Развитие культуры Оренбургской губернии в период нэпа представляет особый
интерес. Это было сложное время, полное противоречий и творческих поисков.
Переход к нэпу, означавший хозяйственный расчет, привел к временному сокращению
ассигнований на культуру и образование.
Система образования, сложившаяся к 1921 г., состояла из школ I ступени (3-4 года
обучения), в которые были преобразованы ведомственные учебные заведения (земские,
церковно-приходские и др.); школ-семилеток (бывшие городские, уездные училища,
высшие начальные и т. д.); школ II ступени, появившихся после революции и
дававших право поступления в высшие учебные заведения.
К началу нэпа в Оренбургской губернии действовало 537 школ. Однако голод в 1921
г. и смена экономической политики сильно ударили по системе образования,
подвергнув ее резкому сокращению. Газета «Степная правда» в 1922 г. писала: «Следует
бить тревогу, ибо школы, сады, профессиональное образование на грани ликвидации».
В этих условиях содержание школ в значительной степени легло на местное
население. Была введена плата за обучение, но это давало незначительные
результаты, так как 61% детей освобождался от нее (дети красноармейцев,
инвалидов труда), а средств, предоставляемых на образование центром и местным
бюджетом, катастрофически не хватало.
Учителя, особенно сельские, оказались в критическом положении. В губернии
известны случаи найма учителей к зажиточным крестьянам в батраки и пастухи.
Возникли частные или «договорные» школы, в которых по договору учитель получал
за учебный год 20-50 пудов зерна. Часто эти условия не соблюдались и, проработав
год, учитель не получал ничего. Финансируя образование, население определяло его
содержание. Так, в одном из сел Орского уезда крестьяне изгнали учителя и
пригласили батюшку учить детей закону божьему. В Уральской волости Оренбургского
уезда замена учителей стала делом обычным. Хотя договорная школа появилась как
вынужденная временная мера, она сыграла положительную роль, так как позволила в
тяжелое для страны время обучить тысячи детей.
Нелегко приходилось и национальной школе. Состояние образования у национальных
меньшинств в губернии не было на одном уровне. У татар, немцев оно было
относительно благополучно, у мордвы, киргизов, чувашей поистине плачевным. Это
объясняется различием экономического уровня, местопроживанием, а также
традициями этих народов. Тем не менее, за годы нэпа было сделано немало, и в
1927 г. в губернии насчитывалась 131 национальная школа, 5 из них - II ступени.
Сокращение школьной сети продолжалось до середины периода нэпа. В 1925 г.
благодаря высокому урожаю бюджет губернии возрос, что позволило увеличить
расходы на образование. Из 93 договорных школ 56 было включено в местный бюджет,
впервые выделены средства на отопление и их капитальный ремонт. В 1927 г. в
Оренбургской губернии действовало 588 школ, из которых 17 - II ступени.
Одной из основных проблем школьного развития была нехватка учительских кадров.
Учителей готовили Татарский, Киргизский и Практический институты народного
образования, а также педагогический техникум, созданный в 1921 г. на базе
трехгодичных учительских курсов. Эти учебные заведения выпускали учителей не
только для губернии, но и для республики в целом. В 1921 г. для подготовки в
вузы в Оренбурге был создан первый рабфак. Из 125 слушателей выпуск 1-го года
составил 35 человек.
Для повышения уровня образования учителей (только 34,9% из них имели высшее и
специальное образование) и оказания методической помощи с 1925 г. начала
работать сеть повышения квалификации. Открылись губернские и уездные курсы,
проводились конференции, однако зачастую вместо реальной помощи на них
прорабатывались только вопросы марксизма-ленинизма, усиливалось идеологическое
воздействие со стороны партийных органов. Политический облик учителя, особенно
преподавателя обществоведения и заведующего учебным заведением, становился все
более важным.
Ликвидация неграмотности, активно начавшаяся после революции, в период нэпа
сбавила темпы. Голод, эпидемия, бегство работников просвещения сделали
невозможной работу среди населения. В 1921—1922 гг. ликвидация неграмотности в
основном проводилась лишь среди красноармейцев и милиции. В губернии работала 31
школа, 20 из которых - в Оренбурге.
В 1925 г. был проведен учет неграмотного населения Оренбуржья, к которому
причислялись лица, не умеющие читать и писать. Их численность составляла 47872
человека, из которых 80% — женщины. Практиковались индивидуально-групповые
методы обучения, проводились агитационные кампании, однако результаты были
скромными. Ввиду недостатка средств пропускная способность ликпунктов была
чрезвычайно мала. Так, в Каширинском уезде, где грамотных было 20543 человека,
таких пунктов было всего 9, они могли охватить лишь 2,4% от числа неграмотных.
Ликвидацию неграмотности в Оренбургской губернии планировали закончить к
10-летию Октябрьской революции, но к 1927 г. 42038 человек еще не умели ни
читать, ни писать. В основном с неграмотностью было покончено к началу 30-х
годов.
