ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ ДАВИДОВИЧ КИЕВСКИЙ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКИЙ,
ПРОЗВАННЫЙ БОГОЛЮБСКИМ. Г. 1157-1159
Падение Великого Княжения Киевского. Новое сильное Княжение
Владимирское. Происшествия в западной России. Мятежный дух Полочан. Раздор за
Берладника. Бескорыстие Святослава. Неблагодарность Изяславова. Бегство Великого
Князя. Странное завещание Митрополита. Мор в Новегороде.
Киевляне, изъявив ненависть к умершему Великому
Князю, послали объявить врагу Георгиеву, Изяславу Давидовичу, чтобы он шел мирно
властвовать в столице Российской. Изяслав, при восклицаниях довольного народа,
въехал в Киев [19 мая 1157 г.], оставив в Чернигове племянника своего,
Святослава Владимировича, с дружиною воинскою: ибо Князь Северский, хотя и
миролюбивый, замышлял незапно овладеть сею удельною столицею Ольговичей: его не
впустили; но Изяслав, желая иметь в нем благодарного союзника, добровольно отдал
ему Чернигов; а племянник их, Святослав Всеволодович, получил в Удел Княжение
Северское. Они заключили мир на берегах Свини (где ныне Березна) в присутствии
Мстислава, Владимирского Князя, который, одобрив условия, спокойно возвратился в
Волынию.
Таким образом Изяслав Давидович остался
повелителем одной Киевской области и некоторых городов Черниговской.
Переяславль, Новгород, Смоленск, Туров, область Горынская и вся западная Россия
имели тогда Государей особенных, независимых, и достоинство Великого Князя,
прежде соединенное с могуществом, сделалось одним пустым наименованием. Киев еще
сохранял знаменитость, обязанный ею, кроме своего счастливого положения,
торговле, множеству избыточных обитателей, богатству храмов, монастырей: скоро
утратит он и сию выгоду, лишенный сильных защитников. Но в то время, как
древняя столица наша клонится к совершенному падению, возникает
новая под сению Властителя, давно известного мужеством и великодушием.
Еще при жизни Георгия Долгорукого сын его,
Андрей, в 1 155 году уехал из Вышегорода (не предуведомив отца о сем намерении).
Феатр алчного властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития,
Россия южная, в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, иноплеменниками и
своими, казалась ему обителию скорби и предметом гнева Небесного. Недовольный,
может быть, правлением Георгия и с горестию видя народную к нему ненависть,
Андрей, по совету шурьев своих, Кучковичей, удалился в землю Суздальскую, менее
образованную, но гораздо спокойнейшую других. Там он родился и был воспитан; там
народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял государей, но
повиновался им усердно и сражался за них мужественно. Сей Князь набожный вместо
иных сокровищ взял с собою Греческий образ Марии, украшенный, как говорят
Летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчуга и камней
драгоценных; избрал место на берегу Клязьмы, в прежнем своем Уделе: заложил
каменный город Боголюбов, распространил основанный Мономахом Владимир, украсил
зданиями каменными, Златыми и Серебряными вратами. Как нежный сын
оплакав кончину родителя, он воздал ему последний долг торжественными молитвами,
строением новых церквей, Обителей в честь умершему, или для спасения его души; и
между тем, как народ Киевский злословил память Георгия, священный Клирос
благословлял оную в Владимире. Суздаль, Ростов, дотоле управляемые Наместниками
Долгорукого, единодушно признали Андрея Государем. Любимый, уважаемый
подданными, сей Князь, славнейший добродетелями, мог бы тогда же завоевать
древнюю столицу; но хотел единственно тишины долговременной, благоустройства в
своем наследственном Уделе; основал новое Великое Княжение Суздальское,
или Владимирское, и приготовил Россию северо-восточную быть, так сказать,
истинным сердцем Государства нашего, оставив полуденную в жертву бедствиям и
раздорам кровопролитным.
