III. Западная Русь в XVI и первой половине XVII века.
1569—1572—1595
Русские земли, вошедшие в состав Польско-Литовского государства, распадались на
следующие области: На севере, в бассейне верхнего Днепра, верхнего Немана и Западной Двины, лежала
Белая Русь (древние княества Полоцкое, Минское и часть Смоленского); южная половина
Приднепровья получила название Украины или Малой Р
у с и ; (княжества: Киевское,
Черниговское и часть Северского). Потомследуют:
Полесье - вдоль р. Припети,
Волынь, П
о д о лия- по верхнему Бугу, а далее к западу Червонная Р у с ь или Галиция.
Восточные уезды настоящей Гродненской губернии и соседние Минской носили название
Черной Р у с и, а западная часть Гродненской называлась Подляхией (страна древних
Ятвягов)*. Польское влияние. Когда Западная Русь была завоевана вою, завоеватели начали
перенимать у покоренного на рода его образованность; русский язык и православие
уже сделались господствующими при дворе великих князей литовских. Но после
соединения с Польшею и Литва и Русь подверглись влиянию
польской гражданственности. Дворянство юго-западной Руси,
по образцу Польшираспалось на высшее сословие, или
магнатов, владевшими обширными поместьями, и на мелкопоместных дворян,
или шляхту.Сюда начали проникать польские нравы
и обычаи, возникли дворянскиесеймы и сеймики. Влияние польское проникало
прежде всего, конечно, при
посредстве двора. Ягелло еще не говорил
иначе, как по-русски, а сыновья его употребляли уже
польский язык.
Впрочем, в судебных и административных актах господствует в XVI и даже в XVII в.
Древние русские княжества были разделены на воеводства
и поветы; прежних княжеских наместников,
городничих и тиунов заменили королевские воеводы, каштеляны и старосты. Многие получили
распространенное в Польше немецкое городское устройво, известное под именем Магдебургско г о п р а в а
или
Магдебургских привилегий. Сущность этих привилегий заключалась в том, что горожане («мещане»)
освобождались от подсудности
королевским воеводам, старостам, судьям и подсудиям. Они
получали своего войта, который был
назначаем королем из дворянского сословия:войт производил суд вместе с бурмистрами и
р а й ц а м и (т.е. ратманами),
выбранными из самих жителей. Городу давался особый герб, знамя (т. е. хоругвь); каждый
ремесленный цех также получил свое знамя. Ремесленники освобождались от некоторых повинностей,
например, от обяанностей починивать королевские замки и давать подводы
королевским чиновникам. Чужие купцы могли
торговать в таком городе оптом, а не в розницу. В судопроизводство Западной России вошли некоторые статьи из польского
права; вместе со старыми местными
законами они были собраны в один свод под именем Л
и товского статута...
Люблинская уния. Окончательное соединение Польши с Литвою
и Западною Русью было утверждено в
царствование Сигизмунда II Августа, последнего короля из династии
Ягелло. На Люблинском сейме 1569
г. Литва и Польша соединились на равных правах и составили одну Речь Посполитую
(республику). Полное соединение Литвы с Польшею и
Юго-западною Русью было утверждено в царствование С и г
и з м у н д а II А в г у с т а, последнего
короля из династии Ягелло. На Люблинском сейме 1569 г.
Литва и Польша соединились на равных правах и составили одну Р е ч ь П о
с п о л и т у ю (республику).
Полное соединение Литвы с
Польшею было было обещано Ягеллом при его короновании в Кракове. С тех пор
польские вельможи и католическое духовенство постоянно хлопотали об этом
соединении. Но им
противодействовала сильная литовская аристократия, которая опасалась потерять свое
господство с распространением польского шляхетского равенства между всеми
членами дворянского сословия.
