§ 91. Люблинская уния 1569 г.; ее значение и следствия.
Мы видели, что,
несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от
Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили
великие князья-католики и поддерживала литовская шляхта, которой было выгодно
водворить в Литовском княжестве польские порядки. Напротив, за сохранение старой самобытности в Литве стояла литовская
аристократия, православные князья и паны. Испытывая притеснения со стороны своих
католических государей, они или уходили в подданство московских князей (§51), или
же отстаивали свою веру, свой права и самобытность своего государства на
"сеймах" , то есть на
съездах панов и шляхты на которых решались важнейшие государственные дела. До
середины XVI ст., несмотря на усиление польского влияния в литовском обществе,
литовской знати удавалось отстаивать самобытность и самостоятельность
княжества от всяких попыток со стороны Польши усилить унию и крепче привязать
Литву к Польской короне.
Обстоятельства изменились в середине XVI в. Литва вступила в войну с Москвою
из-за Ливонии (§62) и вела ее очень неудачно Иван Грозный взял Полоцк,
опустошил добрую половину Литовского княжества и угрожал дальнейшими
завоеваниями. В прежнее время литовская знать сама охотно шла под московскую
власть; теперь же князья и паны литовские страшились и ненавидели Ивана
Грозного за его жестокости против бояр и не желали ему подчиниться, боясь его
опричнины. Они поэтому искали помощи против Москвы у Польши, а польское
правительство воспользовалось этим в своих видах.
В то время королем Польским и великим князем Литовским был бездетный Сигизмунд
II Август. С его смертью прекращался род Ягайловичей (Ягеллонов) и возникал
вопрос о судьбе престолов Польского и Литовского. До сих пор уния Литвы с
Польшей была династическою: сохранится ли она, когда прекратится самая
династия? Останутся ли государства в прежнем соединении или уния будет
отменена? Король Сигизмунд - Август и польское правительство желали полного
соединения Короны (то есть Польши) с Княжеством (то есть Литвою) навеки в одно
государство. Пользуясь затруднительным положением Литвы, потерявшей Полоцк, и
страхом литовского панства перед Грозным, король и поляки стали настойчиво
проводить мысль о вечной унии на общих сеймах литовской и польской знати и
шляхты. До 1569 г. Литва сопротивлялась. Но в 1569 г. на сейме в г. Люблине
сопротивление литовских патриотов было сломлено и после больших споров и
неудовольствий составлен был акт о вечной унии обоих государств, образовавших
отныне одно нераздельное государство — Речь Посполитую (Res
Publica).
По Люблинской унии южная половина Литовского княжества (именно Волынь и Подляшье,
Подолье и Киевская земля) была прямо присоединена к Короне, то есть вошла в
состав Польского королевства. Остальная же Литва образовала особое Княжество в
реальной унии с Короною. Это было тяжким ударом для прежде могуч Литовского
государства. Поляки прямо отняли от него половину земель, пользуясь
временною слабостью Литвы и раздорами м литовскою знатью и шляхтою. Польские
паны утверждали, что земли, взятые ими от Литвы, издавна составляли достояние польской
Короны, король с ними соглашался, а Литва не имела сил протестовать. Потеряв свои южные области,
Литовское княжество входило затем в вечное соединение с Польшею.
Оба государства имели одного государя, которого каждый раз должны были
избирать сообща (наследственного преемства власти не было). У них был общий
сейм, состоявший из светской знати, католического духовенства и шляхты обоих
государств. Был общий сенат («паны рада»), который ведал общие внутренние дела
и политику Речи Посполитой. Но в каждом из государств оставались свои особые
законы, свои особые чиновники свои отдельные войска. В Польше действовали свои
сборники законов (например, «статуты и привилеи», собранные Яном Гербуртом),
а в Литве — свой «Литовский статут». В Польше и Литве были в каждой особые:
гетман (начальник войска), канцлер (государственный секретарь), подскарбий
земский (министр финансов), воеводы (начальники области) и другие, менее
важные чины. Одинаково в Польше и Литве шляхта, составляя господствующее
сословие, собиралась на сеймы областные (поветовые) и государственные и
избирала своих предводителей и представителей — маршалков. Под их
председательством действовали высшие шляхетские суды — трибуналы (Коронный и
Литовский).
Вскоре после установления унии 1569 г. скончался последний Ягеллон
Сигизмунд - Август (1572). Наступило «бескоролевье», и соединенный сейм Польши и
Литвы занялся избранием государя. Избрав сначала французского принца Генриха
Валуа (бывшего затем французским королем с именем Генриха III), сейм заставил
его согласиться на полное ограничение королевской власти в пользу
«народа-шляхты». Генрих, не стерпев шляхетской разнузданности, ушел во
Францию. Тогда был избран в короли один из вельмож, Стефан Баторий, — также с
ограничением власти (1576—1586), а затем Сигизмунд Ш — из шведского
королевского дома Ваза. При этих избранных государях вся политическая власть в
государстве сосредоточилась в руках шляхетского сословия. Шляхта окончательно
отняла всякую самостоятельность и всякое значение у прочих сословий (за
исключением некоторых городов, обладавших правом самоуправления), Шляхта не
только разделяла с королями право верховного управления; она по закону имела
право отказывать королю в повиновении если он нарушал ее права и вольности;
шляхта могла даже поднимать оружие против своего государя («рокош») и
устраивать против него свои союзы («конфедерации»). Словом, шляхта обратилась в полных господ Речи Посполитой и привела государство к
беспорядку и
анархии. Но она гордилась своею "золотою вольностью"
и открыто признавала,
что в государстве есть только одно сословие - "народ-шляхта". Лишь
духовенство католическое сохраняло свое независимое положение; все же прочее
население всякое значение в политической жизни потеряло
Передача русских земель от
Литвы Польше и окончательное торжество польского порядка в Литве повели к тяжелым
последствиям для русского населения Речи Посполитой и для всего государства.
Во-первых, после государственной унии возник вопрос о введении унии церковной.
По акту Люблинской унии, Литва и Польша должны были соединиться в одно государство и в один народ, а
народного единства не
надеялись достигнуть без единства веры. Во - вторых, особенности польского
шляхетского строя, распространяясь на все Литовско - Русские области, усилили
бесправие и зависимость от шляхты простого народа. Как церковная уния, так и
усиление крепостного гнета вызывали глубокое недовольство православного русского
населения и создали острое междоусобие в Речи Посполитой.