§ 147. Последние годы царствования императора Александра I.
Великие события 1812 г. произвели сильнейшее впечатление на императора Александра. Отечественная война совершила в нем целый
переворот. Страх сковывал
его душу в первый период войны, когда наши войска торопливо отступали перед
непобедимым Наполеоном, когда дело дошло до потери первопрестольной Москвы. В
порывах отчаяния Александр готовился к падению своего государства, но все-таки хотел
защищаться до последнего солдата, хотя бы словам, ему пришлось уйти в далекую
Сибирь. Последовавшее отступление Наполеона и скорая гибель его «великой»
армии» наполнили душу Александра умилением перед благостью Промысла. Равнодушный
до тех пор к религии, он стал отличаться глубоким благочестием и обнаружил большую склонность к
мистицизму, стремясь, как все мистики, к внутреннему таинственному единению с
Божеством. На
себя он стал смотреть как на ничтожного и слабого человека, которого перст Божий избрал
своим орудием, чтобы наказать честолюбие Наполеона. Вознесенный на высоту славы,
став во главе всей Европы, Александр, тем не менее, тяготился почестями и охотно
уединялся. В нем стало даже заметно разочарование) он как будто изверился во
всем том, чем увлекался в молодости, перестал доверять людям, потерял веру в свои
идеалы. На него стали влиять люди мистического образа мыслей, ханжи и изуверы.
(За границею,
например, Александр подпал влиянию экзальтированной баронессы Крюденер, в России —
влиянию архимандрита Фотия). Внутреннее управление государством перестало занимать
императора, и
он возложил его на тех немногих людей, которым еще верил.
Первое место среди этих
людей занимал граф А. А Аракчеев исходивший из офицеров Гатчинского войска (§138)
императора Павла. (Невежественный и грубый, Аракчеев казался прямодушным и бескорыстным
служакою. Этими качествами он подкупил в свою пользу Александра еще в дни его
молодости и сохранял его доверенность неизменно до самой кончины государя. В последние
годы Александра, когда государь удалился от всех прежних друзей, Аракчеев получил
громадную силу: он стал как бы первым министром и докладывал государю все дела. В этой
роли Аракчеев пользовался общей ненавистью за свою нестерпимую грубость и тяжелый
произвол. — Прим. авт.) При нем управление государством стало напоминать эпоху
императора Павла. Жестокая солдатчина, пренебрежение к просвещению, самоуправство
раздражали и пугали всех. Тщетно было жаловаться на произвол временщика:
государь не верил жалобам или же они не доходили до государя. Главною заботою Аракчеева было устройство
так называемых «военных поселений». Государственные крестьяне в нескольких губерниях
(по р. Волхову, на нижнем течении Днепра и в других местах) были обращены в «военных
поселян», и в то же время в этих местностях были водворены на жительство целые полки
солдат. Военные поселяне и пахотные солдаты должны были одновременно вести сельское
хозяйство на своих полях и в то же время готовиться к строевой службе. Дети их ("кантонисты")
также попадали с раннего возраста в военную службу и соответственно обучались в
военных поселениях. Цель военных поселений заключалась в том, чтобы возможно легче и дешевле
пополнить армию большим количеством заранее обученных солдат». Но эта цель не могла быть
достигнута: поселения стоили очень дорого, а поселяне делались ни исправными крестьянами, ни хорошими солдатами
Жестокое
управление и трудности «поселенной» жизни, где все подчинялось мелочным правилам и
тягостному надзору, озлобляли поселян и вели к постоянным волнениям, даже
открытым беспорядкам и бунтам. По этим причинам поселения не имели успеха и
продолжали распространяться лишь по упрямству Аракчеева, который убедил государя
в их пользе и приятности для населения. В то время, как гражданское и военное
управление сосредоточилось в руках всесильного Аракчеева, другому любимцу Александра,
князю А.Н.
Голицыну, были вверены дела народного просвещения и церковные, соединенные в одно
ведомство в новом «министерстве духовных дел и народного просвещения».
Учрежденное в 1802 г. министерство народного просвещения успело многое сделать
для распространения образования в России. Были учреждены университеты в Дерпте
(ныне Юрьеве, 1802), Казани (1804), Харькове (1804); тогда же был устроен в
Петербурге педагогический институт, позднее преобразованный также в университет
(1819). Почти во всех губернских городах были открыты «гимназии», а в уездных —
«уездные» и «приходские» училища. Это были основные типы общеобразовательных
школ, принятые правительством еще при императрице Екатерине II (§130). Кроме
них, учреждались учебные заведения нового типа — «лицеи», соединявшие в себе
университетский и гимназический курсы (Царскосельский Александровский лицей,
Ярославский Демидовский, Нежинский графа Безбородка и др.). С умножением учебных
заведений и самое министерство народного просвещения росло и развивалось. Но в
1817 г., под влиянием идей «священного союза» и духа реакции, это министерство
было преобразовано: его соединили с духовным ведомством, «дабы христианское
благочестие было всегда основанием истинного просвещения». Осуществить эту
задачу было поручено князю Голицыну, отличавшемуся мистическим настроением. Он
должен был исправить недостатки университетов и других школ, искоренить из них «лжеумствования»
и посредством цензуры бороться со свободным духом литературы. Сам князь Голицын
обладал гуманностью и мягкостью; но некоторые чиновники его ведомства отличались
необыкновенной нетерпимостью и с озлоблением начали гонение на все, что им
казалось «безбожьем» и «вольнодумством». (Только что устроенные университеты
подверглись преследованиям — из боязни, что они, подобно германским,
Распространят оппозиционный дух и передадут юношеству «тонкий яд неверия и
ненависти к законным властям». Необыкновенно усилены были цензурные строгости.
Пересматривались уставы всех вообще учебных заведений. Преследовались отдельные лица, заподозренные в
вольномыслии. Особенным фанатизмом и жестокостью отличались действия чиновников
Магницкого в Казани и Рунича в н Петер6урге, совершенно расстроивших своими
гонениями подчиненные им Казанский и Петербургский университеты. — Прим. авт.)
. Однако новое направление в деле народного просвещения не
привело к добру. Действия министерства не могли достигнуть благочестивой цели,
потому что в большинстве случаев носили характер грубого и невежественного произвола.
Вера и нравственность среди учащихся и служащих насаждались страхом и насилием,
угрозами и
наказаниями. Вместо истинных благочестивых чувств естественно развивалось лицемерие и
показное ханжество. Подчиняясь наружно требованиям начальства, внутренне ненавидели его
и тяготились навязанными чувствами и обязанностями. Мелочной надзор за поведением и образом
мыслей вел к доносам и сыску, к мелочным преследованиям. В конце концов сам князь
Голицын навлек на себя ряд обвинений в неправоверии (со стороны архимандрита и был
вынужден оставить свою должность.
Гнет Аракчеева и ему подобных, конечно,
должен был вызвать общее неудовольствие. Становилось ясно, что в своем разочаровании
и утомлении жизнью император Александр утратил веру в своей молодости и дал ход
открытой реакции против всех тех образовательных начинаний, какими раньше
увлекался. Постоянное мрачное и унылое настроение государя отзывалось и на всем
обществе,
сообщая печальный тон общественной жизни. Всякое общественное движение таилось и
пряталось из боязни гонений. Между тем в обществе того времени нарождалось
сильное внутреннее брожение.