§ 6. Летописное предание о призвании варяжских князей.
Как и когда началась государственная жизнь у русских славян, наши предки не
помнили. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и
записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще, и русских
в частности, и стали искать справок в греческих исторических сочинениях
(византийских «хрониках»), переведенных на славянский язык. Собрание таких
народных преданий в соединении с выписками из греческих хроник было сделано в
Киеве в XI в. и составило особую повесть о начале русского государства и о
первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по годам (считая
годы, или «лета», от сотворения мира) и доведен до 1074 г., до того времени,
когда жил сам «летописец», то есть составитель этой начальной летописи. По
старинному преданию, первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря
Нестор. На «начальной летописи» дело не остановилось: ее несколько раз
переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и
исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Так
получился в начале XII в. Киевский летописный свод, составителем которого был
игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Его свод, носивший название
«повесть временных лет», переписывался в разных городах и также дополнялся
летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и
т.д. Число летописных сводов постепенно возросло; всякая местность имела своих
особых летописцев, которые начинали свой труд «повестью временных лет», а
продолжали его каждый по-своему, излагая историю главным образом своей земли и
своего города.
Так как начало разных летописных сводов было одинаково, то
приблизительно одинаков был везде и рассказ о начале государства на Руси. Этот
рассказ таков.
В былое время варяги, приходя «из замория», брали дань с
Новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. И вот данники
восстали на варягов, прогнали их за море, стали сами собою владеть и ставить
города. Но между ними начались усобицы, и встал город на город, и не стало в
них правды.
И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил у
них справедливый порядок. Они отправились в 862 г. за море к варягам-руси
(потому, что, по мнению летописца, это варяжское племя называлось русью также,
как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, англами, готами)
и сказали руси: «Земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней
нет: пойдите княжить и владеть нами». И вызвались три брата с своими
родами и с дружиною (летописец думал, что они взяли с собою даже все племя
русь). Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой — Синеус — на
Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске (близ Пскова). По смерти Синеуса и
Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже
и в Киеве, и в Новгороде. Так
произошла династия, объединившая под своею
властью племена русских славян.
В предании летописи не все ясно и достоверно. Во-первых, по
рассказу летописи, Рюрик с варяжским племенем русью пришел в Новгород в 862 г.
Между тем известно, что сильное племярусь. воевало с греками на Черном море
лет на 20 раньше, а на самый Царьград (Константинополь) русь в первый раз
напала в июне 860 г. Стало быть, хронология в летописи неверна, и год
основания княжества в Новгороде летописью указан неточно. Произошло это
потому, что годы в летописном тексте ставились уже после того, как была
составлена повесть о начале Руси, и ставились по догадкам, воспоминаниям и
приблизительным вычислениям. Во-вторых, по летописи выходит так, чторусь была
одним из варяжских, то есть скандинавских, племен. Между тем известно, что
греки не смешивали знакомое им племя русь с варягами; также и арабы,
торговавшие на Каспийском побережье, знали племя русь и отличали его от
варягов, которых они звали «варангами». Стало быть, летописное предание,
признав русь за одно из варяжских племен, сделало какую-то ошибку или
неточность. (Ученые давно, еще в XVIII в., заинтересовались рассказом летописи
о призвании варягов-руси и толковали его различно. Одни (академик Байер и его
последователи) под варягами правильно подразумевали норманнов, а доверяя
летописи в том, что «русь» было племя варяжское, они и «русь» почитали
норманскою. Против такого взгляда тогда же вооружился знаменитый М.В. Ломоносов.
Он различал варягов и «русь» и производил «русь» из Пруссии, население которой
считал славянским. Оба эти взгляда перешли в XIX в. и создали две ученых
школы: норманскую и славянскую. Первая остается при старом убеждении, что
«русью» назывались варяги, появившиеся в IX в. среди славянских племен на
Днепре и давшие свое имя славянскому княжеству в Киеве. Вторая школа считает
название «русь» местным, славянским, и думает, что оно принадлежало отдаленным
предкам славян — роксаланам, или россаланам, жившим у Черного моря еще, в
эпоху Римской империи. (Наиболее яркими представителями этих школ в последнее
время были: норманской —
М.П. Погодин и славянской — И.Е.Забелин.) ; Всего правильнее будет представлять
себе дело так, что «русью» в древности наши предки называли не отдельное
варяжское племя, ибо такого и не было, а варяжские дружины вообще. Как
славянское название «сумь» означало тех финнов, которые сами себя звали
Suomi, так у славян название «русь» означало прежде
всего тех заморских варягов-шведов, которых финны звали Ruotsi Это название «русь» ходило среди славян одинаково с
названием «варяги», чем и объясняется их соединение у летописца в одно
выражение «варяги-русь». Образованные заморскими выходцами-варягами среди
славян княжества стали зваться «русскими», а дружины «русских» князей от
славян получили название «руси». Так как эти русские дружины действовали везде
вместе с подчиненными им славянами, то название «русь» постепенно перешло и на
славян, и на их страну. Греки варягами звали только тех северных
выходцев-норманнов, которые поступали к ним на службу. Русью же греки звали
большой и сильный народ, в составе которого были и славяне, и норманны и
который жил вблизи Черного моря. — Прим. авт.) Заметим, что когда в летописи речь идет
о стране, то Русью называется Киевская область и вообще области, подвластные
киевским князьям, то есть славянская земля. Когда же в летописи и у греческих
писателей речь идет о людях, то русью называются не славяне, а норманны, а
русским языком называется не славянский, а норманский. В тексте летописи
приводятся имена послов от киевских князей в Грецию; эти послы — «от рода
русского», и их имена не славянские, а норманские (таких имен известно почти
сто). Греческий писатель император Константин Багрянородный (Порфирогенит)
приводит в своем сочинении «Об управлении Византийской империи» названия
порогов на р. Днепре «по-славянски» и «по-русски»: славянские названия близки
к нашему языку, а «русские» названия суть чисто скандинавского корня. Значит,
люди, называвшиеся русью, говорили по-скандинавски и принадлежали к
северногерманским племенам (были «gentis Sueonum»,
как сказал один немецкий летописец IX в.); а страна, которую звали Русью по
имени этих людей, была страною славянскою. Среди днепровских славян русь появилась
в первой половине IX в. Еще раньше, чем потомство Рюрика перешло княжить из
Новгорода в Киев, в Киеве уже были варяжские князья, нападавшие отсюда на
Византию (860). С появлением же в Киеве новгородских князей Киев стал
средоточием всей Руси.