Параллельно государству и церковь стремилась обновиться в условиях централизации : с
помощью православного царя устранить накопленные веками собственные недостатки, чтобы на
самом деле стать достойной того мирового вселенского призвания на которое она претендовала.
Но прежде, чем
приступить к критике и исправлению недостатков русской церкви, митрополит Макарий осуществил два
значительных мероприятия: 1) собрал воедино всю известную к тому времени на Руси церковную
литературу и 2) канонизировал всех известных святых русской церкви.
В первом
случае речь идет о создании Макарием и его сподвижниками знаменитых "Великих
Четьих Миней" (от греч. menaios - месячный и древнерусского четий -
предназначенных для чтения) - грандиозный сборник средневековой церковной литературы, содержащим
жития святых, "слова" и поучения отцов церкви (Василия Великого, Григория Назианзина,
Иоанна Златоуста и др.) расположенные по месяцам в соответствии с днями памяти
каждого святого и предназначенных для назидательного чтения на каждый день.
Этот труд,
состоящий из 12 больших иллюстрированных томов и насчитывающий 27 тыс. страниц наряду с каноническими текстами включал
целиком сборники "Пчела", "Златая цепь", "Историю Иудейской
войны" Иосифа Флавия, "Христианскую топографию" Космы Индикоплова, повесть "Валам и Иосаф" и
многие другие оригинальные памятники древнерусской литературы. По сути дела это была
многотомная церковная энциклопедия.
Несмотря на очевидную
компилятивность "Четьих Миней" их составление заняло долгие годы. "Писал есьми, - сообщает Макарий, -
сия святые книги в великом Новгороде, как есьми там был архиепископом, а писал есьми и
собирал и во едино место совокуплял двунадесять лет многим имением и многими различными писари, не щадя
серебра и всяких почестей".
При отсутствии
книгопечатания это собрание не могло иметь прикладного значения, т.к.
было доступно весьма узкому привилегированному кругу лиц, живущих в столице. Но та цель, с
которой Макарий взялся за это дело, была достигнута: русская церковь теперь имела осязаемое
подтверждение своего полного ведения святоотеческой мудрости, и, следовательно, могла считать себя
вправе руководить судьбами православия во всем мире.
Во-вторых,
Макарий при составлении "Четьих Миней" убедился в том, что русская церковь
имеет многочисленный сонм святых угодников, но большая часть их не была торжественно канонизирована,
или чтилась местно. Между тем особое положение русской церкви в новых условиях требовало
торжественного прославления всех русских святых. Сразу после венчания Ивана IV на царство в 1547 г.
митрополит обратил внимание царя на это обстоятельство, в следствии чего в 1547 и 1549 гг. были созваны
церковные соборы и на них были канонизированы 39 святых ( до этого насчитывалось 22 русских
общепочитаемых святых).
Таким образом,
политическое объединение Русского государства нашло свое отражение и
в объединении русской национальной святыни и митрополит Макарий в параллель с князьями-собирателями
Руси может быть назван собирателем русской церкви.
Когда
были приведены в известность и учения и святые русской церкви, то можно было
заняться и другими сторонами ее жизни. Этому и был посвящен собор, открывшийся 23 февраля 1551 г. в
царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам
царь, князья, бояре и думные дьяки. Собору предстояло заняться самыми
различными сторонами церковной жизни - обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства,
унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения
и привилегии церкви. Кроме того, инициаторы реформы намеривались соединить земское строение с "многоразличным
церковным исправлением", чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви.
Стоглавый
собор прежде всего заслушал две речи царя - краткую устную и более обширную
письменную. В устной речи царь молил отцов церкви "не обленитеся изрещи слово к
благочестию единомысленно о православной церкви, нашей христианской вере и о
благосостоянии святых Божиих церквей и о нашем благочестивом царствовании". В письменной речи
он, как и в речи на Земском соборе 1549 г., каялся в грехах и призывал к тому
же всю землю.