На всем пространстве Европейской России, и преимущественно на юге, близ
Черного моря, находится достаточно «древностей», то есть памятников,
оставшихся от древнейшего населения России в виде отдельных погребальных
насыпей (курганов) и целых кладбищ (могильников), развалин городов и
укреплений («городищ»), различных предметов быта (посуды, монет, драгоценных
украшений). Наука об этих древностях (археология) успела определить, каким
именно народностям принадлежат те или другие предметы древности. Древнейшие из
них и самые замечательные суть памятники греческие и скифские. Из истории
древней Эллады известно, что на северных берегах Черного моря (или Евксинского
Понта, как называли его греки) возникло много греческих колоний, по
преимуществу на устьях больших рек и при удобных морских бухтах. Из этих
колоний наиболее известны: Олъвия при устье р. Буга, Херсонес (по - старорусски
Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей на месте нынешней
Керчи, Фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устьях р. Дона. Колонизуя
морское побережье, древние греки обыкновенно не удалялись от морского берега
вглубь страны, а предпочитали привлекать туземцев на свои береговые рынки. На
Черноморских берегах было то же самое: названные города не распространили
своих владений внутрь материка, но тем не менее подчинили местных жителей
своему культурному влиянию и привлекли их к оживленному торговому обмену. От
туземцев - «варваров», которых греки называли скифами, они приобретали местные
продукты, главным образом хлеб и рыбу, и отправляли в Элладу; а взамен
продавали туземцам предметы греческого производства (ткани, вино, масло,
предметы
роскоши).
Торговля сблизила греков с туземцами настолько, что образовались
смешанные так называемые «эллино-скифские» поселения, а в Пантикапее возникло
даже значительное государство, называемое Боспорским (от имени пролива Боспора
Киммерийского). Под властью Боспорских царей объединились некоторые греческие
города побережья и туземные племена, жившие у моря от до предгорий
Кавказа. Боспорское царство и города Херсонес и Ольвия. достигли значительного
процветания и оставили после себя ряд замечательных памятников. Раскопки,
предпринятые в Керчи (на месте древнего Пантикапея), в Херсонесе и Ольвии,
открыли остатки городских укреплений и улиц, отдельных жилищ и храмов
(языческой и позднейшей, христианской поры). В погребальных склепах этих
городов (а также и в степных курганах) обнаружено много предметов; греческого
искусства, иногда высокой художественной ценности. Золотые украшения тончайшей
работы и роскошные вазы, добытые этими раскопками, составляют лучшее в мире,
по художественному значению и по количеству предметов, собрание Императорского
Эрмитажа в Петрограде. Рядом с типичными вещами афинской работы (например,
расписные вазы с рисунками на греческие темы) встречаются в этом собрании
предметы, сработанные греческими мастерами на местный фасон, по-видимому, по
заказу местных «варваров». Так, золотые ножны, сделанные для скифского меча,
не похожего на греческие мечи, украшались чисто греческим орнаментом по вкусу
мастера-грека. Металлические или глиняные вазы, сделанные по греческим
образцам, снабжались иногда рисунками не греческого характера, а скифского,
«варварского»: на них изображались фигуры туземцев и сцены из скифского быта.
Две такие вазы пользуются всемирною известностью. Одна из них, золотая, вырыта
из склепа в кургане Куль - Оба около г. Керчи; другая, серебряная, оказалась в
большом кургане близ местечка Никополя на нижнем Днепре у речки Чертомлыка. На
обеих вазах художественно представлены целые группы скифов в их национальной
одежде и вооружении. Таким образом, греческое искусство служило здесь вкусам
местных «варваров».
Для нас это обстоятельство важно потому, что мы получаем
возможность непосредственно познакомиться с внешним видом тех скифов, с
которыми имели дело греки на Черноморском побережье. В превосходно изваянных
или нарисованных греческими мастерами фигурах скифских воинов и наездников мы
отчетливо различаем черты арийского племени и всего скорее иранской его ветви.
Из описаний скифского быта, оставленных греческими писателями, и из скифских
погребений, раскопанных археологами, можно сделать тот же вывод. Греческий
историк Геродот (V в. до Р. Хр.), рассказывая о скифах, делит их на много
племен и различает между ними кочевников и земледельцев. Первых он помещает
ближе к морю — в степях, а вторых севернее — примерно на среднем течении
Днепра. Земледелие было настолько развито у некоторых скифских племен, что они
торговали зерном, доставляя его в громадном количестве в греческие города для
отправки в Элладу. Известно, например, что Аттика получала половину
необходимого ей количества хлеба именно от скифов через Боспорское царство.