Борис Георгиевич, княжив при отце в Турове, или
добровольно выехал оттуда в Суздальскую область, или был изгнан Юрием
Ярославичем, Святополковым внуком, который, происходя от старшей ветви
Княжеского Дому, имел право на самую область Киевскую. Изяслав, желая доставить
Удел Владимиру Мстиславичу, соединился с Князьями Волынскими, Галицким,
Смоленским и приступил к Турову. Юрий искал мира, но мужественно оборонялся, и
чрез 10 недель многочисленное войско осаждающих удалилось, потеряв большую часть
коней своих от заразы.
[1158 г.] В числе Изяславовых союзников
находились и Полочане, которые едва ли уступали тогда Новогородцам в
своевольстве. Мы упоминали о несчастии князя Рогволода Борисовича, изгнанного
ими без всякой основательной причины: Святослав Черниговский дал ему
вспомогательную дружину, и жители Друцка с великою радостию приняли его, выслав
Глеба Ростиславича, ограбив дом, Бояр, друзей сего последнего. Отец Глебов, видя
опасное волнение и в самом Полоцке, старался задобрить граждан ласками, дарами
и, взяв с них новую присягу, осадил Друцк. Сильный отпор жителей заставил сего
Князя искать мира: Рогволод дал клятву жить с ним в братстве и нарушил оную
вместе с вероломными Полочанами, которые, думая загладить измену изменою,
послали сказать ему: "Князь добрый! Мы виновны, свергнув тебя с престола и
разграбив твое имение: не помни зла и возвратися к нам: выдадим тебе Ростислава
Глебовича". Он согласился с ними; но Ростислав, уведомленный об их замысле,
ходил вооруженный, носил латы под одеждою и смелостию вселял боязнь в злодеев.
Наконец они устыдились своей робости и звали Князя, жившего за городом, в
собрание народное, будто бы для дел государственных. "Вчера я был у вас, -
ответствовал Ростислав: - для чего же вы не говорили о делах?" - однако ж поехал
в город. Верный Отрок Княжеский остановил его: ибо народ уже снял с себя личину,
грозно вопил на Вече и лил кровь Бояр, преданных Глебовичам. Ростислав, соединив
дружину, удалился в Минск к брату Володарю; а Рогволод, подкрепленный силою
Князя Смоленского, отнял Изяславль у Всеволода Глебовича и предписал мир его
брату: остался Князем Полоцким, дал Всеволоду Стрежев, Изяславль Брячиславу
Васильковичу и восстановил тишину кратковременную. Володарь, третий сын Глебов,
воевал тогда с Литвою: братья присягнули за него в верном исполнении мирных
условий.
Изяслав Давидович не долго жил в союзе с
Галицким и Волынскими Князьями. Поводом к сему разрыву служил знаменитый Воевода
первого, Иоанн Берладник. Князь Галицкий, ненавидя и боясь сего брата
двоюродного, изгнанного Владимирком, умел склонить на свою сторону не только
Венгерского Короля с Поляками, но и многих Князей Российских, желая, чтобы они
вместе с ним убедили Изяслава выдать ему Иоанна. Гнушаясь делом столь жестоким,
великий князь отвечал их Послам в Киеве, что он никогда на то не согласится.
