Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь
земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись по земле и
назвались своими именами по тому, где кто сел на каком месте. Одни,
придя, сели на реке именем Морава и прозвались моравами, а другие
назвались чехами. А это также славяне: хорваты белые, сербы и хорутане.
Волохи напали на славян дунайских, сели среди них и чинили им насилие.
Одни же славяне, пойдя, сели на Висле и назвались ляхами (поляками), эти
ляхи получили название поляне, другие ляхи - лютичи, другие - мазовшане,
иные - поморяне. Также и те славяне, которые пришли и поселились по
Днепру, назвались полянами, другие - древлянами, потому что жили в
лесах, а иные расселились между Припятью и Двиной и назвались
дреговичами; иные сели на Двине и назвались полочанами из-за речки,
именем Полота, которая впадает в Двину; от нее и прозвались полочанами.
Славяне же сели около озера Ильменя и назвались своим, именем; срубили
город и назвали его Новгородом; другие жили по Десне, Сейму и Суде и
назвались северянами. Так разошелся славянский народ, так к грамота
получила название славянской.
Путь «из варяг в греки»
Когда поляне жили отдельно по горам этим, был путь
«из варяп з греки» и от греков по Днепру, а вверху Днепра волок до
Ловати; из Ловати войти в озеро большое Ильмень; из этого озера течет
Волхов и впадает в большое озеро Ладожское. Устье этого озера входит в
море Варяжское; по этому морю итти до Рима, а от Рима, по тому же морю,
притти к Царьграду, а от Царьграда притти в Черное море, в которое
впадает река Днепр. Днепр вытекает из Оковского леса и течет на юг, а
Двина вытекает из того же леса и течет на север в море Варяжское; из
того же леса вытекает Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в
море Каспийское. Поэтому по ней (Волге) из Руси можно итти к болгарам и
хвалиссам, на востоке дойти до удела Симова, а по Двине до варягов, от
варягов-до Рима, а от Рима и до племени Хамова. Днепр втекает в Черное
море рукавом, это море зовется Русским.
Первые князья у полян
Когда поляне жили отдельно и
владели родами своими, потому что и до этих братьев были поляне, жил
каждый с родом своим на своих местах, владея каждый родом своим.
И были три брата: одному имя Кий, другому - Щек, а третьему- Хорив
и сестра их Лыбедь. И жил Кий на горе, где теперь подъем Боричев, Щек
жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а Хорив - на третьей
горе, которая от него получила название Хоривицы И срубили городок во
имя своего старшего брата и дали ему имя Киев И был около города лес и
бор большой, и они охотились за зверями»
И были они мужи мудрые и разумные и назывались полянами: от
них- поляне в Киеве и до сего дня.
Другие же, не знающие, говорят, будто Кий был перевозчиком: у
Киева был тогда перевоз с другой стороны Днепра; поэтому говорили: «на
перевоз на Киев». Если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к
Царьграду; но этот Кий княжил в роде своем. И когда он приходил к царю,
то, как говорят, большую честь получил от царя, при котором приходил.
Когда он шел обратно, пришел к Дунаю, полюбил (одно) место и срубил
малый городок, где хотел жить с родом своим, но не позволили ему живущие
там вблизи. Еще и теперь называют на Дунае городище Киевец. Кий же
вернулся в свой город Киев и тут окончил свою жизнь; и братья его Щек и
Хорив и сестра Лыбедь тут скончались.
Расселение племен
После этих братьев начал род их
держать княжение у полян, а у древлян-свое, дреговичей-свое, славян-свое
в Новгороде, иное (княжение) на Полоте, где полочане. От них кривичи,
которые живут на верховьях Волги, Двины и Днепра; их город-Смоленск: там
живут кривичи. Также и северяне от них. На Белоозере живет весь, на
Ростовском озере-меря, "на озере Клещино-та же меря. По реке Оке, где
она впадает в 'Волгу, мурома-народ отдельный, и черемисы-отдельный
народ, мордва-отдельный народ. Вот только славянский народ на Руси:
поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,
потому что поселились по Бугу, а после (назывались) волыняне. А вот
другие народы, которые дань дают Руси: чудь, меря, весь, мурома,
черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва, зимьгола, корсь, нерома,
либь- это отдельные народы из племени Иафета, которые живут в северных
странах.
Когда славянский народ, как мы сказали, жил на Дунае, пришли
огг скифов, т. е. от хазар, так называемые болгары и расселились по
Дунаю... Потом пришли белые угры (венгры) и унаследовали славянскую
землю. Эти угры появились при царе Ираклии, который ходил войной на
Хозроя, царя персидского. В эти же времена жили и обры, которые пошли
войною на царя Ираклия и едва Чге захватили его.
Эти обры воевали со славянами и покорили дулебов, которые
были славянами. Они чинили насилие дулебским женщинам. Если нужно было
ехать обрину, он не давал впрягать ни коня, ни вола, но велел впрягать в
телегу 3 или 4 или 5 женщин и везти обрина. И так они мучили дулебов.
Обры были телом велики и умом горды, и бог, истребил их, померли все и
не осталось ни одного обрина. Есть пословица на Руси и до сего дня:
«погибли как обры»; нет ни их племени, ни потомства. После них пришли
печенеги и снова шли черные угры мимо Киева; это было после, при Олеге.
Поляне жили отдельно, как мы сказали, были от племени
славянского и назвались полянами; древляне тоже от славян и назвались
древлянами. Радимичи и вятичи от ляхов (поляков). Было у ляхов 2 брата:
Радим и другой-Вятко; пришел и поселился Радим по Сожу: (от него)
прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке: от него
прозвались вятичи. Жили в мире поляне, древляне, северяне, радимичи,
вятичи и хорваты. Дулебы жили по Бугу, где теперь волыняне, а уличи и
тиверцы жили по Днестру, вплоть до Дуная. Было их много. Жили они по
Днестру вплоть до моря; их города существуют и до сего дня: они от
греков получили название великой Скифии.
Обычаи славян
Они (славяне) имели обычаи свои,
закон отцов своих и предания, каждое племя свой нрав. У полян был обычай
их отцов (предков) кроткий и тихий; уважение к снохам своим и сестрам, к
матерям и родителям своим, к свекровям и деверям великое уважение имели;
брачный обычай у них был: не ходил зять за невестой, но приводили ее
вечером, а на другой день приносили ее приданое. А древляне жили, как
звери, как скоты: убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не
было, но похищали у воды девиц. У радимичей, вятичей, северян был один и
тот же обычай: жили в лесах, как и всякий зверь, ели все нечистое и
ругались перед родителями и снохами; браков не было у них, но игрища
между селами; сходились на игрища для плясок и на всякие бесовские
игрища и там похищали себе жен после сговора с ними; имели по две и по
три жены. Если кто умирал, совершали тризну над ним; после этого делали
большой костер, клали его (мертвеца) на костер, мертвеца сжигали, а
потом, собравши кости, складывали их в малую посудину и ставили на
столбе на дорогах, что вятичи делают и сейчас. Эти обычаи были у
кривичей и других язычников, не знающих закона божия, но сами себе
творящих закон.
Даты: нач. 12 в. Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940 Опубликовано в INTERNET: 2002, август