Сюда присоединились и религиозные интересы: значительная часть литовской аристократии
прияла протестантизм и потому еще сильнее противодействовала
польско-католической партии. После
Сигизмунда I королем польским и великим князем литовским сделался сын его С и г и з
м у н д -Август
(1548—1572). Мать Августа королева Бона, родом итальянская принцесса, своим властолюбием,
жадностью и интригами оставила по себе дурную память в Польше. Она
дала сыну очень изнеженное воспитание. Это был мягкий характером, любивший
праздность и забавы. По его бездетности вместе с ним прекращалась династияЯгеллонов, служившая
политическою связью Литвы с Польшею; следовательно, грозила опасность их
разъединения. Польско-католическая партия удвоила свои старания о формальном
соедииении этих двух государств; но встретила главное препятствие со
стороны
литовского канцлера Николая Черного Радивилла,усердного протестанта. По личным
достоинствам и по родству он имел большое влияние на короля. (Сигизмунд Август
тайно ступил в брак с прекрасною Варварою, двоюродною сестрою
Радивилла, и потом,
несмотря на интриги матери Боны, на требовния сената и сейма, не хотел ни за что
развестись с нежно любимою супругою; но она вскоре умерла). По смерти Николая Радивилла
литовско-протестантская партия лишилась своего вождя; Сигизмунд Август подпал
влиянию партии польско-католической.
Вопрос об унии Литвы с Польшею был решен на
Люблинском сейме, который собрался в январе 1569 г. и протянулся
до июля.
Представители великого княжества Литовского долго, упорно противились этой унии;
между тем король грозил непослушным лишением пожизненных поместий (староств); а
поляки отказались помогать Литовско-русскому государству
в предстоявшей войне с
Иоанном Грозным. Большинство литовских послов даже самовольно разъехалось с сейма,
думая тем помешать делу унии; но без успеха. Король склонил на сторону унии двух
самых значительных вельмож западнорусских, именно киевского воеводу Константина
Острожского и волынского воеводу Александра Чарторыйского; они, в свою очередь,
увлекли за собою шляхту Юго-западной Руси, которая вообще была
менее враждебна унии,
нежели представители собственно литовских провинций (в особенности протестанты).
Последние, видя, что дело решается и без них, принуждены были снова приехать
на сейм
и, наконец, подписали акт соединения. По условиям этого акта, Польская корона и
великое княжество Литовское соединились друг с другом на равных правах; они
получали общий генеральный сейм (в мазовецком городе Варшаве) и
общий сенат; но
каждое сохраняло свои особые правительственные лица (канцлера, подканцлера,
маршалов, гетманов и пр.), войско и законы. Большая часть Юго-западной Руси (Волынь, Украина и Брацлавское воеводство) была отделена от Литвы и включена в
состав земель Польской короны, а именно присоединена к Малой, или южной Польше.
Так зываемые Инфлянты (теперь северо-западная часть Витебской губернии) признаны в общем
владении Литвы и Польши. Со времени Люблинской унии началось более широкое
влияние Польши на Западную
Русь. Особенно важны в этом отношении те статьи унии, которые разрешали полякам
приобретать имения в великом княжестве Литовском и занимать там государственные
должности. Еще успешнее начала
распространяться колонизация высших классов собственно в Юго-западной
Руси, которая была непосредственно присоединена к Польше.
Вторжение католичества. Братства. Но
соединению Западной Руси с Польшею недоставало внутренней, более прочной основы.
Главным припятствием к тесному сближению обеих народностей,
польской и русской, послужило различие
вероисповеданий, католическое духовенство никак не хотело отказаться от попыток
вытеснить греческую
религию из русских областей; что в последних возбуждало неудовольствие против правительства
и вообще мешало делу присоединения. В правление Ягеллонов попытки эти слабы, а при последних
государях этого дома почти прекратились; одним из главных условий Люблинской унии
было сохранение греческой религии в Западной России.
Но в конце XVI в., когда в Польше
утвердились иезуиты, вражда между католиками и православными возгорелась с
новою силою. В то время религиозное движение, возбужденное успехами реформации,
охватило всю Западную Европу, и
Иезуитский орден был призван Польшу собственно для борьбы с протестантизмом. Олабляя протестантскую партию, иезуиты немедленно обратились
против греческого исповедания; они
привлекали в свои школы русскую молодежь и воспитывали ее в духе католического
учения; а духовенство русское старались
унизить и мешали его образованию.Правительство оказывало деятельную помощь
иезуитам с особенною ревностью помогал им преемник Стефана Батория
недальновидный Сигизмунд III
(1587—1632, из шведской династии Ваза), у которого преданность католической церкви
доходила до фанатизма. Католицизм начал мало-помалу распространяться
в русских областях, подчиняя себе
преимущественно высший класс населения. Русские вельможи долгое время служили
главной опорой православия;
но потомки их, усвоив нравы и обычаи полькой аристократии, довольно легко оставили религию
своих предков, так что в конце XVI в. уже значительная часть их
исповедывала католицизм. Но еще
большинство западнорусской шляхты и весь низший класс населения упорно держались
старой религии.
