Слободой на Руси издавна называли поселения, получавшие льготы от феодала, заинтересованного в увеличении числа своих подданных. По выражению крупного историка Москвы.
И.Е.
Забелина, слобода была “растительною клеточкой” города. Первая иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе московском Василии III (1505-1533). Характерное название “Налейка” отражало привычки поселившихся там наемников из Литвы, Германии, Англии, Италии... Во второй половине XVI века иноземная слобода появилась на Яузе. Ее заселили наемники шотландцы и захваченные во время Ливонской войны пленные. По протекавшему там ручью слободу назвали Кукуем. Жители ее быстро богатели на продаже вина и пива, специально разрешенной им Иваном Грозным, несмотря на жалобы москвичей и митрополита, выступавших против спаивания народа. Слобода погибла в огне Смутного времени. и в 1620—1630-х годах иноземцы расселялись по всему городу. образовывая кое-где новые слободы. Так, выходцы из Полыни селились на Панской улице в Замоскворечье и Старопанской улице близ Кривогрузинского переулка: они быстро принимали православие и сливались с местным населением. В Греческой слободе на Николо - Ямской улице жили бежавшие от османского владычества греки. Татарская и Грузинская слободы собирали к себе мусульман и приезжавших с Кавказа христиан. В 1671 году за Сретенскими воротами, позади Земляного вала, расположилась Мещанская слобода, населенная в основном выходцами и отпущенными на волю пленными 113 белорусских и польско-литовских городов. Жители слобод подчинялись общерусским законам, но имели и некоторое самоуправление.
В XVII веке жестокие религиозные войны и католическая реакция заставляли многих лютеран и кальвинистов искать спокойной жизни в Москве, где они пользовались относительной свободой вероисповедания и открыто отправляли свои богослужения. Осенью 1652 года, после опустошивших Москву пожаров, по указу царя Алексея Михайловича “Афанасий Иванов Нестеров да дьяки Федор Иванов и Богдан Арефьев строили новую Иноземскую слободу за Покровскими воротами, за Земляным городом, подле Яузы реки [район современных Бауманских улиц - В.Щ.]
. где были наперед сего немецкие дворы при прежних великих государях”. В Немецкой слободе, или Кукуе. собрались почти все протестанты и множество католиков (которые в 1680-х годах тоже получили разрешение на богослужение в костеле). Лишь немногие иноземцы -- богатейшие купцы, царские врачи и мастера продолжали жить в центре столицы.
Иноземцы тесно общались с русским населением (
бояринА.С.
Матвеев, глава правительства при Алексее Михайловиче, например, был женат на леди Гамильтон), но в слободе имели свои обычаи, о которых заезжие иностранцы отзывались дурно: улицы в отличие от московских оставались
немощеными, нравы - разгульными. Среди приезжих было немало людей знающих и
добросовестных. Но большей частью - всякие проходимцы, искатели наживы и приключений,
плохо знающие свое ремесло, а то и просто неграмотные. От иноземцев русские
перенимали навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра,
военного и металлургического производства, в иных ремеслах и художествах.