Роль митрополита Макария в венчании
Ивана IV на царство
Роль
Макария
в венчании
Ивана IV на царство несомненна. Но при этом
надо иметь в ввиду, что осуществив венчание Ивана Васильевича Макарий
руководствовался прежде всего интересами самой церкви. С его точки
зрения венчанный церковью на христианское царство православный
царь, по примеру древних византийских императоров, юридически и немедленно должен был
взять под свое попечение удовлетворение ближайших и неотложных нужд русской церкви. А
эти нужды определялись тем, что Русская Церковь по глубочайшему убеждению Макария, осталась на
земле единственно чистой выразительницей христианской истины, но в то же время продолжала
страдать и очевидными бытовыми недостатками. Митрополит поэтому считал своей жизненной задачей - с
помощью православного царя исправить эти недостатки и явить миру заключенные в русской церкви
сокровища и добродетели, чтобы она на самом деле стала достойной своего мирового вселенского
призвания.
Участие
церкви в создании идеологии формирующегося самодержавия, конечно не ограничивалась в середине 16
века составлением Макарием чина венчания на царство. Прославлением сотрудничества между монаршей
властью и церковью проникнуты и "Степенная книга" и "Никоновская летопись",
вышедшие также из макарьевского окружения.
В
частности, в "Степенной книге" с целью возвеличивания русского православия, помещено сказание о
посещении Руси апостолом Андреем, причем к рассказу о водружении апостолом в новгородских пределах
жезла, сделан комментарий - что тем самым апостол "прообразоваше
божественным крестом (в Киеве) в рустей земле священное чиноначалие
(т.е. иерархию, церковь), жезлом же прообрази в Руси царское скифетроправление"
В
той же "Степенной книге" затем помещена повесть о Мономаховом
венце или вымышленная история передачи царских регалий и царского сана Владимиру
Всеволодовичу Мономаху греческим императором Константином. В 1552 г. эта повесть была вырезана на затворах царского места,
устроенного в Успенском соборе Кремля.
В
"Никоновской летописи" родословная Ивана IY выводится из римских и византийских императоров:
он в ней предстает не больше не меньше как потомок римского императора Августа. Вся история
возвышения Москвы трактуется в летописи как история возвышения и расцвета находящейся под
божественным покровительством династии Рюриковичей, достойным продолжателем которой является
Иван Васильевич.
Тем самым с венчанием Ивана IY на
царство получает логическое завершение идея "Москвы - Третьего Рима". Однако нужно иметь в виду одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что даже формально
определившись, эта теория ни при Иване IY, ни в последующем не использовалась в качестве
российской государственной доктрины. По своему внутреннему духу она была чужда православному
царству. На языке своего времени это довольно внятно выразил сам Иван Грозный, когда в 1581 г. в
разговоре с папским послом Антонием Поссевино ответил на предложение, приняв унию с Римом,
получить от него помощь в завоевании Константинополя, следующими словами: "Мы в будущем
восприятия малого хотим, а здешнего государства всее вселенные не хотим, что будет ко греху
поползновение".
Таким образом, новый титул - царь, в
сочетании и с без того пышным титулом "Государя и великого князя Московского, Владимирского
и прочих земель", делал его носителя равным по чину императору Священной Римской империи, ставил
выше европейских королей - датского, шведского, французского и многих иных, уравнивал с восточными
соседями - казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.
Гепертрофированное честолюбие Ивана получило величайшее удовлетворение.
Но еще на протяжении многих лет Иван
ощущал внутреннюю неуверенность в своем праве на этот титул, тем более, что на первых порах реальной власти
у него не прибавилось (об этом говорят события 1553 г.), а ближайший сосед - великий князь литовский,
упорно отказывался за Иваном этот титул признавать. Этим объясняется и то, что даже 10 лет спустя после
коронации, Иван IY в 1557 г. отправляет в Константинополь архимандрида
Феодорита с тем, чтобы получить от
вселенского патриарха формальное подтверждение на принятый титул. Богатые подарки сделали свое дело и Иосаф II прислал на Русь в 1562 г. "соборную грамоту", в которой Ивану Васильевичу давалось право "быти
и зватися царем законно и благочестиво". Патриарх объявлял московского государя "царем и
государем православных христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана". И только после этого
Грозный имел достаточное основание, чтобы смотреть на свою власть, как на теократически абсолютную,
сопротивление которой равносильно сопротивлению Богу.
В последующие годы аристократизм
Ивана Грозного разрастался до гигантских размеров: он отказывает в "братстве" шведскому королю
Густаву 1 Вазе из - за его "мужицкого" происхождения, польскому королю
Стефану Баторию колет в глаза его избирательной властью ("Мы, смиренный Иоанн, царь и великий
князь Всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению"). Даже
английской королеве Елизавете 1 (которую он называл "сестрой
любителной, любной") , в момент обострения англо-русских отношений в 70-х годах, он писал:
"...у тебя мимо тебя люди владеют, а не токмо люди, но и мужики торговые... А ты прибываешь в своем
девическом чину, как есть пошлая (т.е. обычная) девица".
Царский
титул укреплял личную власть царя. Благо же подданных вообще не входило в систему ценностей Ивана. Он был
убежден, что нравственный и христианский долг его подданных - служить царю, "а не отметаться своего
работного ига и владычества своего государя", ибо они "от Бога повинные ему рабы", которых
государь волен казнить и жаловать: "А жаловати своих холопей вольны, а и казнить вольны же". В этой
блестящей формуле отчеканена суть самодержавного деспотизма. Так начинался один из самых мрачных
периодов российской истории. Наступало время Ивана Грозного.