В этой схеме России отводилась роль страны "догоняющего
развития". Так сложилась схема линейного развития истории с "передовыми" и
"отсталыми" народами.
В основе всех учебников, множества исторических трудов, изданных
нашей стране в советское время, лежит историко-материалистическая концепция
понимания истории. Под схему линейного развития истории, закономерности смены
общественно-экономических формаций большевики подводили факты российской
действительности с соответствующим объяснением: Россия в силу своеобразия
развития призвана политически и экономически догнать и перегнать Западные
страны. В основе смены формаций лежит экономико-социальный детерминизм,
противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных
отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства.
Главной движущей силой исторического прогресса,
носителем экономических закономерностей
марксисты объявили социальный антогонизм
- бескомпромиссную классовую борьбу между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а
руководителем угнетенных (при капитализме) - пролетариат. Орудием
построения социализма, являлось по их мнению, государство диктатуры
пролетариата. Применительно к преподаванию эта интерпретация весьма выгодна. Она
дает возможность легко отделить главное от второстепенного, повод от причин,
позволяет прочертить "генеральную линию". В рамках такой системы вполне
логично выглядит следующая мысль: "Нужно прояснить основные линии понимания
истории, тогда как современное преподавание представляет собой лишь факты, даты,
имена, самое же главное вообще не преподается... А ведь надо прочертить основные
направления эволюции". Вот только заканчиваются эти рассуждения неожиданно:
"...История должна быть сгруппирована вокруг понятия расы, греческая и римская
история необходимы, но при условии, что они будут вписаны в контекст
истории арийского расового сообщества". (А. Гитлер).
Это высказывание приведено здесь не в целях компрометации
марксизма. Одномерно ориентированное сознание, склонное к насаждению
генерального направления, высшего смысла истории, в принципе может легко
заменить звенья в цепочке объяснения, переставить знаки ценностных
характеристик. Лишь бы одна целостная философия истории обязательно сменялась
другой, чтобы истина каждый раз была единственной, отрицающей прежний и всякий
иной подходы. Негативные последствия господства таких систем вполне очевидны.
Так может быть отказаться от обобщений и оценок, изучать
только факты ? Или декларировать отказ от монизма и культивировать равноправие
всех фактов ? Ни то, ни другое неосуществимо. Наше сознание устроено так, что и
при изучении и тем более при преподавании истории трудно уйти от обобщений, как
трудно и обеспечить равноправие всех фактов.
Каждый автор все равно будет отдавать предпочтение какому-то
одному подходу. Выход из этого тупика - отказ от абсолютизации какого-то одного
подхода. Можно и нужно искать в прошлом некие закономерности, группировать
изучаемые объекты, иметь свою точку зрения, только не забывать при этом, что это
не универсальный метод, а всего лишь ракурс, подход, позволяющий лучше выявить
определенную регулярность в многообразии прошлого. К сожалению, в современных
условиях указанное выше пожелание практически не реализуется. По-прежнему в
изучении истории в нашей стране (по крайней мере в государственной школе)
линейная интерпретация с упором на марксово видение исторического процесса
доминирует.
Существенно видоизмененная (изъята "живая душа марксизма" - учение
о классах и классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности победы
коммунизма), после августовских событий 1991 года, всемирно-историческая
линейная интерпретация продолжает являться базовой и в современной отечественной
исторической науке. В соответствии с ней с 1993 года строятся учебные курсы,
определяются государственные стандарты (программы), выдаются сертификаты на
право преподавания истории.