Передвижения с одной территории на другую, массовые миграции населения были
характерной чертой древности. Особенно это было свойственно азиатским
кочевникам, у которых при кочевом скотоводстве, требовавшем значительных
пастбищ, любой демографический скачок создавал относительное перенаселение и
вынуждал жителей совершать далекие, полные опасностей перемещения.
Начало великому переселению народов положили гунны, хлынувшие в конце IV в. за пределы Средней Азии на запад, вытеснив из
степей аланов (поздних сарматов). Гуннское нашествие, массированное и
опустошительное, по своему размаху сравнимо только с нашествием монголов в XIII
в. Стремительно форсировав реки Яик (Урал), Волгу, Дон, они в 375 г. наголову
разбили находившихся в приазовских и причерноморских степях остготов. Достигнув
Днепра, гунны разбили готов, незадолго до этого переселившихся сюда с южного
побережья Балтики.-Скоро гунны заняли Паннонию (территорию современной Венгрии)
и основали свою державу во главе с Атиллой.
Проходя по степям Приуралья и Нижнего Поволжья, гунны сгоняли прежнее население,
частично увлекая его за собой, частично истребляя и обращая в рабство. Полагают,
что в составе гуннских орд были некоторые угорские племена Приуралья.
Новая мощная волна перемещений кочевых племен из заволжских степей на запад
приходится на IX столетие. Под давлением печенегов, кочевавших в прикаспийских
степях, угорские племена мадьяр в начале этого века уходят из Южного Приуралья
за Волгу, в южно-русские степи. Но вскоре под натиском печенегов, появившихся в
низовьях Днепра, они движутся дальше на запад и в конце IX в. поселяются на
среднем Дунае, на территории современной Венгрии.
Кочевники-скотоводы, входившие в печенежский союз и называвшиеся «башкорт»
(башкиры), в VIII—IX вв. продвинулись на север и заняли бассейн реки Белой. Они
постепенно ассимилировали местное финно-угорское население, передав ему свой
язык и название. Побывавший в Волжской Булгарии в 922 г. арабский путешественник
Ибн-Фадлан в своих записках упомянул страну народа из тюрок, именуемых
«башкирд». Но еще в XIII в. в Европе знали о существовании далеко на Востоке
«Великой Венгрии», что отразилось в отчетах знаменитых путешественников-монахов
Плано Карпини и Гильома Рубрука. Венгров-язычников нашел побывавший здесь
венгерский монах Юлиан.
Половцы, именуемые западноевропейскими авторами команами, а восточными —
кыпчаками, первоначальные кочевья имели на Иртыше, в степях восточного
Казахстана. В первой половине XI в. они по уже сложившимся традиционным путям, проложенным в течение многих столетий ордами
кочевников, также двинулись на запад. Половцы быстро вытеснили печенегов и
торков, и вскоре Киев, которому казалось, что «страшнее печенега зверя нет»,
столкнулся с еще более опасным врагом — половчанином. Началась долгая борьба
Руси с Половецкой степью. Это были годы, полные драматизма и крови, когда
успешные походы в степь чередовались с горькими поражениями.
Но не все половецкие племена переселились к западу от Волги. Немало их
продолжало кочевать в заволжских и казахстанских степях. Арабские, персидские и
другие средневековые авторы обширную степную область от Днепра до Иртыша и
Средней Азии именуют Дешт-и-Кыпчак, т. е. Половецкая степь. В ее состав входили
и наши, южноуральские степи. У половцев, как и у их предшественников на юге
Восточной Европы, не было единого государства. На больших степных пространствах
периодически складывались отдельные • племенные объединения во главе с ханами.
Условно вся Половецкая степь делилась на две части: Западный и Восточный Дешт.
Граница между ними проходила по реке Яик.
Половцы, входившие в Восточный Дешт, оказали заметное влияние на формирование
башкирских племен Приуралья. Археологические и письменные источники позволяют
воссоздать характерные черты хозяйственного уклада и духовной жизни половцев, а
также печенегов, гузов и др., объединенных в археологической науке термином
«поздние кочевники».
Имея много общего в жизни и быту с ранними кочевниками — скифами и сарматами —
поздние кочевники имели и отличительные черты: вошли в употребление конские
седла со стременами, вместо длинного сарматского меча стала применяться в бою
более легкая и удобная сабля, изменились формы лука и наконечников стрел. Для
перевозки семей половцы применяли не телеги, как сарматы, а передвижные
разборные юрты, наподобие тех, что будут потом у казахов.
При исполнении погребального обряда половцы ставили на могилах или соседних с
ней холмах и возвышениях грубо высеченную из камня фигуру человека — «каменную
бабу». Такие скульптуры находили и продолжают находить в южнорусских и
заволжских/ степях. Немало их затеряно,
засыпано землей, разбито, уничтожено. В 1967 г. у села Петропавловка
Новосергиевского района Оренбургской области такая фигура человека была
случайно обнаружена при распашке поля. В стене школьного сарая в селе Степановка
Переволоцкого района была найдена голова «каменной бабы». Эти и другие подобные
находки были переданы в областной краеведческий музей
Даты: Bсточники: :История
Оренбуржья. Учебное пособие./ Под редакцией
проф. Футорянского Л.И. Оренбург, 1996, сс.5 -7;
Уральская
историческая энциклопедия [http://www.ural.ru/encyclopaedia] Опубликовано в INTERNET: 2002,
октябрь