Значительную
помощь греческой церкви в борьбе с ее врагами оказали
б р а т с т в а ; так назывались
издавна существовавшие в Западной России общества, основанные с целями благотворительными
и религиозными. Они составлялись преимущественно
горожанами, а во второй половине XVI
в. получили определенное устройство; а именно: члены братства выбирали себе
старшин, вносили деньги в
общую казну, собирались в известное время и пр. В церковном отношении восточные патриархи предоставляли
им многие права и привилегии (напр.,
право обличатьотклонявшихся от уставов православия и даже право
отлучать от церкви).
Они заводили школы на свой счет для православных детей всякого звания, госпитали для
больных и типографии для печатания книг на славянском и греческом языках. Самыезнаминитые братства были: Львовское в Галиции, Виленское в
Литве, Луцкое на Волыни и
Богоявленское в Киеве. Церковная уния. Брестский собор. Недовольные медленными успехами католицизма в
русских областях, иезуиты для среднего и низшего класса возобновили мысль о церковной
унии, т.е. о соединении греческой и латинской церкви под верховною
властью римского папы,
причем первая сохраняла свои обряды и богослужение на славянском языке. Попытка
к этому соединению была произведена еще в XV в. (на Флорентийском соборе
(1439 г.), но не
имела успеха.
Между иезуитами с особенною ревностью начали хлопотать об унии
Петр Скарга и знаменитый Антоний Поссевии. Они нашли себе сочувствие даже в
некоторых православных епископах. Последние уже давно тяготились своим невыгоднымположением в Польском государстве и добивались тех же
прав, которыми пользовалось
высшее католическое духовенство (например, права заседать в польском сенате
наряду светскими магнатами)...
Душой униатской партии в Западной России сделались
Кирилл Терлецкий, епископ Луцкий, и Ипатий Поцей, епископ
Владимиро-Волынский.
Киевский митрополит Михаил Рагоза, недовольный своею зависимостию от
Константинопольского патриарха, также склонился на сторону унии; а Сигизмунд III с
радостно принял ее под свое покровительство. Терлецкий с Поцеен
отправились в Рим и
здесь от имени всех епископов просили папу Климента VIII принять их под свою
верховную власть (1595 г.). В Риме торжествовали присоединение западнорусской церкви. Но между тем большинство русского духовенства, дворяне некоторые из вельмож
горячо восстали против подчинения. Для решения этого вопроса в следующем году
собрался собор в Бресте... Таким образом, в Западной Руси произошло распадение
церкви на православную и
униатскую (рядом с третьей католической). Польское правительство помогало
последней и воздвигло открытое гонение на первую, в надежде водворить в своих
областях единую веру и тем усилить, укрепить государство... Православная партия вступила в деятельную борьбу
с католиками и униатами, стараясь
действовать их же оружием, т.е. проповедями, богословскими сочинениями и основанием
школдля воспитания юношества в правилах греческой религии.
Из таких школ особенно
прославилась впоследствии Киевская Академия. Самым знаменитым ректором этой
академии был архимадрит Киево-Печерской лавры Петр Могила, возведенный потом
в сан киевского митрополита... Западнорусскле дворянство при появлении церковной унии
довольно усердно заботилось о сохранении
православия. На варшавском сейме и в сенате часто раздавались протесты русских
послов против нарушения
прав и привилегий, утвержденных королями за русским населением. В царствование
Сигизмунда III эти протесты по большей части оставались бесплодными.
После его смерти на избирательном
сейме 1632 г. русским послам удалось выхлопотать новые постановления о свободе
греческой церкви. Новый
король, Владислав IV, утвердил эти постановления («конституции»). Но папа
объявил их противными божеским и человеческим законам; по обыкновению
они остались неисполненными.
Между тем наступившие казацкие и крестьянские восстания против панов побудили большую часть
западнорусского дворянства теснее сблизиться с польской шляхтю;
а воспитание в иезуитских академиях
и коллегиях и желание пользоваться всеми шляхетскими привилегиями подготовили
переход в католичество. Во второй половине XVII в. большинство
дворян Юго-западной Руси является
уже вполне ополяченным, забывшим язык и религию своих предков. Тогда они
сделались чуждыми простому
народу, который находился у них в полном подчинении, но оставался русским и православным.
