Крещение
Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований.
Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в
проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.
Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит,
поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены
подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их
дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и
устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему
епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита
простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с
христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни
слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на
познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на
доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили их
славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык
этих книг был вполне понятен русским, и «книжное учение» было поэтому
незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с
учителями-священниками и появляются книжники-любители просвещения, собиравшие
и переписывавшие книги. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили
подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании
особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси в болгарском
переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правила
Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных
Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и
монастыри вели хозяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и
законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были
приняты в Греции.
Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти,
новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые
землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все
новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило
проводником византийского влияния на Русь. Для того, чтобы понять, как именно
сказывалось это влияние, необходимо несколько ознакомиться с теми чертами
общественного быта Руси в дохристианское время, которые наиболее характеризуют
патриархальность тогдашних общественных отношений.