Театральная и художественная жизнь периода нэпа очень интересна. Для первых
послереволюционных лет характерны массовые агитационные постановки, проходившие
под открытым небом с участием нескольких сот чёловек («Сцены из жизни
крестьянского казака Еме-льяна Пугачева» на Форштадской площади в Оренбурге). К
1921 г. эти тенденции стали исчезать и встала проблема репертуара. Хороших пьес
нового содержания практически не было, поэтому на оренбургской сцене ставились
пьесы классиков Н. А. Островского «Бесприданница», «Гроза», Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание», А. М. Горького «На дне», а также местного драматурга Макаровского.
Однако нэп оказал свое влияние и на такую далекую от экономики сферу, как театр.
В 1921 г. все театры были сняты с государственного бюджета. Но необходимы были
средства на афиши, реквизит, уплату многочисленных налогов и заработную плату
актерам. Поэтому многие театры передали в частные руки (в 1922— 1923 гг. треть
театров на Урале находилась в руках частных предпринимателей).
Театры Оренбурга и Орска оставались государственными, хотя и им приходилось
нелегко. В таких условиях надо было ставить то, что пользовалось наибольшим
успехом. На сцене появились комедии Бара «Солдатик», Арцыбашева «Ревность». Эти
постановки помогли театру продержаться и стать доступными широким массам.
Бесплатные места, система скидок на билеты позволяли рабочим и красноармейцам
быть в числе зрителей, хотя цены были высокими.
С 1925 г. появились детские постановки «Степка— Растрепка», «Мороз — красный нос».
В 1926 г. впервые на Урале на оренбургской сцене был спектакль «Шторм»
Билль - Белоцерковского. В литературе эта пьеса трактуется как этапное
произведение советской драматургии. В 1927 г. зрители увидели «Любовь Яровую» с
А. Я. Садовской в главной роли.
Выбор репертуара был не случаен, им руководило созданное в 1924 г. Оренбургское
губернское управление по делам печати и зрелищ, которое осуществляло
политическую и идеологическую цензуру. Из Москвы присылались списки разрешенных
к постановке пьес, а репертуарный комитет, созданный при управлении, утверждал
готовую постановку. Контроль сводился к методу личного просмотра и часто
руководствовался вкусом проверяющего. Можно представить, какой вред наносили
подобные контролеры театру и зрителю.
Большим успехом пользовались опера и оперетта. Это были гастролирующие труппы,
которые обычно приглашались на сезон. Во время гастролей в Оренбурге побывало
много известных артистов. Яркими событиями культурной жизни стали приезд
народного артиста республики Давыдова, Л. В. Ростроповича с «Концертом Восточной
музыки», Айседоры Дункан, итальянского тенора Витторио Дориани, пианиста Барера
и др.
В жизни оренбургских художников большую роль сыграло творчество С. М. Карпова. В
местном музее изобразительного искусства хранятся его работы, в том числе «Автопортрет»
(1923). По его инициативе в 1918 г. был создан Союз художников и живописцев,
объединивший художников Оренбуржья. С. М. Карпов и его жена — художница Рянгина,
были в числе организаторов воссозданного краеведческого музея в Оренбурге.
В 1921 г. в городе была открыта студия изобразительного искусства под
руководством художника Н. М. Ледяева, в следующем году состоялась выставка,
представляющая художников различных направлений.
В 1921—1922 гг. в мастерской Главполитпросвета Киргизской республики работал в
качестве художника-декоратора талантливый график Н. Д. Прохоров. Вернувшись в
1935 г. в Оренбург, он написал серию работ, посвященных пребыванию в этих местах
А. С. Пушкина и В. Даля. В 1926 г. в Оренбурге был организован филиал Ассоциации
художников революционной России (АХРР) под председательством К. В. Николаева.
Творческая жизнь периода нэпа была представлена художниками различных
направлений.
К 1927 г. в губернии действовало семь кинотеатров, работали кинопередвижки.
Несмотря на объективные трудности, образованию и культуре в период нэпа
уделялось большое внимание, но их развитие имело противоречивый характер. Наряду
с демократическими проявлениями — поиском разнообразных форм обучения,
одновременной постановкой на сцене противоположных по духу и направленности пьес,
возможностью сосуществования различных художественных стилей — прослеживаются
задатки будущего тоталитаризма: появление в 1924 г. органа цензуры, постепенная
политизация школьных программ.
Как достижение, следует отметить стремление к образованию, массовость культуры,
создание условий для ее активных преобразований.
Все это говорит о важности периода нэпа для развития образования и культуры как
в целом по стране, так и по Оренбургской губернии.
ВОПРОСЫ
Каким образом аграрный характер губернии повлиял на развитие образования и ход
ликвидации неграмотности? Объясните, почему количество детей рабочих и служащих
при переходе в школы II ступени уменьшалось? Чем объяснить различия
культурного уровня проживающих в .и губернии национальных меньшинств? Верно ли,
что ликвидация неграмотности служила только политическим
целям?