Тех скифов, которые торговали с греками, и тех, которые кочевали вблизи от
моря, греки более или менее знали, и потому Геродот дает о них любопытные и
основательные сведения. Те же племена, которые жили в глубине нынешней России,
грекам не были известны, и у Геродота мы читаем о них баснословные рассказы,
которым невозможно верить.
Ко времени Р. Хр. вместо скифов в соседстве греческих колоний в
южной Руси оказываются сарматы, аланы и роксаланы. О них известно очень мало;
но, по-видимому, все эти племена принадлежали к тому же самому иранскому
корню, к какому принадлежали и более ранние скифы. Уступив со временем свои
места другим племенам, эти иранцы удержались лишь в Кавказских горах, где
теперь известны под именем осетин. На северных же берегах Черного моря вместо
них пытались утвердиться во II—III вв. по Р. Хр. германские племена, известные
под общим названием готов. (Они пришли с низовьев Вислы, с южного побережья
Балтийского моря, подчинили себе все Черноморье от Дуная до Дона и держали в
страхе жителей восточной Римской империи своими набегами, по морю и суше, на
Малую Азию и Балканский полуостров. В IV ст. готы сравнительно успокоились под
влиянием христианского учения, проповеданного у них епископом их Вульфилою
(или Ульфшюю). В то время они делились на два главных племени: вестготов
(тервинги) — на Дунае и Днестре и остготов (грейтунги) — на Днепре. — Прим.
авт.) Из среды готов вышел в середине IV в. вождь, объединивший в одно
«царство» не только готские племена, но и соседние с ними народцы (вероятно,
финские и славянские). Это был Германрих, при котором готам пришлось испытать
нашествие
гуннов и затем начать переселение на запад.
Нашествием гуннов открывается ряд последовательных азиатских
вторжений в Россию и Европу. Монгольская орда гуннов, постепенно
придвигаясь с востока к Дону, в 375 г. обрушилась на готов, разгромила Готское
царство и увлекла с собою готские племена на запад. Гонимые гуннами готы
перешли в пределы Римской империи; а гунны, овладев Черноморьем и кочуя между
Волгою и Дунаем, образовали пространное государство, в котором соединилось
много покоренных ими племен. Позднее, в V в., гунны продвинулись еще более на
запад и основались в нынешней Венгрии, откуда доходили в своих набегах до
Константинополя и до нынешней Франции. После их знаменитого вождя Аттилы, во
второй половине V в., сила гуннов была сломлена междоусобиями в их среде и
восстаниями подчиненных им племен. Гунны были отброшены на восток за Днепр, и
самое их государство исчезло. Вместо гуннов из Азии в VI в. появилось новое
монгольское племя — авары. Оно заняло те же места, на которых сидели ранее
гунны, и держалось в Черноморье и на Венгерской равнине (до конца VIII в.),
угнетая покоренные европейские племена (в том числе и русских славян), пока в
свою очередь аваров не истребили германцы и славяне. Падение аварского
могущества совершилось так быстро и решительно, что у славян послужило
предметом особой поговорки: русский летописец, называвший аваров обрами,
говорит, что из них в живых не осталось ни одного: «и есть притча в Руси до
сего дни: погибоша аки обри». Но обры погибли, а на их месте появились с
востока еще новые орды все того же монгольского корня, именно — угров (или
венгров) и хозар. Угры после некоторых передвижений в южной России заняли
нынешнюю Венгрию; а хозары основали обширное государство от Кавказских гор до
Волги и до среднего Днепра. Однако движение народов с востока не
остановилось и после образования Хозарской державы: за хозарами в южнорусских
степях появились новые азиатские народы тюрко-татарского племени — это были
печенеги, торки, половцы и позднее всех (в XIII в.) татары.
Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия южные
степи нынешней России были предметом спора пришлых племен: готы сменялись
гуннами, гунны — аварами, авары — уграми и хозарами, хозары — печенегами,
печенеги — половцами, половцы — татарами. Начиная с гуннов Азия посылала на
Европу одно кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ в северное
Черноморье, кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в степной
полосе, удобной для кочевья, и не заходили далеко на север, в лесные
пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от окончательного
разгрома пришлых орд постоянное местное население, состоявшее главным образом
из славян и финнов.