"Повесть временных лет" - наиболее ранний из
дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод
этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в
списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский
1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом
количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические
предания о различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе
Д.С. Лихачева.
Bот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве
стал первым княжить и как возникла Русская земля
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И
достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в
ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до
реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая,
Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая
Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток,
Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия,
Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на
востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония,
Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa,
Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона,
иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения
Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,
Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,
Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес,
Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.
Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос,
Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония,
и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на
север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до
Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет
на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и
всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь,
печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и
пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги:
отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу -
до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы,
норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи,
венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и
соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не
вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый
народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до
неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар
строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40
лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал
Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на
70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром
великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и
Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются
эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима
восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и
северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от
племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская
и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались
именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке
именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те
же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на
славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти
пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки,
другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а
другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью
и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и
назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя,
назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его
Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались
северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота
назвалась "славянская".
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в
Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по
Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает
Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по
тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в
которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на
юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в
море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает
семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по
Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине -
в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А
Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по
берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко
от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье
днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он
пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним
ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия,
будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы
эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы
этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к
славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их
обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну
варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и
рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани
деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются
квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и
до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою
студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не
мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те
же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в
Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и
до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они
все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И
были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра
их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на
горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая
прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего
своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и
ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они
полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда
у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на
Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот
Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих
почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался,
пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел
сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне
называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в
свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь
тут же скончались.
И посмерти братьев этих стал род их держать княжение у полян, а у древлян
было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а
другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи,
сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их
же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и
северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на
Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, -
мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и
мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на
Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,
прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться
волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь,
мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь,
нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и
живут в северных странах.
Когда же славяне, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от
скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были
поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю
Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом,
персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против
царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против
славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам
дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или
вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его
- обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом
горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И
есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни
племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные
угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из
славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли
от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи
- от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и
пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с
родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между
собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты.
Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по
Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого
моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая
Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и
каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай:
не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день
приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили
по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не
бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий
обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при
отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между
селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни,
и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.
И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую
колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав
кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам,
как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и
прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие
закон.<...>
Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь
проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту -
хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям
своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в
единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы
крестились во Христа и во Христа облеклись.
Вслед за тем , по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),
стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары
сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне,
посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и
к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у
них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром".
Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы
хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только
с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им
суждено собирать дань и с нас и с иных земель". И сбылось
сказанное ими, так как , не
по своей воле говорили они, но по божьему повелению<...>
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала
прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе
приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.
Вот почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242
года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея
430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала
царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до
Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от
Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила
сего 542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года
княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега,
с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого
года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года
Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а
Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти
Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти
Святополка 60 лет<...>.
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и
с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по
серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860).В год 6369 (861).
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали
сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была
у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе
князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к
варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы,
а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали
руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а
порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое
братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел
старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий,
Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через
два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один
Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов,
другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население
в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере
- весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у
него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград
со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на
горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили:
"Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и
сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и
Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть
землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6371 (863).В год 6372 (864).В год 6373 (865).
В год 6374 (866).
Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в
14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян,
дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет
походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда,
множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с
трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви
святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу
святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и
море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова
встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к
берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды
и вернуться домой....
Даты: 11 - 12 вв. Источник:
Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы.
XI - начало XII века
/ Сост. и общая редакция Д.С. Лихачева и Л.А.
Дмитриева. М., 1976