В первое время своей жизни на Днепре и Ильмене русские славяне сохраняли у
себя патриархальный племенной быт. Они делились на известные уже нам племена;
племя же состояло из родов, и, по старому выражению, жили наши предки «каждый
с своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим». Под именем рода
разумелась совокупность родственных друг другу семей, живших вместе, владевших
общею собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины
имели большую власть каждый в своем роде; а сойдясь вместе на совет (вече),
они решали дела за все свое племя. Но так бывало только в особо важных
случаях, например, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С
течением же времени, когда племена и роды расселялись на больших
пространствах, не только ослабевала связь между родами, но распадались и самые
роды, делясь на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья на просторе
заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и
промышляла в лесах. Общая родовая собственность заменялась собственностью
семейною. Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог
управлять сразу всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны
на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной
семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи переставали
чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел
уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева
известной округи, и родные друг другу, и не родные одинаково. Соединенные
одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и
избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Таким образом, древнейшее
родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли
входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным
племенам. Так бывало в тех местах, где соседили друг с другом различные
племена, или же в тех местах, куда одновременно шла колонизация от нескольких
племен (например, в верхнем Поволжье, которое заселялось и от кривичей, и от
вятичей).
С развитием по русским рекам торгового движения к черноморским и
каспийским рынкам в земле славян стали возникать большие города. Такими были:
Киев — у полян, Чернигов — у северян, Любеч — у радимичей, Смоленск и Полоцк —
у кривичей, Новгород — у ильменских славян и др. Подобные города служили
сборными пунктами для купцов и складочными местами для товаров. В них
встречались торговые иноземцы, варяги по преимуществу, с местными
промышленниками и торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны
и направлялись по торговым путям на хозарские и греческие рынки. Охрана
товаров в складах и на путях требовала вооруженной силы; поэтому в городах
образовались военные дружины, или товарищества, в состав которых входили
свободные и сильные люди (витязи) разных народностей, всего чаще варяги. Во
главе таких дружин стояли обыкновенно варяжские предводители -конунги
(по-славянски конунг — князь). Они или сами торговали, охраняя оружием свои
товары, или нанимались на службу в городах и оберегали города и городские
торговые караваны; или же, наконец, конунги захватывали власть в городах и
становились городскими владетельными князьями. А так как городу обыкновенно
подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое
княжество, более или менее значительное по своему пространству. Предание
говорит, что такие варяжские княжества были основаны, например, Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Княжеская власть
возникала у русских славян и независимо от варяжских конунгов; так, у древлян
был свой местный князь, по имени Мал ("бе бо имя ему Мал, князю Деревьску»
-
говорит современник).
Появление городов, а с ними торговых иноземцев и военных дружин на
Руси колебало старый племенной быт русских племен еще больше, чем расселение
на новых местах. Люди, собиравшиеся в города из разных мест, выходили из своих
родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иного рода
сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании,
обращались в городских промышленников. Вместо патриархального соединения
родичей нарождались общественные классы в нашем смысле слова: людей военных,
торговых, промышленных, которые зависели уже не от родовладык, а от городских
властей — князей и хозяев. И те люди, которые оставались в волостях на своих
пашнях и лесных угодьях, тоже чувствовали на себе влияние городов с их
торговлею и промыслами. В прежнее патриархальное время каждый род и даже
каждая семья, жившая особым двором, имели свое обособленное хозяйство. Каждый
для себя пахал землю и охотился, сам себя обстраивал своим лесом, одевался и
обувался в ткани и кожи своего собственного изделия; каждый сам для себя
изготовлял все необходимые орудия. Обыкновенно со стороны ничего не покупалось
и на сторону не продавалось. Запасалось и готовилось впрок только то, что
необходимо было для своей семьи или рода. Такое хозяйство, независимое от
других и не знающее торгового обмена продуктов, называется «натуральным».
Когда на Руси развилась торговля и выросли города, на городские рынки стал
требоваться товар - всего более мед, воск и меха, ставшие главными предметами
русского вывоза. Эти предметы добывались в лесах деревенским людом. Под
влиянием спроса из городов их стали добывать уже не только для себя, но и на
продажу. Из предметов домашнего потребления они обратились в товар: их меняли
на другие товары или продавали на деньги, которых раньше не знали. Где прежде
все необходимое производили сами для себя и сами же потребляли, там понемногу
начали многое покупать со стороны и запасать товары для продажи или копить
доходы за проданные товары (иначе говоря, стали образовывать капиталы). Вместо
натурального хозяйства начиналось денежное.
Так постепенно изменялась жизнь наших предков. Из патриархального
родового и племенного быта славяне постепенно переходили к общинному
устройству и соединялись под влиянием главных «старейших» городов в волости,
или княжества, в которых объединяли людей уже не родственные отношения, а
гражданские и государственные.
Когда отдельные городские и племенные волости и княжества собрались
вместе и объединились под одною государственною властью, тогда началось
Русское государство.