Политическая направленность подобных
рассуждений в наши дни вполне очевидна. Тем не менее именно в княжение Ивана
Васильевича происходит первоначальное оформление доктрины первопреемства Москвы
от Константинополя. Уже затем, на протяжении почти двух столетий, эта доктрина
будет развиваться и видоизменяться, чтобы в конце - концов во время Петра
Великого быть поглощенной имперской идеей.
Дело в том, что брак Софии с великим русским князем имел
значение передачи наследственных прав потомства Палеологов русскому
великокняжескому дому. И вовсе не важно, что один из братьев Софии Андрей в
духовном завещании "отказал" (а скорее всего продал) свои права на Восточную
Римскую империю не Ивану III, а государям Кастилии Фердинанду и Елизавете. В
глазах русских князей передача прав византийских православных монархов
какому-нибудь королю - латиняну не могла казаться законной, и в этом случае
гораздо более права представлялось за Софиею, которая оставалась верна
православию, была супругой православного государя, должна была сделаться и
сделалась матерью и праматерью его преемников.
Не следует, однако, преувеличивать значение личности Софии: если бы ее
вовсе не было при московском дворе, все равно московский великий князь осознал
бы свою силу и полновластие. К этому вел весь ход российской истории. заносное
поверие ни как не смогло бы укорениться на российской почве, не найди оно
благодарного приема у того человеческого свойства, которое издревле считается
корнем всех пороков - гордости. Это свойство, пожалуй, в равной степени было
свойственно как государю, так и подданным в 15 веке. "Великий князь, - пишет
Платонов, - изменил свое обращение с окружающими: стал держать себя не так
просто и доступно, как прежде, требовал знаков почтения к себе, стал взыскателен
и легко опалялся н бояр". Что касается народа, то ему все больше и больше
становится свойственна "мессианская идея, которая проходит через всю русскую
историю вплоть до коммунизма. Русское религиозное призвание связывалось народом
с величием русского государства и исключительным значением русского царя" (Л. Бердяев).
Даже среди темного народа пошли фантастические легенды, связывающие деревянный
город на Москве - реке со смутно понимаемыми событиями библейской и античной
истории.
Вне всякого сомнения очень скоро нашлись и "теоретики" из числа
тогдашних публицистов, которые облекли смутно ощущаемое московским государем
величие в литературные формы. Московский митрополит Зосима первым в своем
извещении о пасхалии на восьмую тысячу лет (1493) назвал князя Ивана Васильевича
"новым Константином" - "новому граду Москве". Свое классическое завершение идея
"Москвы - Третьего Рима" получает в
"Послании Мисюрю Мунехину на звездочетцев"
старца Спасо - Елизарова Великопустынного монастыря Филофея (начало 16 века):
"... вся христианские царства приидоша в конец и снидошася во едино царство
нашего государя, по пророческим книгам, то есть росеское царство: два убо Рима
падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".