Таким образом рушились естественные связи между высшим
сословием (аристократией) и низшими
классами в Западной России. Положение крестьян. После религии вторая причина вражды
русского населения к полякам заключалась в
угнетении низшего класса. В дрвнейшую эпоху крестьянское, или земледельческое,
сословие («поспольство»)
пользовалось личною свободою; но по мере того, как аристократия приобретала более и более
политических прав, прав и шляхетские сеймы забирали в свои руки
судьбу государства, крестьяне теряли
прежние вольности, В Польше еще раннее, нежели в России, они лишились права свободам
когда же прекратилась династия Ягелла и престол сделался
избирательным, дворянство
окончательно закрепило их собой и концу XVI в. крестьянское сословие (получившее
общее название «холопов») уже находилось в состоянии рабства.
Из собственно Польши это рабское
состояние перешло в западнорусские области, где оно было подтверждено юридически Литовским
статусом Польские паны и
ополячившиеся русские вельможи если не уезжали за границу или в главные города
королевства, то жили в своих поместьях и окружали себя чрезвычайной роскошью;
каждый из них держал
в своем замке большое количество надзорной милиции, набранных отчасти из мелких
дворян или шляхтичей, так что свита знатного пана походила на королевский
двор в меньших размерах.
Вся тяжесть огромных панских расходов падала на бедных хлопов, которые были облагаемы
множестовм разного рода оброков и повинностей... К страшному гнету от крепостного состояния присоединилисьеще для русского народа обиды и насилия от буйных жолнеров (наемные
польские войска), которые расставлены были по областям и содержались на счет местных
жителей. Неизбежным следствием религиозного и политического
угнетения было чрезвычайное
обеднение низшего класса и его нравственных сил, особенно в Белоруссии. Но в
Малой Руси это угнетение вызвало энергический отпор и кровавую месть
со стороны
Малороссийского казачества. Малороссийские, или украинские, казаки жили по обеим
сторонам Днепра (и населяли
земли, занимаемые теперь губерниями: Киевскою, Полтавскою и южною частью
Подольской). Польское правительство рано оценило важность этого воинственного
словия, которое могло служить государству твердым оплотом со стороны соседних
татарских орд; уже Сигизмунд I старался подчинить казаков военной дисциплине и
дать им определенное устройство. Это устройство было окончено Стефаном Баторием и после него имело следующий вид. Поселения казаков делились на округи, или полки,
носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.),
числом до 20. Начальник, или гетман, всего казацкого сословия утверждался в своем
сане королем; знаками его достоинства были: войсковое знамя, бунчук, булава и
печать. За гетманом следовала войсковая старшина, состоявшая из обозного, судьи,
писаря, есаула, хорунжего, полковников, сотников и атаманов. Стефан Баторий
однако, успел убедиться, что казацкое войско трудно подчинить
непосредственной
королевской власти и что оно становится он опасным для самой Польши; тогда он
попытался ослабить казачество и задержать его дальнейшее развитие учреждением
особого словия «реестровых» казаков, которых число было определено сначала в 6000
человек. Реестровые получали от правительства получали жалованье и составляли отдельную
дружину, устроенную по образцу венгерской пограничной стражи, называвшейся «гайдамаками»; а прочие казаки, по плану короля, должны были
войти в сословие
посполитных, т. е. крестьян. Но эта мера не принесла желанных результатов: число
казаков все более и более возратало от прилива лучших людей из соседнего
поспольства, которое не могло помириться со своим рабским состоянием; а
казацкие
гетманы, признавая верховную власть короля, часто в важных делах обходились без
его согласия и даже поступали вопреки его повелениям. От украинских, или «городовых», казаков, проводивших жизнь
оседлую и семейную,
надобно отличать тех, которые обитали далее к югу в низовьях Днепра и носили
название "низовых" или "Запорожских". Последние хотя и причислялись к Польскскому
государству, но в сущности составляли сословие совершенно вольное и не
подчинялись никакой посторонней власти. Это колыбель и рассадник настоящего
казачества. К югу от Самарского устья, посреди глухих степей, Днепр,
на пространстве нескольких десятков верст,
отчасти запружен рядами камней (порогов), которые скрываются под водою
или чернеют над ее
поверхностью, отчасти стеснен в своем течении берегами и множеством каменных
островов. Пробравшись сквозь каменные теснины, река вступает в широкое русло
с ровными отлогими берегами и плавно,
тихо течет потом до самого лимана; на этом течении она усеяна архипелагом низменных
островов, покрытых густым высоким камышом. Эти-то косматые,
тенистые острова служили для казацкой вольницы самым лучшим
убежищем; одни только плоскодонные челны
Запорожцев могли ходить по неглубоким протокам между островами, где они
скрывали награбленную добычу. Запорожцы мало-помалу
образовали братства, имевшего свои оригинальные уставы и обычаи.
