
мольбища идолопоклонников. - Заметим, что не только чудь, но и самые Россияне в
XVI веке еще усердно следовали некоторым языческим обыкновениям. Жители
Псковской области 24 июня праздновали день Купала: собирали травы в пустынях и в
дубравах с какими-то суеверными обрядами, а ночью веселились, били в бубны,
играли на сопелях, на гудках; молодые жены, девицы плясали, обнимались с
юношами, забывая стыд и целомудрие: о чем ревностный Игумен Елеазаровской
Обители старец Памфил с укоризною писал к Наместнику и сановникам Пскова в 1505
году.
Угнетенное игом неверных и бедностию,
Духовенство Греческое, как и прежде, искало утешения и благодеяний в России.
Константинопольский Патриарх Феолипт (в 1518 году) присылал к нам Янинского
Митрополита Григория с Афонскими Иноками, чтобы разжалобить Великого Князя
описанием их печального состояния. Благословляя Христианскую добродетель
Россиян, они выехали из Москвы с богатыми дарами. Будучи в дружбе с Султаном,
Государь и сам посылал милостыню в Грецию с своими чиновниками.
При Василии (в 1509 году) был церковный Собор в
Литовской России, в Вильне: Духовенство наше не имело участия в оном. Киевский
Митрополит Иосиф с семью Епископами уставили там весьма строгие законы для
нравственности Священников, взяв меры, чтобы мирская власть не вмешивалась в
права духовной. Деяния сего достопамятного Собора свидетельствуют, что Церковь
Греческая пользовалась тогда в Литве свободою, независимостью и была верною
коренным уставам Православия.
В 27 лет Василиева государствования Россия
испытала немалые физические бедствия: от 1507 до 1509 года свирепствовала язва с
железою в Новегороде, и в одну осень схоронено там 15 000 человек; зимою
в 1512 году во многих областях люди умирали кашлем; в 1521 и 1532 году было во
Пскове ужасное поветрие, от коего все государственные чиновники разбежались и
которое миновалось, по известию Летописцев, от употребления святой воды,
присланной Архиепископом Макарием, Великим Князем и Митрополитом. Тогда же и в
Новегороде умерло более тысячи жителей от прыщей. Были чрезвычайные
засухи: пишут, что летом в 1525 году около четырех недель солнце и луна не
показывались на небе от густой мглы; что в 1533 году от 29 Июня до Сентября не
упало ни одной дождевой капли на землю; что болота и ключи иссохли, леса горели:
солнце тусклое, багровое, скрывалось за два часа до захождения; люди в день не
распознавали друг друга в лицо и задыхались от дымного смрада; путешественники,
плаватели не видали пути; птицы не могли парить в воздухе. Напротив того летом в
1518 году недель пять шли непрестанно сильные дожди: реки выступили из берегов;
поля залились водою; прервалось сообщение между городами и селами. Великий Князь
торжественными молебствиями старался умилостивить небо: двор и народ постились:
- Общий неурожай в 1512 году произвел неслыханную дороговизну: бедные умирали с
голоду. В Сентябре 1515 года Москва имела недостаток в хлебе: нельзя было купить
ни четверти ржи. В 1525 году все съестное продавалось там в десять раз дороже
обыкновенного. - Летописцы жалуются на частые пожары (обвиняя в том учреждения
пороховых заводов): в Москве, Пскове, особенно в Новегороде, где (в 1508 году)
самые каменные палаты распадались от силы огня и сгорело 5314 человек. - Явление
трех комет (от 1531 до 1533 года) во всей России приводило народ в ужас.
Описав деяния и случаи сего времени, напомним
читателю, что оно, будучи достопамятно для России благоразумием ее правления,
славно в летописях Европы, во-первых, редким собранием Венценосцев,
знаменитых делами и характером, во-вторых, важным церковным
преобразованием. Не многие веки хвалятся такими Государями современными,
каковы были Максимилиан, Карл V, Людовик XII, Франциск I, Селим, Солиман, Генрик
VIII, Густав Ваза: можем прибавить к ним и папу Леона X, и врага нашего,
Сигизмунда. Все они, за исключением Английского и Французских Королей,
находились в сношениях с Василием, их достойным современником; все имели ум и
дарования отличные. Но была ли счастлива Европа? Видим, как обыкновенно,
необузданность властолюбия, зависть, козни, битвы и бедствия: ибо не один ум, но
и страсти действуют на феатре мира. Ужасаемая могуществом Оттоманской Империи,
волнуемая борением Франции с силами Испании и Австрии, Европа в то же время была
потрясена церковным мятежом, который скоро сделался государственным. Уже
духовная власть, или Папская, очерненная многими злоупотреблениями, давно
слабела в западных Державах, но упорствовала в своих гордых требованиях и не
хотела обратиться к истинному духу Христианства; вопреки успехам просвещения.
Явился бедный Инок Мартин Лютер, который, свергнув с себя Монашескую одежду и
держа в руке Евангелие, смел назвать Папу Антихристом: уличал его в обманах, в
корыстолюбии, в искажении святыни и, несмотря на церковные клятвы, Соборы и гнев
Карла V, основал новую Веру, хотя также на Евангельском учении, но с отвержением
многих важных, значительных обрядов, введенных в самом начале Христианства и без
сомнения полезных: ибо люди имеют не только разум, но и воображение, не менее
первого действующее на сердце. Обнажив богослужение, лишив оное торжественности
и как бы закрыв для мысли Небо, куда взор и дух молящихся устремляются от
велелепия олтарей, от таинственного священнодействия Литургии, сей решительный
преобразователь удовольствовался одною нравственною проповедию; оказал еще более
ненависти к Риму, нежели усердия к Сиону; ссылаясь единственно на Христа и
Апостолов, не подражал им в кротости: подвергая Догматы Церкви суду ума, говорил
языком страстей, и, лишив Папу духовной власти во многих землях Германии, в трех
Северных Королевствах, в бывших владениях Немецкого Ордена и в Ливонии, сам
представлял лицо начальника церковного, обязанный своим торжеством не фанатизму
народному, а земным расчетам Правителей: удерживая имя Христиан и святыню
Евангелия, новым исповеданием они свергали с себя иго зависимости от гордого,
взыскательного, корыстолюбивого Рима; присоединяли дани и пошлины церковные к
своим доходам и могли в делах совести уже не бояться духовного запрещения.
Многие толкователи всемирных происшествий говорят о Лютеранской Вере как о
великом благодеянии для человечества: она неоспоримо способствовала успехам
просвещения и лучшей нравственности, соединенной с оными; но первым ее
следствием были кровопролития и новые секты Христианские, отчасти вредные для
самых Правительств и спокойствия гражданского. Генрик VIII, написав книгу против
Лютера, сам последовал его примеру: оставил Римское исповедание и сделался
главою Англиканского, связав оное крепким узлом с пользою Королевской власти и
дав себе волю удовлетворять своему гнусному любострастию переменою жен. Одним
словом, если враги Латинской Церкви справедливо винили ее в неверности к
истинному Христианству, то и ревностные Католики по совести могли винить их в
лицемерии, в обманах и в беззаконии.
Сия важная перемена церковная не укрылась от
внимания наших современных Богословов: об ней рассуждали в Москве, и Грек Максим
написал Слово о Лютеровой ереси, где, не хваля мирского властолюбия Пап,
строго осуждает новости в Законе, внушаемые страстями человеческими.
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.