Самоосознание Ивана Грозного

" ... Можно без преувеличения сказать, что это был самый начитаннейший москвич 16 века. Круг чтения юного государя был очень широк и одновременно хаотичен: книги Ветхого и Нового заветов, святоотеческая литература, греческая мифология, еврейская, римская, византийская, западноевропейская история, отрывки из русских летописей и многое другое.

Упорно вчитываясь в любимые тексты, Иван постепенно и незаметно создал из них для себя идеальный мир, в котором он успокаивался и отдыхал от житейских страхов и огорчений. Он с любовью созерцал образы ветхозаветных избранников и помазанников божиих - Моисея, Саула, Давида, Соломона. Но в этих образах Иван как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и перенести на себя самого отблеск их света и величия ... Иван был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное Я сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя сделался святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти". (В.О.Ключевский).


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008