Иоанн же, бесчеловечно гонимый, хотел мстить Ярославу Владимирковичу: ограбил
несколько богатых судов на Дунае, нанял 6000 Половцев и вступил в Галицию; но
скоро был оставлен сими хищниками, ибо не дозволял им опустошать земли и щадил
доброхотствующих ему жителей. Сведав, что Ярослав вооружается, Великий Князь
предложил Святославу Ольговичу тесный союз и два города, Мозырь и Чечерск. Тут
Святослав оказал бескорыстие великодушное. "Признаюсь, - говорил он, - что я
досадовал, когда ты не отдал мне всей области Черниговской; но сердце мое
ненавидит злобу между родными. Если враги несправедливые угрожают тебе войною,
то они будут и моими врагами. Сохрани меня Бог от мздоимства в таком случае: не
хочу никаких городов и вооружаюсь". Пировав три дня, они дали знать Князю
Галицкому, что готовы соединенными силами отразить его нападение. Ярослав
успокоился; но Великий Князь вздумал сам объявить ему войну за Иоанна
Берладника: ибо многие Галичане звали сего Воеводу в землю свою, уверяя, что
народ толпами устремится под его знамена и что сын Владимирков не любим
гражданами. Святослав Ольгович не хотел идти; удерживал Великого Князя;
представлял ему, что Иоанн не сын, не брат их; но пылкий Изяслав с угрозами
ответствовал в Василькове Послу Черниговскому: "Скажи брату, что он, по
возвращении моем из Галича, волею и неволею может отправиться назад в Новгород
Северский!" Добродушный Святослав с горестию видел несправедливость своего
родственника, желая ему добра и мира Государству. "Богу открыто смирение души
моей, - сказал он Вельможам: - я не искал управы мечом, когда Изяслав, вместо
целой области Черниговской, дал мне только семь городов, опустошенных Половцами
и населенных псарями. Он еще не доволен, и за миролюбивый, благоразумный
совет грозится, вопреки святой клятве, выгнать меня из Чернигова! Но Провидение
карает вероломных". Оно в самом деле наказало брата его. Галицкий, соединясь с
Волынскими Князьями, Изяславичами и дядею их, Владимиром Андреевичем,
предупредил Великого Князя и занял Белгород. Изяслав обступил их с войском
многочисленным: одних Половцев было у него с лишком 20000. Указывая на сильные
полки свои, он с гордостию требовал, чтобы союзники вышли из города. Но Берендеи
и Торки изменили ему; начальники их тайно велели сказать Мстиславу: "Князь! От
нас все зависит. Если будешь нам другом, как отец твой, и дашь каждому по
доброму городу, мы оставим Изяслава". Они сдержали слово: в глубокую полночь
зажгли шатры свои и с грозным воплем ускакали в город. Пробужденный ночною
тревогою, Великий Князь сел на коня; увидел измену и бежал за Днепр вместе с
Владимиром Мстиславичем, его другом; Половцы также: многие из них утонули в
Роси; других пленили Юрьевцы и Берендеи.
Союзники вошли в столицу, послав объявить
Смоленскому Князю, Ростиславу, что они единственно для него завоевали престол
Киевский и будут ему послушны как старшему. Мстислав требовал только, чтобы
низверженный Митрополит Климент снова управлял церковию Российскою: "ибо
Константин (говорил он) клял память отца моего". Но Ростислав не хотел слышать о
Клименте, избранном, по его мнению, беззаконно. Наконец согласились, чтобы не
быть Митрополитом ни тому, ни другому и призвать нового из Царяграда. Изгнанный
Мстиславом, Константин уехал в Чернигов и скоро преставился, удивив
современников и потомство странностию своего завещания. Он вручил запечатанную
духовную Святителю Черниговскому, Антонию, и требовал, чтобы сей Епископ
клятвенно обязался исполнить его последнюю волю. Антоний в присутствии Князя
Святослава срезал печать и с изумлением читал следующее: "Не погребайте моего
тела: да будет оно извлечено из града и повержено псам на снедение!" Епископ не
дерзнул нарушить клятвы; но Князь, страшась гнева Небесного, велел на третий
день привезти тело Митрополита в Чернигов и с честию предать земле в Соборной
церкви, подле гроба Игоря Ярославича. Летописцы рассказывают, что в сии три дня,
ясные для Чернигова, была ужасная буря и молния в Киеве; что одним громовым
ударом убило там семь человек и ветер сорвал шатер Ростислава, стоявшего тогда в
поле близ Вышегорода; что сей Князь старался молитвами в церквах умилостивить
Небо и что вдруг настала тишина, когда совершилось погребение Митрополитова
тела.
В княжение Изяслава Новгород вторично испытал
бедствие мора: не успевали хоронить ни людей, ни скота; от смрада бесчисленных
трупов нельзя было ходить по городу, ни в окрестностях. Летописцы не говорят о
происхождении, свойстве и наружных знаках сей язвы, которая свирепствовала
единственно в Новегороде.
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.