Что
касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были,
по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов и
склавен были известны еще в готские и гуннские времена. Отсюда славяне
разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи,
моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная; ветвь славян пришла
на Днепр, вероятно, еще в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера
Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян (§1) вблизи Карпат остались
хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались
на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи
перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели
продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на
верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли систему озера
Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных
окраинах своих новых поселений, славяне пришли в непосредственную близость с
финскими племенами, литовскими племенами и хозарами.
Самым диким из соседивших со славянами племен было финское племя,
составляющее, по-видимому, одну из отраслей монгольской расы. В пределах
нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию
как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь
на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса,
вотяки, зыряне и мн. др.), финны занимали своими редкими и малыми поселениями
лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого
внутреннего устройства, финские звероловческие народцы оставались в
первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли.
Они или быстро подчинялись более культурным пришельцам и сливались с ними, или
же без заметной борьбы уступали им свои владения и уходили от них на север или
восток. Таким образом, с постепенным расселением славян в средней и северной
России масса финских земель переходила к славянам и в славянское население
мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где
финские, жрецы-шаманы (по старому русскому названию, «волхвы» и «кудесники»)
поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта
борьба неизменно кончалась победою славянства, и начавшееся в VIII—IX вв.
обрусение финнов неуклонно продолжалось и продолжается еще до наших дней.
Одновременно с славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие
на них со стороны болгар волжских (тюркского народа, названного волжским в
отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовья Волги к устьям Камы, кочевые
болгары основались здесь и, не довольствуясь кочевьями, построили города, в
которых началась оживленная торговля. Арабские и хозарские купцы привозили
сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши
и пр.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме
и верхней Волге. Сношения с арабами и хозарами распространили между болгарами
магометанство и некоторую образованность. Главные болгарские города (в
особенности город Болгар, или Булгар, на самой Волге) стали очень влиятельными
центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами.
Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с
болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении
волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хозар, они
имели, однако, особого хана и подчиненных ему царьков или князей. С падением
Хозарского царства болгары существовали самостоятельно, но много терпели от
русских и были окончательно разорены в XIII в. татарами (их потомки, чуваши,
представляют теперь слабое и малоразвитое племя).
Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие
особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.)
заселяли те места, на которых позднее их застали славяне. Поселения литовцев
занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от Балтийского моря
доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед
славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Западной Двине, в дремучих
лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго сохранили свой первоначальный
быт. Племена их не были объединены; они делились на отдельные роды и взаимно
враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкун —
бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне
развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах
теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия,
ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и
божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась
гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их
ниже славян и заставляли литву уступать славянам те литовские земли, на
которые направлялась русская колонизация. Там же, где литовцы непосредственно
соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.
По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне
чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с
хозарами. Кочевое тюркское племя хозар прочно осело на Кавказе и в южнорусских
степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и
торговлей. Зиму хозары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к
своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хозар пролегали
торговые пути из Европы в Азию, то хозарские города, стоявшие на этих путях,
получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны
столичный город Итиль на нижней Волге, Семендер на Кавказе и крепость Саркел
(по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были важными рынками, на
которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились
магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и еврейства было
особенно сильно среди хозар; хозарский хан («каган», или «хакан») со своим
двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространено
магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое разноверие
вело к веротерпимости и привлекало к хозарам поселенцев из многих стран. Когда
в VIII ст. некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были
покорены хозарами, это хозарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло
для славян легкий доступ на хозарские рынки и втянуло русских в торговлю с
Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных
местностях России, свидетельствуют о развитии этой восточной торговли в VIII—X
вв. В эти именно века Русь находилась сначала под прямой хозарской властью, а
затем под значительным хозарским влиянием. В X же веке, когда хозары ослабели
от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские стали сами
нападать на хозар и много способствовали падению Хозарского государства.
К числу соседей и сожителей русских славян принадлежали варяги. Они
жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов»
(«варангов», «варингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы,
скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны.
Такие выходцы стали появляться в IX в. среди славянских племен, на Волхове и
Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они
торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же
просто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что именно
заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить на чужбине; в ту
эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в
среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже
Италию. Среди же русских славян с середины IX ст. варягов было так много и к
ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских
славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих
врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян,
то славяне прогоняли варягов «за море», на их родину. При тесном общении
славян с варягами можно было бы ожидать влияния варягов на славянский быт. Но
большого влияния их, по-видимому, не было, потому что в культурном отношении
варяги не были выше славянского населения той эпохи.