На одном из островов обыкновенно располагался главный
притон Запаодожцев, или Сечь (особенно на
острове Хортица). Она имела вид укрепленного лагеря. Верховная власть находилась в
казацкоговеча,
или рады. Рада избирала главного («кошевого»)
атамана, который во время похода
пользовался неограниченною властью над войском. Сечь разделялась «на курени», которые
выбирали себе куренных атаманов.
Запорожцы жили в шалашах ("коливах"), сплетенных из хвороста, и сходились обедать
за общественные
столы. Число запорожских казаков не было определено:
в Сечь принимался всякий пришелец православной веры;
он оставался здесь столько времени,
сколько хотел. Запорожцы вели жизнь холостую, и женщины в Сечь не допускались под
страхом смертной
казни. Запорожье наполнялось обыкновенно людьми самого беспочвенного
воинственного характера; сюда уходили из
соседних польских и московских областей те, которые не хотели сносить
угнетение в отечестве или отыскивали
простора для своей деятельности. Запорожцы находились в тесной связи с Донскими и
Малороссийскими казаками. Вместе с теми и другими они нередко
на своих челнах («чайках»)
выплывали в Черное море и грабилитурецкие берега; а в соседних степях происходили
постоянные стычки
запорожских отрядов с татарскими наездниками. Польское правительство, побуждаемое угрозами турецкого султана,
старалось силою удерживать казаков от
походов в Черное море и строило крепости около порогов; но такие меры только
усиливали дух неудовольствия
в казацком сословии. Когда же к этим мерам присоединились введение унии в Западной России,
гонения на
православие и угнетение народа от панов, тогда открылся целый ряд казацких восстаний на
Украине. Из вождей казацких (в эпоху от 1593 г. до 1638 г.) особенно прославились
борьбою с поляками:
Наливайко, Тарас, Павлюк и Остраница. Только один из малороссийских гетманов этой эпохи,
Конашевич оставаясь усердным приверженцем православия,умел приобрести уважение польского правительства и
ужиться в мире с
дворянскою партией. (Он умер в 1622 г.). Восстания казаков сопровождались страшной
жестокостью с обеих сторон; причем во владениях польских панов преимущественно
свирепствовали мелкие шайки холопов или так называемых
г а й д а м а к. Но мало-помалу
дворянская партия, обыкновенно при помощи наемных регулярных войск, брала верх над
толпами мятежников; начальники восстаний подвергались лютым
казням; и Малороссия подпадала еще
более тяжкому гнету, чем прежде. После неудачного восстания под начальством Гуни и Остраницы
в 1638 г., казалось, силы казаков были сломлены, и Украйна
затихла; но спустя десять
лет, чрезмерный гнет вызвал восстание всего народа (при Хмельницком). Итак, обе унии, политическая и религиозная, не достигли своей цели, т. е.
окончательного отделения Западной Руси от Восточной и слияния с Польшей в одно
государство, в одну нацию. Напротив, они породили жестокую борьбу между народами и
двумя религиями. Эта борьба пробудила в Юго-западной Руси стремление к воссоединению
с Северо-восточною и приготовила падение Польши.
* В административном отношении Западная Русь во времена соединения с Польшею делилась
на следующие воеводства: Витебское, Полоцкое, Инфлянтское, Мстиславское, Минское,
Новгородское, Подляшское, Брест-Литовское, Киевское, Волынское, Бельзское,
Люблинское, Брацлавское, Подольское, Русское (т. е. Червонорусское) и Черниговское.
Собственно литовские земли составляли воеводства: Виленское, Трокское и княжество
Жмудское.
Источник: Учебники
дореволюционной России по истории. Сост. Т.В. Естеферова, М.,1993, сс.268 - 276