.. едва родившись, он отправился на фронт, где за два месяца дал 93 концерта. Эта поездка стала переломным событием в творчестве Соловьева-Седого. Его песни нашли горячий отклик в сердцах воинов. Они зазвучали по всей стране и на всех фронтах.
   С особой теплотой вспоминал композитор о судьбе песни «Вечер на рейде». Первое ее исполнение перед бойцами состоялось на Калининском фронте в землянке начальника политотдела дивизии, сформированной в
Оренбуржье. Задушевная песня сразу полюбилась солдатам и стала популярной. А ведь она получила весьма отрицательные оценки многих профессиональных музыкантов. В декабре 1941 г. на заседании композиторов в Чкалове песню подвергли жестокой критике за «пессимизм», «цыганщину» — «недопустимые явления» во время войны. Василий Павлович не мог сдержать слов, рассказывая об этом пианистке и композитору Н. Дзеряшнской. А на фронте, как вспоминала Н. Дзержинская, «Вечер на рейде» бойцы могли слушать, хоть всю ночь». Лучшие произведения композиторов военной поры явились выражением души народа, одержавшего великую победу над фашизмом.
    Подъем переживало и театральное искусство. К началу войны Чкаловская область имела 7 театров: областной драматический им. М. Горького, областной театр оперетты, областной театр кукол, Татарский колхозный драматический, Орский городской драматический им. А. С. Пушкина, Бугурусланский и Бузулукский колхозные драматические театры. В первые месяцы войны в Оренбуржье прибыли эвакуированные театры: в Чкалов — Ленинградский академический ордена Ленина Малый оперный, в Бузулук — Рязанский областной драматический, в Бугуруслан — Сумской областной Украинский им. М. С. Щепкина.
   В ходе «перестройки театральной сети» решением облисполкома областной театр оперетты был временно переведен в Орск, а Орский и Бугурусланский театры, «как необеспечивающие при наличии оставшихся кадров полноценной деятельности и должного художественного качества спектаклей», ликвидированы. Но вскоре сеть театров была не только восстановлена, но и расширена: возродился Орский театр, как рабочий передвижной; в Чкалове возникли областной эстрадный и колхозный театр эстрады; в Бугуруслане и Бузулуке — хозрасчетные музыкально-драматические коллективы. За четыре года войны театры и филармонию посетили 4875 тыс. зрителей. Группы и бригады из мастеров искусств выступали на призывных пунктах, в войсковых частях, на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах области, неоднократно выезжали на фронт, в освобожденные районы страны. За 1941—1944 гг. театры области организовали 17 фронтовых артистических бригад и дали более 1250 концертов непосредственно на фронте.
   Огромное воздействие на духовную жизнь г. Чкалова оказал Ленинградский академический Малый оперный театр, находившийся в городе с сентября 1941 г. по сентябрь 1944 г. Театр поставил 29 опер и балетов, более тысячи спектаклей, дал около тысячи концертов, которые посетил почти миллион зрителей. За время войны театр послал на фронт 9 бригад, организовал в госпиталях около 2 тыс. выступлений. Средства, полученные от многих постановок, передавались в фонд обороны страны, на восстановление разрушенных фашистскими оккупантами памятников культуры Ленинграда и Ленинградской области, для семей и детей фронтовиков.
       Подвижнически трудились и местные театры. Так, Татарский театр, отдав Красной Армии половину своих актеров, без своего помещения, находясь все время в поездках по области, дал за 1941-1945 гг. 1061 спектакль. Их смогли увидеть 361455 зрителей. Репертуар был значительно обогащен произведениями татарской и русской классики.
      Достижения культуры явились могучим духовным оружием, стали одним из источников всемирно-исторической победы советского народа в Великой Отечественной войне.

ВОПРОСЫ
Как развивалась культура Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны? Кто из видных деятелей культуры России работал в годы Великой Отечественной войны в Чкалове? Какие оперные постановки ставились в Чкалове Ленинградским Малым академическим театром в годы войны? Какой институт был создан в Чкалове в годы войны?
 

Р.К Кузахметов.

 

Следующий параграф раздела


Даты: 19 в.
Источник: 
История Оренбуржья. Уч. пособие, Оренбург 1996.
Опубликовано в INTERNET: 2006, декабрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь 



© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008