§ 11. Летописное предание о крещении князя Владимира.
О том,
как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало
много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что
князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городке Василёве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в
Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город
у греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись
такие предания об этом событии:
Пришли (говорит он) к Владимиру (986) сначала волжские болгары, похваляя свое
магометанство, затем немцы от римского папы, затем хозарские евреи с
проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением.
Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех
отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами
и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир
своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что
более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере.
Советники дали мысль князю по слать в разные страны своих послов посмотреть,
«кто како служит Богу». Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в
Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения.
Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в
язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело.
Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?» А они согласно
ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с
войсками на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал
обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь
еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на
них и требуя за себя замуж их сестру
Анну Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», то есть
за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в
Корсунь сестру свою и с нею духовенство, которое крестило русского князя и
венчало его с царевною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно
исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им
Корсунь возвратился с православным духовенством в Киев и крестил
всю Русь в православную греческую веру.
Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в одну повесть
разные предания: 1) предание о том, что Владимиру предлагали свою веру
болгары, хозары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; 2) предание о
том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и
физическою слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и
телесными очами, и 3) предание о том, что для принятия греческой веры Владимир
счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы
завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.
По сказаниям греков и арабов вот что известно о походе Владимира на Корсунь:
В то время в Византийской империи произошло восстание войска под
предводительством полководца Варды - Фоки. Греческое правительство, не
располагая силами, искало помощи у Киевского князя Владимира. Союз был
заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за
что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался принять
христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен, и
Варда - Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих
обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и
взял Корсунь, главный греческий город в Крыму, и настоял на исполнении греками
договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где
именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, — в 988 или в 989
году, — точно неизвестно.
Возвратившись из Корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир
начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на
берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты
наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в
других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию,
новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в
Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей)
язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и
по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с
новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.