Начало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454
(946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и
пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба
войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело
между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И
сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за
князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих
городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как
те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне
затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив
князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять
города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите
досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и
уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань,
собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить
дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга,
что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и
во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше
уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с
вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады
дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни
мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три
голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как
муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и
прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по
три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала
им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я
завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью
вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе.
Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала
привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие
платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться,
приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и
воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи,
и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не
было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу
загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам
своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин
забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим,
а остальных оставила платить дань.
И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в
Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном
своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и
сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев
с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.
В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте
погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей
земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в
Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и
сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась
к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви <...>.
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к
Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга,
и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее
разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в
столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если
хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее
царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и
наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах
русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны
русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о
церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении
чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка
напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка,
пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении
имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И
благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и
сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять
меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается
это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И
дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды
различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой,
пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему:
"Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И
сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа
облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена
праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян,
Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от
зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И
благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла
в Киев <...>.
Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять
крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался
креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для
неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют
те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их,
с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых
далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к
вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли";
"Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не
захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто
говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже
станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять
иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты
крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая
жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду
впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть
примет". Святослав же притом гневался на мать <..>.
В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать
много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В
походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко
нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не
имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же
были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу
на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал
вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу с сохи
даем".
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли
навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве
одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и
касогов.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе
стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел
княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав
был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками - Ярополком,
Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою
великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни
выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И
собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу, и
нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали
тужить люди в городе, и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на
ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, - сдадимся
печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он
же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов,
спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?". Ибо знал он по-печенежски, и
его принимали за своего, И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду,
бросился в Днепр и поплыл, Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли
в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это,
подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И
сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся
печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал: "Пойдем завтра в
ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не
сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к
рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали.
Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И
вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это,
возвратился один к воеводе Претичу и спросил: "Кто это пришел?", А тот
ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)", Печенежский князь спросил: "А ты
не князь ли?". Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом,
а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так
сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь
мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и
дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему
кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было коня
напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со
словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул,
а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не
придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей
отчины, старой матери, детей своих?". Услышав это, Святослав с дружиною
быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и
сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал
печенегов в степь, и наступил мир.
В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не
любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там
середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли -
золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и
кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы". Отвечала ему Ольга: "Видишь - я
больна; куда хочешь уйти от меня?" - ибо она уже разболелась. И сказала:
"Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь", Через три дня Ольга
умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и
понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не
совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и
похоронил блаженную Ольгу....
В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у
древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете
к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошел
к вам?". И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите
Владимира". Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Малуша же была
сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей
Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Владимира", Он же
ответил им: "Вот он вам". И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел
Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в
Переяславец.
В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары
в городе. И вышли болгары на битву со Святославом, и была сеча велика, и
стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: "Здесь нам и
умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!". И к вечеру одолел
Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: "Хочу
идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город". И сказали греки:
"Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою
дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих". Так
говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И
сказал им Святослав: "Нас двадцать тысяч", и прибавил десять тысяч: ибо
было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто
тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против
русских. Когда же русские увидели их - сильно испугались такого великого
множества воинов, но сказал Святослав: "Нам некуда уже деться, хотим мы
или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем
здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим - позор нам
будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если
моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь". И ответили воины: "Где
твоя голова ляжет, там и свои головы сложим". И исполчились русские, и
была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав
к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь
бояр своих в палату, и сказал им: "Что нам делать: не можем ведь ему
сопротивляться?". И сказали ему бояре: "Пошли к нему дары; испытаем его:
любит ли он золото или паволоки?". И послал к нему золото и паволоки с
мудрым мужем, наказав ему: "Следи за его видом, и лицом, и мыслями". Он
же, взяв дары, пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли
греки с поклоном, И сказал он: "Введите их сюда". Те вошли, и поклонились
ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим
отрокам, смотря в сторону: "Спрячьте". Греки же вернулись к царю, и созвал
царь бояр. Посланные же сказали: "Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а
он и не взглянул на них - приказал спрятать". И сказал один: "Испытай его
еще раз: пошли ему оружие". Они же послушали его, и послали ему меч и
другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражая ему
любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему
все, как было. И сказали бояре: "Лют будет муж этот, ибо богатством
пренебрегает, а оружие берет. Соглашайся на дань". И послал к нему царь,
говоря так: "Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь", ибо немного
не дошел он до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря:
"Возьмет-де за убитого род его". Взял же и даров много и возвратился в
Переяславец со славою великою, Увидев же, что мало у него дружины, сказал
себе: "Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою, и меня". так
как многие погибли в боях. И сказал: "Пойду на Русь, приведу еще
дружины".
И отправил послов к царю в Доростол, ибо там находился царь, говоря
так: "Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь". Царь же, услышав это,
обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял
дары и стал думать с дружиною своею, говоря так: "Если не заключим мир с
царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А
Русская земля далеко, а печенеги нам враждебны, и кто нам поможет?
Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, - того с
нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси,
собрав множество воинов, пойдем на Царьград". И была люба речь эта
дружине, и послали лучших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о
том царю. Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: "Пусть
говорят послы русские". Они же начали: "Так говорит князь наш: "Хочу иметь
истинную любовь с греческим царем на все будущие времена"". Царь же
обрадовался и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию ...
Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И
сказал ему воевода отца его Свенельд: "Обойди, князь, пороги на конях, ибо
стоят у порогов печенеги". И не послушал его, и пошел в ладьях. А
переяславцы послали к печенегам сказать: "Вот идет мимо вас на Русь
Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных
без числа". Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав
к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье,
и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне
платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.
В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к
порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и
взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.
Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было
двадцать восемь.
В год 6481 (973). Начал княжить Ярополк.
В год 6482 (974).
В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на
охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: "Кто это?".
И ответили ему: "Свенельдич". И, напав, убил его Олег, так как и сам
охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и
постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына
своего: "Пойди на своего брата и захвати волость его".
В год 6484 (976).
В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую
землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся
битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город,
называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и
люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с
моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в
город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его,
но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с
моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и
до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И
пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и
хотел!". И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у
Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же
была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее
отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда
Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал
за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один
Русскою землею.
В год 6486 (978). В год 6487 (979).
В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал
посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на
тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в
жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она
ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод
пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в
Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали
ему всю речь Рогнеды - дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же
собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей - и пошел на
Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал
Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в
жены.
И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а
Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми
и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между
Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к
Блуду - воеводе Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если
убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь
от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого,
выступил против него". И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в
любви и дружбе". О злое коварство человеческое! Как говорит Давид:
"Человек, который ел хлеб мой, возвел на меня клевету". Этот же обманом
задумал измену своему князю. И еще: "Языком своим льстили. Осуди их, Боже,
да откажутся они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их,
ибо прогневали они тебя, Господи". И еще сказал тот же Давид: "Муж скорый
на кровопролитие и коварный не проживет и половины дней своих". Зол совет
тех, кто толкает на кровопролитие; безумцы те, кто, приняв от князя или
господина своего почести или дары, замышляют погубить жизнь своего князя;
хуже они бесов, Так вот и Блуд предал князя своего, приняв от него многую
честь: потому и виновен он в крови той. Затворился Блуд (в городе) вместе
с Ярополком, а сам, обманывая его, часто посылал к Владимиру с призывами
идти приступом на город, замышляя в это время убить Ярополка, но из-за
горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд никак погубить его и придумал
хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из города на битву. Сказал
Блуд Ярополку: "Киевляне посылают к Владимиру, говоря ему: "Приступай к
городу, предадим-де тебе Ярополка". Беги же из города". И послушался его
Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе Родне в устье реки Роси, а
Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, И был там жестокий голод,
так что осталась поговорка и до наших дней: "Беда как в Родне". И сказал
Блуд Ярополку: "Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам их не победить.
Заключай мир с братом своим", - так говорил он, обманывая его. И сказал
Ярополк: "Пусть так!", И послал Блуд к Владимиру со словами: "Сбылась-де
мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его".
Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже
упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд Ярополку:
"Пойди к брату своему и скажи ему: "Что ты мне ни дашь, то я и приму"".
Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: "Не ходи, князь, убьют тебя; беги к
печенегам и приведешь воинов", и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк
ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под
пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был
Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того
теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с
трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание,
Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она
беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод
бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с
ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец
его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира.
Однажды, уже после, сказали варяги Владимиру: "Это наш город, мы его
захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека". И
сказал им Владимир: "Подождите с месяц, пока соберут вам куны". И ждали
они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: "Обманул нас,
так отпусти в Греческую землю". Он же ответил им: "Идите". И выбрал из них
мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились
в Царьград к грекам. Владимир же еще прежде них отправил послов к царю с
такими словами: "Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице,
иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным
местам, а сюда не пускай ни одного".
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами,
и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им
жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и
приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И
осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел
гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как
расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в
Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему
жертвы новгородцы как богу.
Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую
поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он
четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей;
от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены
- Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было
у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце,
которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к
себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и
Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он
был, а в конце концов погиб, Этот же был невежда, а под конец обрел себе
вечное спасение. "Велик Господь, и велика крепость его, и разуму его нет
конца!" <....>.
В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их,
Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же
году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга,
как и отец его брал.
В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и
победил их вторично.
В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и
завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми
своими ...
В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода
Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил
тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и
дразнят русские радимичей, говоря: "Пищанцы от волчьего хвоста бегают".
Были же радимичи от рода ляхов, пришли и поселились тут и платят дань
Руси, повоз везут и доныне.
В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим
Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар. Сказал
Добрыня Владимиру: "Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим
дани нам не давать - пойдем, поищем себе лапотников". И заключил Владимир
мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: "Тогда не
будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть". И
вернулся Владимир в Киев.
В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты,
князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись
Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили:
"Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть
свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с
женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из
них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой.
Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на
этом свете, то и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и
писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий
блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и
воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть
веселие пить: не можем без того быть". Потом пришли иноземцы из Рима и
сказали: "Пришли мы, посланные папой", и обратились к Владимиру: "Так
говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа
на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему
небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто
дерево". Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?". И ответили они:
"Пост по силе: "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию", - как
сказал учитель наш Павел". Сказал же Владимир немцам: "Идите, откуда
пришли, ибо отцы наши не приняли этого". Услышав об этом, пришли хазарские
евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя
каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы
веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир:
"Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и
заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же
сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили:
"Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за
грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как
же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил
вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того
же хотите?".
Даты: 11 - 12 вв. Источник:
Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы.
XI - начало XII века
/ Сост. и общая редакция Д.С. Лихачева и Л.А.
Дмитриева. М., 1976