акад. Личман Б.В., проф. Скоробогтский В.В., проф. Постников С.П.
История России с древнейших времен до второй половины XIX века
Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995
2.
Основные концепции (интерпретации) исторического процесса
В последние годы в общественном
сознании заметно меняется отношение к историческому знанию. Наше понимание прошлого, близкого (советский период) и
далекого (дооктябрьский период), оценка настоящего и коренящихся в нем тенденций к будущему (какому?), проблема особого пути
России в мире — все это актуализирует интерес к истории. Но на фоне этих перемен отчетливо видны три обстоятельства. Во-первых,
массовое сознание, как и прежде, тяготеет к мифологическим представлениям о прошлом и настоящем, отвергая попытки теоретического
осмысления истории или создавая на почве таковых новые мифы. Мы по-прежнему, говоря словами
Пушкина, ленивы и нелюбопытны к
собственному прошлому. Во-вторых, обнаружился феномен «белых пятен» в истории,
когда мы с удивлением узнаем, что большинство наших исторических сведений являются ложными, не соответствуют тому,
что было. И в-третьих, идеализация недавнего прошлого, сопровождавшаяся «очернением»
дооктябрьского времени, сменилась прямо противоположной тенденцией к идеализации второго и «очернению» первого. Все это
рождает сомнение в возможности объективного, зависящего от политической или иной конъюнктуры исторического знания.
По-видимому, эти сомнения
порождаются специфическим характером исторической науки, которая в большей
степени, нежели естествознание, зависит от идеологической ситуации в обществе и для
которой губительна монополия той или иной идеологии на духовное господство в
обществе.
Христианская
интерпретация исторических фактов
Предпосылки научного понимания
истории складывались в русле религиозных представлений о мире, составивших онтологическую основу мировоззрения
европейской цивилизации с IV — V вв. до середины XVIII в. включительно.
В рамках религиозных воззрений
формировались основные проблемы и идеи исторической науки. Первая из этих проблем
— вопрос о смысле и содержании человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства, смысл истории
заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая
личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ею потребностей и
страстей, приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. В
этом смысле человек выступает уже как продукт собственного исторического развития, а не как стихийная сила природы,
полностью подвластная слепой судьбе, как это было в античной истории. Освобождение
человека, превращение его в сознательного исторического деятеля — основное
содержание исторического процесса, как он представлен в христианстве.
Вторая проблема — вопрос о
начале и конце истории. Начав отсчет человеческой истории от грехопадения Адама .и Евы и изгнания их из рая, христианская
историософия подчеркивает качественное различие между исторической жизнью человека и его первобытным существованием,
а также фиксирует внимание на хронологической стороне исторического процесса, без чего невозможна наука истории.
Идея конца истории, сроки которого скрыты от человеческого разума, имела научное значение в том плане, что накладывала
запрет на попытки пророчеств и утопических предсказаний о будущем, ориентировала историческое познание на область реальных
фактов и тенденций.
Третья проблема — вопрос о
внутренней структуре исторического процесса, закономерно проходящего определенные ступени, которые позднее были
интерпретированы как ступени исторического прогресса человечества на пути к свободе. В связи с этим был поставлен
вопрос о соотношении общества и природы, о влиянии природной среды на исторический процесс
- географических, климатических, этнобиологических условий, в которых совершается история.
Христианская историософия
оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под
воздействием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт,
что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем
была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые ее линии, пролегающие по
языческой периферии христианского мира.