До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, внесенных в некоторые
летописи и церковно-юридические сборники. Большинство списков относятся к XV
- XVI вв. древнейшим из них является Синодальный (название происходит от
Синодальной библиотеки, где этот список хранился), датируемый ок. 1282 г.;
Троицкий список (из Троице - Сергиева), близкий по тексту к Синодальному,
относится ко второй половине XVI в.
Все списки распадаются на три основные редакции: Краткую, Пространную и
Сокращенную. Древнейшей редакцией, подготовленной не позднее 1054 г., является
Краткая Правда, которая состоит из «Суда Ярослава Владимировича» (в литературе
обычно называют «Правдой Ярослава») (ст. 1-18), «Правды Ярославичей», т.е. сыновей Ярослава Изяслава, Святослава и Всеволода (ст. 19-41), «Покона
вирного» (ст. 42), «Урока мостников» (ст. 43).
Пространная редакция возникла не ранее 1113 г. и связывается с именем
Владимира Мономаха. Она разделяется на «Суд Ярослава» (ст. 1-52) и «Устав»
Владимира Мономаха (ст. 53-121).
Сокращенная редакция появляется в середине XV в. из переработанной Пространной
редакции.
В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое
положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и
зависимых людей (существовали также промежуточные и переходные категории).
Юридические привилегии (нормы о повышенной - двойной
- ответственности за убийство представителя
привилегированного слоя, об особом порядке наследования недвижимости
- землю- для представителей этого слоя) распространялись на
князей, бояр, княжьих мужей, тиунов, огнищан.
Свободными людьми были и посадские люди, и смерды-общинники, которые
уплачивали налоги и выполняли повинности в пользу государства. Свободный смерд
обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только
сыновьям). Закон защищал личность и имущество смерда.
Существовали, однако, и зависимые смерды, закупы, находившиеся в
кабальной зависимости и наиболее бесправные -
холопы (рабы). Все, чем обладал холоп, являлось собственностью господина.
Закон регулировал источники зависимости (самопродажа, рождение от раба,
совершение преступления и как наиболее частый, хотя в Русской Правде и
неупоминаемый, - плен).
В древнейшей части Русской Правды весьма заметны следы прежних обычаев (право
кровной мести, например, которое только при сыновьях Ярослава было ограничено:
убийство окончательно было заменено денежным штрафом — выкупом). В «Правде
Ярослава» упор сделан на регламентацию наказаний со стороны княжеского суда. В
«Правде» сыновей и внуков Ярослава значительное число статей посвящается уже
княжескому хозяйству, изображая администрацию крупного владения того времени.
Русская Правда, таким образом, - не застывший всеобъемлющий свод законов,
а целая серия разновременных юридических установлений,
постепенно расширяющих круг вопросов, охватываемых ими.
Основная тенденция этой эволюции заключалась в том,
что от княжеского домениального закона Русская Правда
постепенно разрасталась как сборник норм феодального
права вообще.
Даты: 11 в. Источник: Памятники русского
права. М., 1956. Вып. IV. С. 232—261. Опубликовано в INTERNET: 2006, декабрь